2016-09-14

Доньи Брчели в тумане истории

  

Сомненья нет, что это самозванец.
Но, признаюсь, опасность не мала.
Весть важная! И если до народа
Она дойдет, то быть грозе великой.

      А.С.Пушкин - Борис Годунов (1825)

 

   

Монастырь Donji Brčeli

 

Написано уже немало расСказок. Однако о Черногории, Старой Черногории, не написано почти ничего. Если не считать упоминания о Реке Црноевича, то все расСказки о Приморье, которое, как мы с вами помним, к Старой Черногории имеет весьма посредственное отношение.
А раз так, то чтобы как-то исправить ситуацию, я решил посетить самую-присамую черногорскую - Црмничскую нахию. На мою удачу, сопровождать меня согласился Мирко, большой знаток этих мест и черногорской истории.
Забираться в Црмницу (Crmnica) я решил от поворота с Ядранской магистрали возле Петровца. Мирко предложил не возвращаться тем же путем, а, после посещения Брчелей и Утрга, спуститься к Сотоничам, и дальше, через туннель Созина вернуться в Бар.


Нахии Старой Черногории


Црмница (Crmnica), самая южная черногорская нахия, является уникальной природно-географической областью, которая со всех сторон кроме восточной окружена горами. Высота гор в некоторых местах превышает тысячу метров. Расположенная между Паштровичами и Скадарским озером, на юге ограниченная горными массивами Суторман и Румия, Црмница являлась самой плодородной областью Старой Черногории. Благоприятные природные условия, мягкий средиземноморский климат, обилие воды и богатая и разнообразная флора и фауна с древнейших времен привлекали людей. Црмницу иногда называют "частичкой черногорского рая" и "житницей Черногории". Эти места широко известны не только своими виноградниками и медом, здесь выращивались различные фрукты, в том числе и тропические. Развито было и животноводство. Црмница славилась множеством разных видов сыров, и особенно редкими сортами козьего сыра.

 

Прекрасен уголок, который Черногорцы называют Цермницей. Это самый нижний и вместе самый южный уступ их заоблачного гнезда. Здесь суровость горной атмосферы смягчается; студеная мгла, отрясаемая ледяною маковкою Ловчина, достигает сюда теплыми дождями, или освежительной росой; нет свирепой боры; нет и удушительного широко, затем, что море, из-за которого приносится это тлетворное дыхание тропиков, все еще отгорожено высокими планинами. Измученные смертным однообразием голого камня, из которого сгромождена Черная-Гора, вы с неописанным наслаждением встретите здесь снова всю роскошную растительность юга: янтарь и пурпур винограда, золото апельсинов, сизые кудри маслин, атласную зелень широколиственных смоковниц. Нынешний Владыка недаром в своих стихотворениях называет Цермницу черногорской Италией!

Николай Иванович Надеждин «Черногорцы (Из воспоминаний путешественника)». 1842


Из книги "История о Черной Горы" митрополита Василия Петровича Негоша, 1754

Црмница


Найденные фрагменты первых поселений в Црмнице принадлежат иллирийцам.
Первое документальное упоминание о Црмнице относится ко второй половине XII века. Его можно обнаружить в «летописи попа Дуклянина», где область названа по латински Cermeniza. В летописи указано, что Црмница является одной из жупанств княжества Зета. В XIII веке область была густо заселена. Долгое время этот регион был самым густонаселенным в Черногории.
Также как другие районы Черногории, Црмница в XVI и XVII веках попала под бремя турецкого владычества, а её жители все чаще стали выражать желание перейти под власть Венецианской республики. Венецианцы, зная настроение црмчан, провели переговоры с властями Скадарского санджака о возможности перехода Црмницы, но сделать ничего не смогли. По соглашению 1503 года Црмница осталась под турецким влиянием. Црмчане оказались в наихудшем положении среди всех черногорских нахий, так как они находились в пограничной зоне между Османской империей и Венецианской республикой. Турки совершали весьма частые набеги на Црмницу и дальше, через ее территорию.
Жители Црмницы бились с турками много и часто. Они выступали на стороне венетов в венецианско-турецких столкновениях. Особенно отличились црмчане во время нападения венетов на Бар в 1649 г.
Среди выходцев из Црмницы особо следует отметить владыку Арсения Пламенаца, который управлял Черногорией с 1781 по 1784 год. Резиденцией которого был монастырь Доньи Брчели. Сей митрополит был похоронен в монастыре Горни Брчели, но место захоронения точно не установлено.

.


  И вот уже мы катимся вверх, на Паштровическую гору, проезжая мимо тех мест, которые я описывал раньше. Осталась позади церковь Святого Креста в Новоселье, остались места, где начинаются пешеходные тропы к форту Копац и перевалу Пресека. Колеса автомобильчика пересекли незримую границу между Паштровичами и Црмницей, между бывшими Венецианскими/Австро-Венгерскими землями и Черногорией. Через некоторое время сворачиваем на второстепенную дорожку, которая ведет нас по лесистому Црмничскому предгорью в места заселенные исстари племенем Брчели (Brčeli или Brčelo). И если лучшая область в Старой Черногории это Црмница, то Брчели – наилучшее место в Црмнице.
Левый поворот к монастырю Горни Брчели мы пропустили. Оказалось, дорожный указатель кто-то снял, но вот ниже, в долине меж гор мы увидели храм Святого Николая Чудотворца. Это монастырь Доньи Брчели (Manastir Sv. Nikole u Donjim Brčelima). Чуть дальше есть съезд к самому монастырю. Но мы оставили машину на дороге, а сами спустились вниз пешком по крутой тропинке.

Церковь Святого Николая Чудотворца. 1845

Монастырь Donji Brčeli. Церковь Святого Николая Чудотворца


Вся история Нижних Брчел удивительно туманно. Факты разрозненны и противоречивы. Первое упоминание о Брчелах найдено в повелении короля Стефана Дечанского от 1326 года, которым он подтвердил дар села Брчелы со всеми жителями Вранинскому монастырю.
Чаще всего встречается информация о том, монастырь Доньи Брчели был основан в XIV или XV веке. Однако нельзя исключить и век XIII, как время возведения первых строений на месте монастыря. Начало истории неразрывно связано с тремя Еленами. Возможно, что первой заложила церковь в честь святого Николая Чудотворца и основала монастырь королева Елена Анжуйская, жена Уроша I Неманича (Уроша Великого).
Часто, однако, начало истории монастыря в XV веке связывают с Еленой Балшич, дочерью Святого князя Лазаря Хребеляновича и женой господаря Зеты Джураджа II Страцимировича Балшича. Во времена Елены Балшич монастырь служил летней резиденцией семьи Балшичей. Рядом с храмом Джураджем II Страцимировичем Балшичем в конце XIV века был построен дворец. Некоторые источники относят строительство и церкви и дворца ко времени Страцимира Балшича или даже ко времени Балши I (деда Джураджа).
Третья Елена, которая упоминается в связи с историей Нижних Брчел, супруга сербского деспота Лазаря Бранковича, дочь Фомы Палеолога.
Совершенно невнятно источники упоминают о том, что в XV веке церковь была разрушена и затем вновь восстановлена и расширена. В 1859 (1856) году в колокольню храма ударила молния. Сила стихии была такова, что колокола и камни колокольни были разбросаны на расстояние пяти минут ходьбы от монастыря.

Герб Николы I Петровича Негоша и дата восстановления храма


  Церковь Святого Николая в монастыре Доньи Брчели приобрела свой внешний вид в 1861 году, благодаря князю Николе I Петровичу Негошу.
Восстановленная церковь выстроена из крупных каменных блоков, сложенных горизонтальными рядами. Храм увеличился в размерах. Его удлинили в сторону входа на треть. Внутри церкви можно различить основание более древнего строения. Длина храма примерно 16,5 м, ширина 6,5 метра. При восстановлении были использованы каменные блоки от старого здания, которые особенно заметны на южной стене и апсиде. На западном фасаде церкви над входом закреплены две мраморные скрижали, одна под другой, с гербом и вензелем князя Николы и годом реставрации. Большой деревянный иконостас выполнен македонским иконописцем Василием Джиновским в 1910 году.

Церковь Святого Николая Чудотворца


Снаружи на стенах, под карнизом крыши и на апсиде, выложен каменный фриз из маленьких аркад и консолей из белого и розового камня. Скорее всего, это украшение повторяет декор храма времен Елены Балшич.
Звонница с тремя колоколами сложена из двухцветного камня (серого и розового) и установлена над входом, со стороны западного фасада. Её установили в 1863 году. В середине фасада прорезана сквозная восьмиугольная розетка. Церковь освещается арочными окнами, по одному на каждой боковой стене и в апсиде.

Руины здания монастырской школы


Монастырские строения, здания столовой, школы и церкви Святого Николая, очень сильно пострадали во время Второй мировой войны, а затем и во время апрельского землетрясения 1979 года. После землетрясения храм был восстановлен, а здания монастырского приюта и школы до сих пор находятся в руинах.

Никольский храм после землетрясения 1979 года


В монастыре работала начальная школа, которую в 1868 году перевели сюда из монастыря Горни Брчели. В 1872 году была открыта семинария, которая просуществовала лишь до 1884 года, а затем была закрыта из-за слишком небольшого числа учащихся. Но школа, в которой учились дети со всей Црницы, продолжала работать.

Перед храмом видно здание монастырской столовой


Монастырские жители предложили нам отобедать. Мы вежливо отказались – еще не голодны. Но с удовольствием сели в тенёчке, под навесом восстановленной монастырской столовой, поболтать «за жизнь» с монахом Иосифом.
Разговор конечно пошел о Штепане Малом, самозванце и черногорском царе. Со времен Екатерины Великой, каждый, кто писал о русско-черногорских связях, не обошел стороной этого самозваного Российского императора Петра III. Жизнь Штепана очень интересна, но обросла за столетия множеством небылиц. Подробно на жизнеописании этого черногорского монарха я останавливаться не буду, но рекомендую познакомиться с этой историей, которая выглядит фантастично, не смотря на то, что случилась на самом деле. Вы легко найдете множество упоминаний о Штепане Малом в сети. Вот только предупреждаю: не верьте ни слову!
При жизни Штепан немало попортил крови венецианцам и османам, своим самозванством привел в смятение Россию, а после смерти совершенно не вписался в канву официальной черногорской истории.

.


2-го числа (1769), в десятом часу поутру, в Бурчельской монастырь приехал на лошади, с конвоем нескольких Черногорцев, Степан Малый, который в келии одного здешнего игумна сокровенно жил девять месяцов, и когда допущен он был к его сиятельству, то разговоры его, поступки и обращения заставили заключать об нем, что он в лице вздорного комедианта представлял ветреного или совсем сумасбродного бродягу. Росту он среднего, лицем бел и гладок, волосы светлочерные, кудрявые, зачесаны назад и без завязки распущены, молод, лет в тридцать пять, одет в шелковое белой тафты платье длинное, по примеру Греческому; на голове скуфья красного сукна, которой он ни пред кем не скидывает; с левого плеча лежит у него тонкая позолоченная цепь, а на ней под правою рукою висит икона в шитом футляре, величиною в Российской рубль; в руках носит обыкновенный Турецкий обушек. Голос имеет он тонкой на подобие женского, в речах скор, а выговор по большой части Бошняцкой.
Из дневника экспедиции в Черную Гору князя Юрия Долгорукова

  И при сем ва известие вашему высокородию даю знати, що имеет полтара года, как у нас у Черной Гори явился Счепан Мали … А от прошлога августа 15-го числа начало се говорит, що он — Петар Третий Феодорович. … И по сему оглашению устали против его и нас и общаства нашего великия неприятелии, и многая сума денежна дается о пагублении его персони али о прогнани его.
Из письма митрополита Саввы Петровича министру-резиденту в Константинополе А. М. Обрескову. 12 октября 1767 г.

А на другой день потом получил … подтверждение от самого выше означенного митрополита Саввы Петровича чрез письмо его ко мне, писанное от 12 октября и при сем в оригинале прилагаемое, … и на которое я ему, архиепископу, по желанию его ответствуя, оказал ему мое удивление о шалостях, чинимых в местах его ведомства, и приметил ему, что ежели он не выведет невежесной тамошней народ из заблужденнаго их мнения касательно помянутаго враля, то всемерно наведет на себя и со всем тамошним народом гнев в. и. в.
Из реляции А. М. Обрескова Екатерине II. 10 декабря 1767 г.



Печать: БМ Стефан Малый – Божей Милостью Стефан Малый


Доньи Брчели были пристанищем Штепана во время его правления Черногорией с 1767 по 1773 год. В 1770 году Штепан Малый решил проложить дорогу из Верхней Црмницы по берегу реки Ораховштицы к Црмничскому рынку в Вирпазаре. Слишком большой заряд пороха, заложенный для того, чтобы пробить проход в скалах, разорвался так, что искалечил самодержца. Черногорский государь потерял зрение, его руки и ноги были сильно изранены.
Существует версия (в истории Штепана всегда множество версий), что взрыв был устроен намеренно, и устроили его венецианцы. Турки и венеты пытались извести Штепана многократно. Однако тот был весьма осторожен: нигде не появлялся без стражи, менял каждые три дня охрану у своих покоев, принимал пищу только после того, как её попробуют два надежных человека …
Как и причина взрыва, так и тяжесть полученных Штепаном травм разные авторы толкуют всяк на свой лад. Но есть и документ. Сам Штепан в письме властям Дубровника писал после случившегося, что «Здесь мы получили легкие ранения и слава Богу». Причем упоминание о здоровье вовсе не главная тема письма. Черногорский государь просит Дубровник помочь ему оружием в борьбе с турками.

В самый год смерти владыки Василия <1866>, при преемнике его, Савве, появился в Черногории самозванец Степан Малый, выдававший себя за императора Петра III. Он успел захватить в свои руки верховную власть и победами над Турками, равно как и заботами о благосостоянии страны, успел снискать себе такую любовь народа, что усилия князя Долгорукова свергнуть его не имели никакого успеха. Он умер в 1774 году в монастыре Бргели, где провел последние четыре года своей жизни в бездействии, потеряв в 1770 году зрение.
  В.Макушев – Дневник путешествия из Дубровника в Черногрию (1865)


Черногорский царь Штепан (Стефан) Малый
Гравюра неизвестного художника XVIII века, на которой под видом Штепана Малого изображен авантюрист Степан Занович


 Уберечься Штепан Малый всё же не сумел. Подкупленный Скадарским пашой слуга-грек отрубил ему голову и бежал в Шкодер.
Распространено мнение, что Штепан Малый похоронен именно в Нижних Брчелах.
В книге, выпущенной в Париже в 1784 году, описывается могила Штепана ВНУТРИ храма. Но со временем информация о захоронении была утрачена. Многие считают, что останки правителя-самозванца исчезли во время расширения храма в 1861 году.
В 1965 году монахи монастыря попытались самостоятельно отыскать могилу Штепана. Несмотря на то, что монастырь является памятником культуры, они продолжали самовольные раскопки, пока не вмешались власти.
У южной стены церкви Святого Николая есть две могилы. В ближней к входу в храм в 2013 году был похоронен настоятель монастыря архимандрит Григорий Траилович. Однако когда готовили могилу, то наткнулись на древнее захоронение. Работы были приостановлены, о находке сообщено властям. В черногорских источниках есть информация, что на удалении останков присутствовали русские, которые взяли образцы для проведения анализа ДНК. Причем никакой другой информации я не нашел. Просто «русские», и всё! Монах Иосиф правда уточнил, что была «какая-то женщина из Петербурга». Куда делась информация за три года?!
Поэтому, если кто-то будет вас уверять, что в могиле были найдены останки Штепана Малого. Не верьте. Доказательств этому нет.
Думаю, что ложно расхожее мнение и о том, что при Штепане Малом под алтарем церкви Святого Николая было вырыто помещение, которое использовалось как темница. И это при православном-то правителе, и в православном храме! И это при том, что в ближайшем к церкви строении было четыре подземных помещения.

.


Можно продолжать искать исторические нестыковки и развенчивать мифы. Но эти изыскания явно вне формата короткой расСказки. Но вот что поражает, так это то, что ни в Брчелах ни во всей Черногории сегодня нет ничего, что бы напоминало нам о Штепане Малом, ни памятника, ни мемориальной плиты. Реальный государь, который так много сделал для страны в прошлом, для страны сегодняшней существует не более как легенда. Малыми шажками дело все же исправляется. В 2021 году именем Штепана Малого названа улица в Баре.








Основные источники знаний:
Savo Lekic «Najstariji pomeni crmničkih naselja»
Blažo Orlandić «Selo Seoca u Crmnici»
Željko V. Jovanović «O grobu Šćepana Malog, svetogrđu kaluđera i još ponečemu» (часть 1) (часть 2)


Некоторые работы посвященные Штепану Малому:
Журнальная записка происшествиям во время экспедиции его сиятельства князь Юрья Володимировича Долгорукова … 1769
В. Макушев «Самозванец Степан Малый. По актам венецианского архива». 1869
Д.Л. Мордовцев «Самозванец Степан Малый». 1870
А.И. Яцимирский «Лже-Петр III у черногорцев». 1907
Ю.П. Аншаков «Самозванцы в Черногории во второй половине XVIII века»
Željko V. Jovanović «Da li su Jovan Baljević i Šćepan Mali ista ličnost?» (часть 1) (часть 2)


Священномученик Лука Цермничский.
Икона из церкви Св. Николая монастыря Доньи Брчели



P.S. В церкви Святого Николая, на отдельном месте находится икона Святого Луки Црмничского. Именно Лука, в миру Лука Вукманович, связал Доньи Брчели со следующей остановкой в нашем путешествии, селом Утрг, где нас ждала совсем иная история. История из совсем другой эпохи.








1 комментарий:

  1. Анонимный02 августа, 2022

    Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить