2016-09-14

Доска почета села Утрг



.


Искать монастырь Горни Брчели мы решили на обратном пути. А из Брчелей Нижних мы направили свой автомобильчик по узкой гравийной дороге среди густого леса еще выше в предгорье. Следующую нашу остановку я наметил в селе Утрг, которое находится на земле племени Подгор. Это место я задумал посетить по нескольким причинам. Утрг, который впервые упоминается в документах 1614 года, село пограничное. Оно отделено от побережья и Паштровичей горами Большая и Малая Троица. И мне казалось, что именно на склонах Малой Троицы в 1837 году произошел конфликт между австрийцами и черногорцами, которыми руководил русский капитан Егор Ковалевский. Возможно, пограничный камень с Иванбеговым крестом (Крстов камэн) надо искать именно там. Поэтому мне очень хотелось взглянуть на эту самую Троицу поближе и понять, стоит ли пытаться на неё заползти, и с какой стороны это сделать проще?
Црмница. Западный Подгор

Подгор 1930. Свадьба



Кроме этой стародавней истории Утрг интересен своими уроженцами. Не каждое черногорское село может похвастать таким количеством интереснейших людей, которые здесь родились.


Утрг

Утрг. Настоящий црмницкий дом. Нежилое приземле с аркой используется как хлев


Дорога переваливалила через очередной лесистый холм и перед нами раскрылась панорама Утрга. Село большое. И самое поразительное, что в такой Богом забытой глуши Утрг сегодня выглядит вполне живым. Асфальтовые дороги, ухоженные дома, ровные виноградные лозы на террасированных склонах. Вот только людей практически не видно. Согласно переписи 2003 года в селе проживает всего 36 взрослых жителей. Тишина! На краю деревни кладбище, больше похожее на асфальтированный воинский плац. Но нам было интересно найти другое место.


Памятник борцам за социалистическую революцию из Утрга


В центре села дорога расширяется и становится похожа на небольшую площадь. На краю площади в 1974 году установлен памятник борцам за социалистическую революцию из Утрга. Рядом со специально выстроенным домом памяти выставлены в ряд бюсты героев-партизан и, чуть особняком, бюст самого видного уроженца Утрга Светозара «Темпо» Вукмановича. Весь этот комплекс был создан в 1981 году. Но за более чем 30 лет ничего не обветшало, все бюсты и дом-музей находятся в прекрасном состоянии.


.

.

Светозар Вукманович Темпо


Светозар Вукманович (Светозар Темпо Вукмановић / Svetozar Tempo Vukmanović) родился 14 августа 1912 года. Он с отличием окончил начальную школу, затем гимназию в Цетине и в 1935 году белградский университет. Уже в годы учебы в Белграде Светозар начал активно участвовать в революционном движении. В октябре 1940 года он был избран в Центральный комитет КПЮ. По заданию партии Вукмановичу приходилось много работать не только в Сербии, но и Македонии. В это время он получил партийное прозвище «Темпо» за способность быстро выполнять порученное и требовать этого от других. 


1944. Пещера Тито на острове Вис (Titova špilja)
Слева на право: Бакарич, Милутинович, Кардель, Тито, Ранкович, Светозар Вукманович (в пилотке), Джилас


К началу оккупации Сербии Вукманович находился в непосредственном подчинении Иосипу Броз Тито и начал заниматься решением организационных вопросов партизанского движения и вооружённого сопротивления. 26 сентября 1941 года Темпо был назначен командиром Главного штаба партизанских отрядов НОАЮ в Боснии и Герцеговине, а затем вошёл в Верховный штаб НОАЮ. В 1943-44 гг. он врзглавлял партизанское движение в Македонии и осуществлял координацию действий с партизанскими отрядами в Греции, Албании и Болгарии.
После войны Светозар Вукманович занял пост руководителя Главного политического управления Югославской народной армии и заместителя Министра обороны маршала Тито (с 1944 по 1948 годы). Из армии он окончательно демобилизовался в звании генерал-полковника.


.


В июне 1948 года Вукманович входит в ЦК КПЮ, с 1952 года является членом Исполкома ЦК КПЮ, с октября 1966 года - членом Президиума ЦК СКЮ. В 1953 года Темпо возглавил Экономический совет и был назначен заместителем председателя Союзного исполнительного веча с 1954 по 1958 годы. Неоднократно Светозар Вукманович бывал в СССР. Он был кавалером множества орденов и медалей, в том числе и Ордена Народного героя Югославии (1951) и советского Ордена Кутузова I степени.
В конце 60-х Вуксанович совершил непростительную политическую ошибку. Развивая тему отдельного пути югославского социалистического строительства, он заявил, что для улучшения уровня жизни югославским рабочим необходимо устраивать забастовки, которые невозможны в других социалистических странах. Такой несанкционированной отсебятины Тито ему не простил. Вукмановича обвинили в клевете на партию и попытке разжечь мятеж. Почти со всех занимаемых постов Вукманович был отстранен.


