14 сентября 2016 г.

Сотоничи и Орахово. Были и небыли



 

Звонница церкви Святого Иоанна Крестителя и Архангела Михаила в Сотоничах
Знаете, что кажется мне самым интригующим в обитателях Москвы, Лондона, Парижа, Амстердама и тем более Рима или Иерусалима? То, что большинство из них умерли. Про ньюйоркцев или токийцев такого не скажешь, потому что города, в которых они живут, слишком молоды.
С некоторых пор я стал чувствовать, что люди, которые жили раньше нас, никуда не делись. Они остались там же, где были, просто мы с ними существуем в разных временных измерениях. Мы ходим по одним и тем же улицам, невидимые друг для друга.
Всё, что когда-то было, и все, кто когда-то жил, остаются навсегда.

В большом и древнем городе родились, любили, ненавидели, страдали и радовались, а потом умерли так много людей, что весь этот океан нервной и духовной энергии не мог взять и исчезнуть бесследно.
Мертвецы — наши соседи и сожители. Мы ходим по их костям, пользуемся выстроенными для них домами, разгуливаем под сенью посаженных ими деревьев. Мы и наши мертвые не мешаем друг другу.
Их имена не гремели, пока они жили, а когда умерли, то кроме камня на могиле в этом мире ничего от них не осталось.
Они и в самом деле все умерли … Но … меня охватывает острое, а стало быть, безошибочное чувство, что они где-то рядом, до них можно дотянуться, просто я не знаю, как поймать ускользнувшее время, как зацепить тайну за краешек.
Он, этот краешек, совсем близко — кажется, еще чуть-чуть и ухватишь. Близок локоть…
Если день, погода и ваше душевное состояние окажутся в гармонии с антуражем, вы ощутите себя частицей того, что было прежде, и того, что будет потом. И, может быть, услышите голос, который шепнет вам: «Рождение и смерть — это не стены, а двери».
© Борис Акунин «Кладбищенские истории»


Сборная цитата из Акунина как нельзя лучше описывает мое впечатление от путешествия по Црмнице, которое вполне можно назвать путешествием от кладбища к кладбищу. Но не стоит воспринимать это как что-то минорно-похоронное. Старые кладбища (особенно в Черногории) похожи на раскрытые исторические книги с окаменевшими страницами. Надо только уметь их читать. Мне несказанно повезло, что сопровождать меня согласился Мирко. Без него все эти истории я бы прочитать не смог. И здесь недостаточно простого знания языка (которого я, впрочем, и не знаю), здесь нужно знать историю местных племен, родов и семей, историю края и исторических взаимоотношений. Несомненно, все то, что мне удалось прочитать раньше об этих местах, очень пригодилось. И я не чувствовал себя совсем уж бараном перед новыми воротами. Но тонкости могут быть известны только настоящему местному жителю, тем более жителю, увлеченному историей своего края.
Покинув Доньи Брчели, Утрг и Горние Брчели, посещение которых я запланировал заранее, мы стали спускаться с предгорья в земли племени Сотоничи, родные места Мирко и еще множества поколений фамилии Срзентичей.

Родина.
Еду я на родину,
Пусть кричат - уродина,
А она нам нравится,
Хоть и не красавица,
К сволочи доверчива,
А ну, а к нам -- тра-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля...
Эй - начальник!...
© Юрий Шевчук
 
Церковь Святого Иоанна Крестителя и Архангела Михаила в Сотоничах
Я уже писал о двуалтарных церквях в Черногории. Но такого храма как в Сотоничах, мне встречать еще не приходилось.
Племя Сотоничи известно с XVI столетия. Само селение впервые упомянуто в документах в 1371 году под именем Любичане (Љубичани). Сотоничами его стали называть с 1468 года. Иван Црноевич в своем повелении от 1482 года указал, что жители Сотоничей являются собственностью Вранинского монастыря в Орахове.

Елена Анжуйская (ок. 1236 – 1314). Супруга сербского короля Стефана Уроша I.
Фреска из монастыря Грачаница в Косово

Святая кралица Елена была женой Уроша I и жила в тринадцатом веке. Одно время она управляла сербским королевством. Черногория почитает ее святою. Оставаясь католичкой, Елена благодетельствовала и православным храмам, и их служителям. По словам преданий, много церквей построено "светой кралицей". 
© П.А.Россиев "Гнездо орлов". 1914


В отличие от отца (Уроша I), который стремился удержать в своих руках всю полноту власти, Драгутин, взойдя на престол, отдал во владение матери Зету вместе с приморскими городами и еще несколько областей. Таким образом территория, которой когда-то правила дуклянская династия, стала … землей королевы Елены (1276–1308) ...

Елена, мать Уроша, не веря ни своему сыну, ни брату своего мужа Симеону, подчинила себе многие города, окружила их и себя большой армией и держала власть, ни на кого не нападая и не начиная войну.

© Сима М. Чиркович «История сербов»
 

Смена названия села Сотоничи нашла свое отражение в местном предании.
Давным-давно црмничские села Глухи До (Gluhi do) и Сотоничи (Sotonici) назывались Добри До (Dobri do) и Любичево (Ljubičevo). Местные жители ловили рыбу в озере Велье Око (Velje Oko) и, по уговору, лучшую часть своего улова должны были приносить жене короля Уроша Елене Анжуйской, поместье которой располагалось рядом с Любичево. Однако после одного из хороших уловов королеве передали совсем немного мелкой рыбешки. Не успели еще сельчане растащить улов по домам, как Елена, рассердившись, бросилась догонять рыбаков. «Эй! Добродильяне! Стойте!», - кричала несущаяся с холма королева. Но рыбаки лишь сделали вид, что её не слышат. «Э! Да вы вовсе не Добродильяне! Вы мерзкие Глухоняне!», - только и смогла выкрикнуть им в спину королева. Развернувшись, она помчалась за своими более близкими соседями. «Эй! Любичане! Стойте!». Как бы не так. Любичане только быстрее затрусили в сторону своего села. «Вот ведь, сатана!», - топнула ножкой Елена, - «Никогда вам в этом озере больше хорошей рыбы не поймать!». Поговаривают, что нарушившие договор мужики ещё и рассердились, и пошли на королеву с дрекольем. Так что ей пришлось спасаться. Выручила её жадность преследователей. Когда они уже почти настигли Елену, та разбросала позади себя орехи, и домовитые црмчане принялись их подбирать и отстали. Позже, отдышавшись и придя в себя, Елена Анжуйская повелела переименовать села раз и навсегда, на веки вечные. А рыбы с взбалмошной королевой связываться не стали. Оскуднело Велье Око. Только мелочь в нем с тех пор и водится.


Церковь Святого Иоанна Крестителя и Архангела Михаила в Сотоничах.
Видны две апсиды. По каменной кладке и обновленной крыше можно угадать, что храм стал вдвое шире

Вот так, вспоминая «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» мы добрались до церкви Святого Иоанна Крестителя и Архангела Михаила в Сотоничах.
По разным данным храм был построен в 1658 или в 1880 году. На настенной табличке указан 1887 год. Позже к северной стене пристроили еще одно здание такого же размера и формы. Оказавшаяся внутри стена была удалена. Но вовсе не это самое интересное. Эта церковь имеет две апсиды. И я бы никогда не догадался как такое могло получиться?


Арка в иконостасе осталась от стены прежнего храма
 

Самая древняя из найденных могил с фамилией Срзентич
Помните у «Вильяма, нашего, Шекспира» …
Две равно уважаемых семьи
В Вероне, где встречают нас событья,
Ведут междоусобные бои

В Сотоничах до кровопролитья дело не дошло, однако оказывается, как объяснил мне Мирко, две самые многочисленные местные фамилии Срзентичей и Вуковичей с давних пор решали вопрос «кто здесь круче?». Вот и в храме каждая из семей решила иметь свой отдельный алтарь. Так у церкви оказалось две апсиды. Думаю, что и увеличение храма в два раза имело ту же причину. Иконостас расписали все те же македонские мастера Василий и Милован Джиновски в 1909 году. Церковь пострадала от землетрясения 1979 года, и была отреставрирована в 1986 году.
Над входом в храм установлена звонница с тремя колоколами. Кстати, Мирко рассказал, что каждый колокол на черногорских храмах имеет собственное предназначение: верхний – набатный, левый – свадебный, правый – упокойный.
Поклонившись праху отца Мирко и всем Срзентичам мы отправились к конечному пункту нашего црмничского вояжа.


