Звонница церкви Святого Иоанна Крестителя и Архангела Михаила в Сотоничах |
В большом и древнем городе родились,
любили, ненавидели, страдали и радовались, а потом умерли так много людей, что
весь этот океан нервной и духовной энергии не мог взять и исчезнуть бесследно.
Мертвецы — наши соседи и сожители. Мы
ходим по их костям, пользуемся выстроенными для них домами, разгуливаем под
сенью посаженных ими деревьев. Мы и наши мертвые не мешаем друг другу.
Их имена не гремели, пока они жили, а
когда умерли, то кроме камня на могиле в этом мире ничего от них не осталось.
Они и в самом деле все умерли … Но …
меня охватывает острое, а стало быть, безошибочное чувство, что они где-то
рядом, до них можно дотянуться, просто я не знаю, как поймать ускользнувшее
время, как зацепить тайну за краешек.
Он, этот краешек, совсем близко —
кажется, еще чуть-чуть и ухватишь. Близок локоть…
Сборная
цитата из Акунина как нельзя лучше описывает мое впечатление от путешествия по
Црмнице, которое вполне можно назвать путешествием от кладбища к кладбищу. Но
не стоит воспринимать это как что-то минорно-похоронное. Старые кладбища
(особенно в Черногории) похожи на раскрытые исторические книги с окаменевшими
страницами. Надо только уметь их читать. Мне несказанно повезло, что
сопровождать меня согласился Мирко. Без него все эти истории я бы прочитать не
смог. И здесь недостаточно простого знания языка (которого я, впрочем, и не
знаю), здесь нужно знать историю местных племен, родов и семей, историю края и
исторических взаимоотношений. Несомненно, все то, что мне удалось прочитать
раньше об этих местах, очень пригодилось. И я не чувствовал себя совсем уж
бараном перед новыми воротами. Но тонкости могут быть известны только
настоящему местному жителю, тем более жителю, увлеченному историей своего края.
Покинув Доньи Брчели, Утрг и Горние Брчели, посещение которых я запланировал заранее, мы стали спускаться с
предгорья в земли племени Сотоничи, родные места Мирко и еще множества
поколений фамилии Срзентичей.
Родина.
Еду
я на родину,
Пусть
кричат - уродина,
А
она нам нравится,
Хоть
и не красавица,
К
сволочи доверчива,
А
ну, а к нам -- тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля...
Эй
- начальник!...
Юрий Шевчук
Я
уже писал о двуалтарных церквях в Черногории. Но такого храма как в Сотоничах,
мне встречать еще не приходилось.
Племя
Сотоничи известно с XVI столетия. Само селение впервые упомянуто в документах в
1371 году под именем Любичане (Љубичани). Сотоничами его стали называть с 1468
года. Иван Црноевич в своем повелении от 1482 года указал, что жители Сотоничей
являются собственностью Вранинского монастыря в Орахове.
Святая кралица Елена была женой Уроша I и жила в тринадцатом веке. Одно время она управляла сербским королевством. Черногория почитает ее святою. Оставаясь католичкой, Елена благодетельствовала и православным храмам, и их служителям. По словам преданий, много церквей построено "светой кралицей".
П.А.Россиев "Гнездо орлов". 1914
В отличие от отца (Уроша I), который
стремился удержать в своих руках всю полноту власти, Драгутин, взойдя на
престол, отдал во владение матери Зету вместе с приморскими городами и еще
несколько областей. Таким образом территория, которой когда-то правила
дуклянская династия, стала … землей королевы Елены (1276–1308) ...
Елена, мать Уроша, не веря ни своему
сыну, ни брату своего мужа Симеону, подчинила себе многие города, окружила их и
себя большой армией и держала власть, ни на кого не нападая и не начиная войну.
Сима М. Чиркович «История
сербов»
Смена
названия села Сотоничи нашла свое отражение в местном предании.
Давным-давно
црмничские села Глухи До (Gluhi do) и Сотоничи (Sotonici) назывались Добри До
(Dobri do) и Любичево (Ljubičevo). Местные жители ловили рыбу в озере
Велье Око (Velje Oko) и, по уговору, лучшую часть своего улова должны были
приносить жене короля Уроша Елене Анжуйской, поместье которой располагалось
рядом с Любичево. Однако после одного из хороших уловов королеве передали
совсем немного мелкой рыбешки. Не успели еще сельчане растащить улов по домам,
как Елена, рассердившись, бросилась догонять рыбаков. «Эй! Добродильяне!
Стойте!», - кричала несущаяся с холма королева. Но рыбаки лишь сделали вид, что
её не слышат. «Э! Да вы вовсе не Добродильяне! Вы мерзкие Глухоняне!», - только
и смогла выкрикнуть им в спину королева. Развернувшись, она помчалась за своими
более близкими соседями. «Эй! Любичане! Стойте!». Как бы не так. Любичане
только быстрее затрусили в сторону своего села. «Вот ведь, сатана!», - топнула ножкой
Елена, - «Никогда вам в этом озере больше хорошей рыбы не поймать!».
Поговаривают, что нарушившие договор мужики ещё и рассердились, и пошли на
королеву с дрекольем. Так что ей пришлось спасаться. Выручила её жадность
преследователей. Когда они уже почти настигли Елену, та разбросала позади себя
орехи, и домовитые црмчане принялись их подбирать и отстали. Позже, отдышавшись
и придя в себя, Елена Анжуйская повелела переименовать села раз и навсегда, на
веки вечные. А рыбы с взбалмошной королевой связываться не стали. Оскуднело
Велье Око. Только мелочь в нем с тех пор и водится.
Вот
так, вспоминая «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» мы
добрались до церкви Святого Иоанна Крестителя и Архангела Михаила в Сотоничах.
По
разным данным храм был построен в 1658 или в 1880 году. На настенной табличке
указан 1887 год. Позже к северной стене пристроили еще одно здание такого же
размера и формы. Оказавшаяся внутри стена была удалена. Но вовсе не это самое
интересное. Эта церковь имеет две апсиды. И я бы никогда не догадался как такое
могло получиться!
Помните
у «Вильяма, нашего, Шекспира» …
Две равно уважаемых семьиВ Вероне, где встречают нас событья,Ведут междоусобные бои
В
Сотоничах до кровопролитья дело не дошло, однако оказывается, как объяснил мне Мирко,
две самые многочисленные местные фамилии Срзентичей и Вуковичей с давних пор решали
вопрос «кто здесь круче?». Вот и в храме каждая из семей решила иметь свой
отдельный алтарь. Так у церкви оказалось две апсиды. Думаю, что и увеличение
храма в два раза имело ту же причину. Иконостас расписали все те же македонские
мастера Василий и Милован Джиновски в 1909 году. Церковь пострадала от
землетрясения 1979 года, и была отреставрирована в 1986 году.
Над
входом в храм установлена звонница с тремя колоколами. Кстати, Мирко рассказал,
что каждый колокол на черногорских храмах имеет собственное предназначение:
верхний – набатный, левый – свадебный, правый – упокойный.
Поклонившись
праху отца Мирко и всем Срзентичам мы отправились к конечному пункту нашего
црмничского вояжа.
В
который уже раз за этот день съезжаем с асфальта на очередную лесную дорожку.
Наш автомобильчик напрягается. А вдруг опять горы? Следует сказать, что в этот
раз в качестве средства передвижения мне достался Гольф-4 с моторчиком, который
был чуть мощнее чем кофемолка. Поэтому все крутые подъемы наша самобеглая
коляска преодолевала с большим трудом. На этот раз напрягаться особо не
пришлось. Очень узкая дорожка без резких подъемов и спусков довела нас к
воротам монастыря Орахово.
Само
село Орахово (Orahovo) впервые упоминается в повелении короля Стефана-Воислава
(~1198 - ~1264), по которому он жалует село Вранинскому монастырю. В 1296 году король
Стефан Милутин (Стефан Урош II
Милутин, 1253 - 1321) подтвердил эту передачу.
Об
основании монастыря Орахово никаких письменных источников не сохранилось.
Однако несомненно, что этот монастырь один из старейших в Черногории. Согласно легендам, он был построен во времена Стефана Немани Первовенчанного (1114–1200) или
же Саввой I Сербский (Савва Неманич, 1169 – 1236), который послал своего
епископа строить монастыри в Црмнице.
Монастырский
комплекс состоит из двух однонефных церквей и жилых построек. Более древний
храм, известный как Болянова церковь, посвящен Иоанну Крестителю. Его
возникновение в XV веке связывают с именем Елены Балшич. Храм схож с церковью заложенной Еленой в монастыре Бешка. На сегодняшний день Церковь Ионанна Крестителя отреставрирована, но росписи и иконостас утеряны.
Более новая церковь в
честь Святого Николая Чудотворца (размеры 8 х 5 м) построена с благословения владыки Рувима Болевича игуменом Василием Негушем с братией и при помощи местных жителей незадолго до 1663 года, и расписана фресками в 1663 году, о чем
свидетельствует копия более ранней надписи над входом. В 1909 (1900) году, на средства местных жителей, над входом в
храм Св. Николы была воздвигнута трехколокольная звонница. В том же году македонскими
мастерами Василием и Миливоем Джиновскими был расписан иконостас.
Реконструкция храма проведена в 1986-87 г.г.
Реконструкция храма проведена в 1986-87 г.г.
В
XV веке монастырь был разрушен османами. С этим связана легенда, которая
повествует о том, что местный князь, большой противник отуречивания жителей
Орахова, в гневе отрубил головы пяти туркам, а последнего догнал на пороге
монастырского подвала. После этого турки монастырь разрушили.
Стоит
еще вспомнить, что именно через Орахово, проходила в свое время единственная
дорога, которая связывала земли горной Црмницы с Вирпазаром. И, по преданию,
совсем недалеко, у ручья Гаровци (Garovci), притока речки Ораховштицы, при расчистке дороги произошел
взрыв, искалечивший черногорского правителя Штепана Малого.
Монастырь Святого Николая Чудотворца в 2004 году |
Монастырь
оказался совершенно пуст. Оба храма стояли открытыми. Пока мы бродили по
погосту, читая страницы каменной книги судеб, на Црмницу начал спускаться
вечер.
С
трудом развернув свою маломощную кибитку на узкой лесной дороге, мы отправились
в Бар.
Основные источники знаний:
Јован
Л Вукмановић, Обрен Благојевић - Црмница, антропогеографска и етнолошка
испитивања: antropogeografska i etnološka ispitivanja
Radvoje
Radvojevic – Vilina gora/ Antologija crnogorskih legendi
Stanje
nepokretnog kulturnog dobra Crne Gore - Crkva sv. Jovana i sv. arhanđela
Mihaila. Sotonići. opština Bar
РасСказки о храмах и монастырях Барского
муниципалитета:
Храм Йована св. Владимира в Баре, церковь
св. Йована Владимира в Доброй Воде и церковь св. Йована в Старом Баре
Церковь св. Девы Марии в Гретве (Старый Бар) (катол.)
Руины церкви св Спаса в Менке над Старым Баром (катол.)
Церковь св. Девы Марии в Гретве (Старый Бар) (катол.)
Руины церкви св Спаса в Менке над Старым Баром (катол.)
Церковь св. Иоанна Крестителя и Архангела
Михаила в Сотоничах
Церковь св. Апостола Фомы в Горних Брчелах
Церковь св.Георгия в Утрге
Церковь св. Петки в Горней Шушани (катол.) и церковь св. Петки в Спичанском поле
Церковь св. Марка в Доньей Поде
Церковь св. Андриа в Брце (катол.)
Церковь св. Марии в Жанковичах (Сутоморе) (катол.)
Руины монастыря св. Девы Марии на мысе Ратац
Монастырь Рибняк
Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Горних Брчелах
Монастырь св. Николая Чудотворца в Доньих Брчелах
Церковь св. Апостола Фомы в Горних Брчелах
Церковь св.Георгия в Утрге
Церковь св. Петки в Горней Шушани (катол.) и церковь св. Петки в Спичанском поле
Церковь св. Марка в Доньей Поде
Церковь св. Андриа в Брце (катол.)
Церковь св. Марии в Жанковичах (Сутоморе) (катол.)
Руины монастыря св. Девы Марии на мысе Ратац
Монастырь Рибняк
Монастырь Покрова Пресвятой Богородицы в Горних Брчелах
Монастырь св. Николая Чудотворца в Доньих Брчелах
Комментариев нет:
Отправить комментарий