Светозар Вукманович в своем доме, в Режевичах

«Голубь мира». Рисунок Пабло Пикассо
из коллекции Светозара Вукмановича


Что оставалось делать опальному народному герою? Вукманович начал писать мемуары, продолжил собирать коллекцию произведений искусства. Небольшая коллекция зарубежных мастеров Светозара Вукмановича, в которой есть работы Ренуара, Пикассо, Шагала, Дали, была перенесена после его смерти в Художественный музей Черногории, расположенный в Доме правительства в Цетине. В 1986 году вместе с Гораном Бреговичем Вукманович записал старую революционную песню «Падай, гнет и неправда» (Падај сило и неправдо).

Умер Светозар Вукманович 6 декабря 2000 года в своем доме, в селе Режевичи близ Петровца и был похоронен в родном Утрге, в фамильном склепе, вместе с братом Лукой.

Помните. Именно упоминанием о Священномученике Луке Цермничском я закончил расСказку о монастыре Доньи Брчели.


.
Старший брат Светозара Лука Вукманович родился 14 октября 1907 года. После завершения семинарии в Цетине, в 1927 году, он поступил на факультет православного богословия белградского университета. Однако смог закончить только первый курс. Почти одновременно умерли его старший брат (1927) и отец (1928). Чуть раньше не стало старшей сестры. Для помощи матери и младшему брату Лука возвращается из Белграда и становится приходским священником в Овточичи, рядом со своим родным селом Утрг.
В 1931 году во время церковной службы некий Йован Степчевич трижды выстрелил из револьвера в отца Луку. Убийца оказался психически больным человеком. Тяжелораненого священника доставили в больницу, где ему сделали операцию.
Через некоторое время Вукмановича перевели служить в Македонию, а затем он стал преподавать закон Божий в гимназии в македонской столице Скопье. Лука начал писать богословские работы. В 1940 году защитил диссертацию о материалистическом и христианском понимании истории на православном богословском факультете белградского университета. В отличие от младшего брата, он был ярким и последовательным противником коммунистической идеологии. Развенчанию коммунистических идей была посвящена его диссертация, множество статей и выступлений.
В 1941 году, после оккупации Македонии, Лука Вукманович вернулся вместе с семьей Черногорию. Отец Лука начинает преподавать богословие в Цетинской гимназии. Он не изменил своим взглядам, поддерживал борьбу и против оккупантов, и против коммунистов. Священник часто посещал заключенных в тюрьмах и устроенных итальянцами концлагерях. В начале 1944 года отец Лука был арестован и сам провел несколько дней в тюрьме.
Во второй половине 1944 года, когда победа коммунистических партизан под руководством Иосифа Броз Тито стала очевидной, отряды монархически настроенных четников стали уходить из Черногории через Боснию и Хорватию в Словению и дальше в Австрию. Вместе с ними уходило духовенство и люди, для которых коммунистический режим был неприемлем. С одной из таких групп в Словению ушел и Лука Вукманович. Он боялся, что партизаны из-за его антикоммунистической деятельности могут убить его старшего сына Чедомира, которому было 14 лет, и поэтому взял его с собой. В конце мая 1945 года эта группа находилась недалеко от словенского города Камник. Всем было известно, что Тито объявил о том, что любые противники коммунистов, которые не запятнали себя убийствами, могут не боятся возмездия со стороны партизан. Поэтому командиры четников рекомендовали мирным беженцам сдаться партизанам, а сами четники решили пробиваться дальше через Австрию в Западную Европу.
Группа численностью до тысячи человек, в которой были отец Лука с сыном, вошла в Камник и сдалась словенским партизанам. Черногорцев разместили в лесу, недалеко от города, в Камничской Быстрице. Через три дня группу окружила 5-я черногорская пролетарская бригада из состава 3-й пролетарской дивизии. Была произведена перепись всех сдавшихся, в которой учитывалось не только имя и год рождения, но и род занятий. В тот день к отцу Луке подошел поздороваться командир 3-го батальона черногорской бригады Марко Джурович, с которым Вукманович был знаком еще до войны. Джурович взял сына отца Луки Чедомира и, назвав своим курьером, отвел в штаб батальона, и, как оказалось, тем самым спас ему жизнь.
На следующий день партизаны, сверяясь со списком, сформировали колонну, в 60 человек. В их числе оказался и Лука Вукманович. Вечером того же дня эти люди были расстреляны.


Лука Вукманович. Цетине 1937 год

Святой Великомученик Лука Вукманович
Икона из монастыря Нижние Брчели


Роль Светозара Вукмановича в смерти брата остается неясной. Некоторые говорят, что он был проинформирован, и его просили принять решение о том, как необходимо поступить с его братом. Ответ Темпо был: "То же, что будет и с другими".
В своей книге "Моя семья", много лет спустя, Светозар Вукманович написал, что первую информацию он получил после освобождения партизанами Цетине, и не мог поверить, что партизаны расстреляли священника, т.к. был уверен, что Лука и Чед должны были пробираться из Подгорицы на юг, и через Скадарское озеро уйти к союзникам. Сыну Луки Чедомиру удалось выжить. Он вырос и получил образование благодаря дяде Темпо. В своих воспоминаниях Чедомир писал, что Светозар не знал, что случилось с его братом Лукой. Фотография погибшего брата всегда стояла в кабинете у Светозара в его доме в Режевичах.
В своей книге «Революция идет!» Светозар Вукманович писал: «Я не хотел разговаривать со своей матерью о Луке. Она не осмеливалась даже упоминать его имя при мне. Только однажды она пыталась сказать, что он не был заодно с оккупантами, но я ее грубо прервал и сказал, чтобы она больше не смела вспоминать о нем в моем присутствии, если хочет быть со мной. Больше мать о нем не говорила».

В мае 2000 года решением Священного Синода Сербской Православной Церкви Лука Вукманович был канонизирован.


.

Утрг. Церковь Святого Георгия

.


На самом верхнем краю села стоит церковь Святого Георгия (Crkva Svetog Djordja). Храм был выстроен в 1886 году, но разрушен землетрясением 1979 и обновлен в 2000-2001 годах. На местном погосте нашли свой последний приют многие из Вукмановичей. А вот фамильную могилу, в которой похоронены Светозар и Лука, оказывается надо было искать на нижнем (новом) кладбище. Но об этом я узнал уже после поездки.
Так же как и жили, так и лежат рядом с Вукмановичами на старом кладбище представители другой местной фамилии – Хайдуковичи. Имя одного из Хайдуковичей можно увидеть и на табличке, которая установлена рядом с памятником революционному юнаку.


.
Давайте почитаем учебник географии Княжества Черногория для учеников третьего класса начальной школы (Popović i Jovan Roganovi. 1899).
Население <Црмницы>. Большинство людей в этой нахии заняты в сельском хозяйстве и животноводстве; торговле вином и рыбной ловле. Из этой нахии большинство людей разошлось по свету, чтобы заработать хоть что-нибудь. Народ благочестивый, трудолюбивый, доброго здоровья и опрятный.

Вот вам как раз короткий рассказ о таком человеке.
Уроженец Утрга Йово Хайдукович (Jovo /  Jovan 1879-1965) в 1903 году пересек океан и добрался до Аляски. Его поступок не был чем-то исключительным. В поисках лучшей доли, привлеченные «золотой лихорадкой», сюда перебиралось множество людей, среди которых было и большое количество черногорцев.
«Поистине, я была вдохновлена черногорцами, которые поселились на Аляске. Я всегда задавалась вопросом и удивлялась, как это возможно, что так много людей из одной такой небольшой страны как Черногория, перебрались почти на другой край мира, и почти всем удалось выделиться среди большого числа иммигрантов со всего света».
 Писательница Джуди Фергюсон (Džudi Ferguson / Judy Ferguson) живет на Аляске, в городе Фэрбенкс, который основал Джон Хайдукович (John Hajduković). В своей книге «Parallel Destinies» (Paralelne Sudbine) Фергюсон описала возникновение и развитие Фэрбенкса через историю жизни Джона.
Джон Хайдукович называл Аляску «Белая Црмница». Здесь ему пришлось выполнять буквально любую работу: копать золото, ловить рыбу, осуществлять исполнительную и судебную власть. Он говорил на четырех языках, и легко сходился с людьми, причем не только с эмигрантами, но и с коренными жителями Аляски индейцами и эскимосами. Неутомимый исследователь Хайдукович стал защитником интересов аборигенов, главным правительственным переговорщиком с индейскими племенами региона. На всей территории от побережья и до канадской границы он стал для индейцев отцом, защитником и представителем закона.
Дом черногорца Джона и его жены шведки Рики Валлен "Rika Hoadhouse" в Фэрбенксе теперь является музеем и национальным достоянием США. В честь Хайдуковича названа одна из вершин Аляски "Mont Hajdukovich".
Отчий дом Джона-Йово в родном селе Утрг тоже был недавно отреставрирован.


Джон и Мило Хайдуковичи

Дом Джона Хайдуковича в Утрге (несколько лет назад)

Дом Джона Хайдуковича в Утрге

.


А что же с Крестом Ивана Черноевича, о котором я упоминал в самом начале?
Посмотрел я на Троицу и решил поиски не начинать (пока). Если заветный камень и существует на самом деле, то найти его где-то на склоне громадной горы будет, пожалуй, сложнее, чем иголку в стогу сена.
Подожду. Вдруг появится какая-то более конкретная информация.

А после Утрга мы отправились назад, на поиски монастыря Горни Брчели




Дополнение.
В 2023 году мы нашли место австрийской казармы в Паштровичах, о которой писал Е.П. Ковалевский. Эти поиски описаны в отдельной оасСказке "Казарма Видрак. По следам странствователя Егора Ковалевского".




Црмница. РасСказки:


Церковь Свети Томе в Лимлянах. По воде аки посуху

Сотоничи и Орахово. Были и небыли

Россыпь историй в Горних Брчелах

Доньи Брчели в тумане истории

 

Основные источники знаний:
Savo Lekic - Najstariji pomeni crmničkih naselja





Комментариев нет:

Отправить комментарий