Мирко у могилы отца


Славный трудяга с моторчиком от кофемолки набегался за день по горным дорожкам
 
В который уже раз за этот день съезжаем с асфальта на очередную лесную дорожку. Наш автомобильчик напрягается. А вдруг опять горы? Следует сказать, что в этот раз в качестве средства передвижения мне достался Гольф-4 с моторчиком, который был чуть мощнее чем кофемолка. Поэтому все крутые подъемы наша самобеглая коляска преодолевала с большим трудом. На этот раз напрягаться особо не пришлось. Очень узкая дорожка без резких подъемов и спусков довела нас к воротам монастыря Орахово.
 

Так выглядел монастырь Святого Николая Чудотворца в Орахово лет пятнадцать назад
Само село Орахово (Orahovo) впервые упоминается в повелении короля Стефана-Воислава (~1198 - ~1264), по которому он жалует село Вранинскому монастырю. В 1296 году король Стефан Милутин (Стефан Урош II Милутин) (1253 - 1321) подтвердил эту передачу.
Об основании монастыря Орахово никаких письменных источников не сохранилось. Однако несомненно, что этот монастырь один из старейших в Черногории. Согласно легендам, он был построен во времена Стефана Немани Первовенчанного (1114–1200) или же Саввой I Сербский (Савва Неманич, 1169 – 1236), который послал своего епископа строить монастыри в Црмнице.


Монастырь Святого Николая Чудотворца в Орахово


Церковь Иоанна Крестителя


Русский колокол на церкви Иоанна Крестителя

Монастырский комплекс состоит из двух однонефных церквей и жилых построек. Более древний храм, известный как Болянова церковь, посвящен Иоанну Крестителю. Его возникновение в XV веке связывают с именем Елены Балшич. Храм схож с церковью заложенной Еленой в монастыре Бешка. На сегодняшний день Церковь Ионанна Крестителя отреставрирована, но росписи и иконостас утеряны.
    Более новая церковь в честь Святого Николая Чудотворца 
(размеры 8 х 5 м) построена с благословения владыки Рувима Болевича игуменом Василием Негушем с братией и при помощи местных жителей незадолго до 1663 года, и расписана фресками в 1663 году, о чем свидетельствует копия более ранней надписи над входом. В 1909 (1900) году, на средства местных жителей, над входом в храм Св. Николы была воздвигнута трехколокольная звонница. В том же году македонскими мастерами Василием и Миливоем Джиновскими был расписан иконостас. 
Реконструкция храма проведена в 1986-87 г.г.


Церковь Николая Чудотворца


Церковь Николая Чудотворца и келейный корпус


Иконостас церкви Николая Чудотворца

В XV веке монастырь был разрушен османами. С этим связана легенда, которая повествует о том, что местный князь, большой противник отуречивания жителей Орахова, в гневе отрубил головы пяти туркам, а последнего догнал на пороге монастырского подвала. После этого турки монастырь разрушили.



Фрески церкви Николая Чудотворца

Стоит еще вспомнить, что именно через Орахово, проходила в свое время единственная дорога, которая связывала земли горной Црмницы с Вирпазаром. И, по преданию, совсем не далеко, у ручья Гаровци (Garovci), притока рецки Ораховицы, при расчистке дороги произошел взрыв, искалечивший черногорского правителя Штепана Малого.

Монастырь Святого Николая Чудотворца в 2004 году


Обновленный монастырь Святого Николая Чудотворца в Орахово

Монастырь оказался совершенно пуст. Оба храма стояли открытыми. Пока мы бродили по погосту, читая страницы каменной книги судеб, на Црмницу начал спускаться вечер.
С трудом развернув свою маломощную кибитку на узкой лесной дороге, мы отправились в Бар.

 

Если присмотреться, то из монастыря видно Скадарское озеро, дамбу и крепость Лесендро



Основные источники знаний:
Јован Л Вукмановић, Обрен Благојевић - Црмница, антропогеографска и етнолошка испитивања: antropogeografska i etnološka ispitivanja
Radvoje Radvojevic – Vilina gora/ Antologija crnogorskih legendi
Stanje nepokretnog kulturnog dobra Crne Gore - Crkva sv. Jovana i sv. arhanđela Mihaila. Sotonići. opština Bar
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий