2021-01-02

Менке. На груди утеса-великана...

 

.


Мы едем вверх по крутой и кривой улочке к северу от старобарской крепости хорошо знакомым путем к мостам через каньон Бунар/Рикавац. Эта часть города носит название Брбот, по имени святого Барбата из Беневенто, жившего в VII веке н.э. в итальянской области Кампания на юго-западе Италии. Говорят, Барбат прославился тем, что крестил лангобардов. А в северном пригороде Старого Бара церковь, посвященная этому святому, была известна с 1494 года.

После трех дней непрерывных дождей выглянуло солнце! Поэтому мы оставили машину у крайних домов и дальше решили идти пешком. На другом берегу каньона, на скалистом холме Бувал легко уже можно разглядеть цель нашего путешествия: имение Менке и древние развалины рядом с ним.


Северный район Старого Бара - Брбот. 1910 -1911



Менке. Вид с правого берега каньона Бунар/Рикавац

Менке. Вид с правого берега каньона Бунар/Рикавац


Спускаемся вниз, к скале Спила. В старину пещера под утесом служила кровом и домом для многих сезонных рабочих, которые приходили в Бар. Иногда именно пещеру называют Спила, а сам утес Муковал.

Сюда через перевал у горы Румия, Белу Скалу и село Турчини приходили люди из Краины (со стороны Скадарского озера). По пятницам в Баре (Старом) устраивали большой базар, поэтому у мостов (их два) под утесом собиралось множество народа. В город на лошадях, мулах и ослах доставляли картофель, лук, сыр и другие продукты. У самой кромки реки женщины ополаскивали перед продажей рыбу, доставленную со Скадарского озера.

Путь от Брбота по правому берегу каньона и скала Спила

Новый мост Менке

Год назад я перешел новый мост Менке и повернул налево, чтобы добраться к самым верхним водопадам в каньоне. В этот раз мы после моста пошли направо, в сторону Старого Бара. Через некоторое перед нами оказалось три пути. Самое правое коротенькое ответвление ведет на небольшое мусульманское кладбище, средняя дорога упирается в ворота, за которыми находится имение Менке, левая - уводит выше, в сторону террасированных ливад, старых разрушенных построек села Менке и к утесу Троли.

Наша цель находилась за имением, но мы решили не беспокоить хозяев и обойти жилье стороной. Идти по очищенным от камней, выровненным и выкошенным ливадам легко, однако рачительные хозяева позаботились и о том, чтобы никто посторонний тут не шастал. Каждое небольшое поле обнесено забором из металлической сетки, а проходы завалены грудами колючих веток. В поисках верного пути мы бродили над имением, пока нас не заметила хозяйка. Сначала она попыталась нами поруководить, но когда поняла, что спуститься мы никак не можем, то покричала нам снизу, чтобы мы перестали напрасно тратить время и шли через ворота.


Кладбище Менке
 
Террасы над усадьбой Менке

Террасы над усадьбой Менке


Село Менке или Менко, упоминания о котором относятся к XIV веку, скорее всего, получило свое название от святого Доминика (Dominicus / Mincius). На склоне под утесом Троли можно и сейчас отыскать руины старых каменных домов и хозяйственных построек.

Единственная в селе восстановленная усадьба принадлежит семье Метовичей. Хозяева усадьбы Тахир и Аиша Метович приложили все свои силы, чтобы возродить старое фамильное гнездо. Кроме самой усадьбы Рамо и Омер Метовичи на собственные деньги в 2014 году построили новый мост длинной 47 метров через каньон Бунар и проложили по склону дорогу до Менке. Был восстановлен дом, для сельскохозяйственных культур и молодых фруктовых и оливковых деревьев расчищены ливады. На реке заработала новая современная маслобойня. По трубам из Малых Микуличей в Менке провели воду.
Тахир и Аиша умерли недавно от короновируса и похоронены на маленьком кладбище рядом с родным домом.


Рабия Метович

Столь добрая к нам хозяйка имения оказалась двоюродной сестрой Тахира. Рабия Метович (Rabija Metović-Redžić) почти полвека прожила в Соединенных Штатах, и вот теперь на ней держится всё хозяйство в Менке.
14-летней девочкой в конце 60-х Рабия вместе с родственниками оказалась за океаном. Жизнь сложилась вполне удачно. Но Рабия вернулась. Сначала она приезжала ненадолго, помогала восстанавливать имение, затем вновь возвращалась в Чикаго. Но лет пять назад она переехала в Менке окончательно. Муж Эд, уроженец Никшича, поддержал Рабию в этом решении.

Усадьба Менке


В непосредственной близости за имением находится место, ради которого мы затеяли наше путешествие - руины средневекового христианского храма.

Наиболее полное и подробное описание слелал профессор архитектуры Джурж Бошкович (Đurđe Bošković «Stari Bar». 1962):
Менке.
Церковь расположена на каменистом плато скалистого хребта, который с одной стороны круто спускается к реке Бунар, а с другой - к другому потоку меньшего размера со стороны горы Лисинь. Это примерно в 1,5 км к северо-востоку от (Старого) Бара. Она расположена на гораздо большей высоте, чем старый город, примерно на 250-300 м над уровнем моря.
Руины церкви находятся в относительно хорошем состоянии. Местами сохранились обширные стены высотой до 6 м, т.е. почти до оригинального карниза крыши. Весь комплекс перестраивался четыре раза. Сначала была построена церковь прямоугольной формы с полукруглой апсидой и, предположительно, с деревянными перекрытиями. Вероятно, датируемая XII веком. Затем в ее интерьер были встроенны колонны, то есть полные пилястры, на которые опирались боковые ломанные арки и своды, и эти своды усилены арками. Это было сделано примерно во второй половине XIII, века или самое позднее в первой половине XIV века.
К южноиу фасаду церкви было пристроено еще одно прямоугольное строение, строительство которого можно определить в период с конца XIV до конца XV века. Эта дополнительная часть была полностью перестроена, и в этом случае перестроили и саму церковь. Это возможно было сделано в турецкий период, когда весь комплекс, вероятно, использовался как жилье. Сегодня церковь используется как сарай, а пристройка на ее южной стороне настолько сильно разрушена, что ее нельзя использовать и для этой цели.
Первоначально церковь представляла в плане вытянутый прямоугольник с полукруглой апсидой. Стены сложены солидно, но достаточно разнообразно. Западный фасад и апсида сложены из хорошо обработанных тесаных каменных блоков, вытянутой формы, серого цвета. Высота которых колеблется от 11 до 21 см, а длина часто превышает высоту в три раза. Нижняя часть этого фасада. на высоте 1,20 м состоит из гораздо более крупных блоков, особенно цоколь, с блоками высотой 60 см. Весьма вероятно, что эта часть здания находилась под землей и служила фундаментом западной стены. Ведь сам портал, порог которого находится на высоте 1,34 м, в этом случае потребовал бы лестницы, следы которой не сохранились. Кладка остальных фасадов намного грубее. Впоследствии были перестроены верхние части с северной и восточной стороны.
Стены изнутри отделаны более грубо. Укладка блоков слоями сохраняется, но камень обработан гораздо хуже. Здесь, как и на южном фасаде, в швы как обычно вставлены мелкие плоские камни.
Интересно, что на самой старой части церкви сохранились три портала - на западной, северной и южной стенах, и только два окна, одно на северной и одно на южной стене. На каждой из боковых стен было не более одного окна, так как в тех местах, где они могли бы находиться, нет видимых следов. Одно окно могло быть на западном фасаде, над порталом и на апсиде, но видно, что оно существовало над порталом. Следовательно, эта верхняя часть, вероятно, была решена так же, как и верхняя часть южного портала.
Каркас южного портала выполнен из серого известняка, а часть тимпана и правая часть серповидной арки из розового камня.
Южное окно имеет раму, обрамленную вертикально расположенными откосами из серого камня и двумя блоками розового камня. Внешняя скошенная часть и арка выполнены из серого известняка. Внутри применено аналогичное решение. Сильно поврежденный северный портал и северное окно были очень похожи на те, что были на южном фасаде.
Добавленная позже внутренняя конструкция охватывает только восточную половину здания, образуя нечто вроде более глубокого алтарного пространства. Западная часть всегда оставалась нетронутой. Об этом свидетельствует то, как завершена верхняя часть над западными наклонными колоннами, а также то, что далее, в западной половине церкви, нет следов более поздних пристроек. Эта встроенная познее конструкция сложена из довольно грубо обтесанного известняка, в основном в виде горизонтальных слоев, которые не являются полностью однородными и имеют разную высоту. В этом сооружении также есть резьба по фасадам, вероятно, с западного фасада более старой церкви.
Это указывает на то, что во время перестройки здания старая постройка уже была частично разрушена, потому что было использовано относительно небольшое количество таких частей. В швы вставляли не только более мелкие куски камня, но кое-где и кусочки черепицы. Боковые наклонные арки - своды вместе с плоскими пилястрами, расположенными между ними и над карнизами на наклонных колоннах, которыми они поддерживались, держали сводчатую конструкцию, которая, вероятно, имела форму продольного ломаного свода, поддерживаемого арками.
Более старая часть южной пристройки сложена из плоских камня и также имеет резьбу, которая, кажется, была снята с фасада старой церкви. Здесь также есть частицы черепицы кое-где между слоями. На ее западном фасаде есть два проема, по крайней мере один из которых, южный, был арочным. Остальные части здания перестроены из грубо высеченного и колотого камня с множеством мелких обломков камней и черепицы. Окно в романском стиле на западной стене, возможно, относится к первому периоду строительства, хотя не исключено, что оно могло быть из более поздней эпохи.
На старинных гравюрах на этом месте обозначена церковь под названием s. Sidro (sv. Izidor). В Баре предполагали, что имя Menke могло происходить от сокращенной формы имени s. Domenico. В письменных источниках ни под одним из этих названий не упоминается ни одна церковь в окрестностях Бара. Однако не исключено, что это был монастырь sv. Spasa, - s. Salvatoris, упоминание о настоятеле которого мы находим в 1160 году среди присутствующих при освящении церкви св. Трифуна в Которе. В таком случае это мог быть один из старых бенедиктинских или базилианских монастырей, упомянутых в барской епархии.

Фрагмент гравюры G.F. Camocio. 1571

.

.

.

Кратко повторяет описание Бошковича в своей работе историк Саво Маркович (Саво Марковић «Барски патрициjи Menze (Менче)»):

Церковь строилась и расширялась четыре раза, с XII по XV век. Она имеет прямоугольное основание с полукруглой алтарной апсидой. Во второй половине XIII или начале XIV века ее внутреннее убранство было реконструировано, поэтому храм получил ломанный свод, усиленный поперечными ребрами, которые опирались на укрепленные (расширенные) пилястры. Западный фасад и апсида церкви сложены из хорошо обработанных каменных блоков, украшенных резьбой. В церкви сохранились три портала с элементами романского стиля - западный, северный и южный, а ее интерьер был освещен окнами, выполненными в романским стиле, по одному на северном и южном фасадах.
В конце XIV или в XV веке. к южному фасаду церкви было пристроено прямоугольное здание, как это выглядит на гравюре XVI века; Церковь Св. Сидро (Св. Исидора), возвышающаяся над городом Старого Бара, изображена на гравюре 1571 года.

 

.

.

.

.

Археолог Младен Загарчанин считает, что следы монастыря в Менке отсутствуют. Историю строительства церкви можно разделить на две фазы. Более новое строение с ломанными готическими арками и романскими порталами, строительство которого относится к XIV веку, было воздвигнуто при перестройке более древней церкви. Ни один из известных строительных и архитектурных элементов церкви не дает основания считать дату ранней постройки X веком. Для более точного определения необходимо тщательное изучение, которое до сих пор не проводилось. Исходя из названия Менке, Бошкович предположил, что церковь могла быть посвящена святому Доминику. Однако версия не подтверждена никакими фактами.
Бенедиктинский монастырь Святого Спасителя скорее всего находился неподалеку в селе Турчини.

.

.

В марте 2015 года Метовичи передали руины церкви и участок земли в 520 м2 в дар католической церкви, с правом пользования дорогой и водой.

Тахир Метович и его сын Демо были приглашены в барскую архиепископию, где им были вручены благодарственные письма. Барский архиепископ монсеньор Зеф Гаши поблагодарил Метовичей за столь благородный дар, сказал много хороших слов о единстве всех жителей Бара невзирая на вероисповедание, пожелал щедрым дарителям здоровья и успехов.
Архиепископа указал, что Святая Месса будет проводится в этом месте один раз в год, в Спасовдан.
Со стороны представителей католического старобарского прихода прозвучало обещание отремонтировать дорогу от Старого города через Брбот до моста через каньон. Была выражена готовность внести вклад в обустройство этого исторического объекта. Решено было обратится в Дирекцию по охране культурного наследия с просьбой оказать профессиональную помощь.

Однако торжества закончились, и все обещания стали постепенно забываться. Руины за прошедшие пять лет стали вновь зарастать. С внешней стороны стены снова увиты плющом, а внутри кустарник разросся настолько плотно, что войти невозможно. Дорога от Брбота к мосту находится в достаточно неплохом состоянии, но многочисленные бетонные заплатки крошатся и разрушаются.

 

От церкви открываются удивительные виды Старого Бара и Барской бухты. Вдоволь налазившись по руинам, мы собрались в обратный путь. На дорогу г-жа Метович выдала нам мандаринов и хурмы. И мы пошли от усадьбы восстановленной Метовичами, по дороге, проложенной Метовичами, к мосту, построенному Метовичами. Честь и хвала этим добрым людям!


 


Вид на Старый Бар из Менке
От виадука виден пеший серпантин к потоку Рикавац

Вид на Старый Бар и Бар из Менке

Вид на Старый Бар и Бар из Менке
Видна Соборная церковь Непорочного зачатия Девы Марии в Гретве


Примечания

- Строка в названии расСказки заимствована из стихотворения М.Ю. Лермонтова.
- Тимпан (греч. tumpanon) — треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания над окном или дверью.
Базилиане (василиане) — католические монахи, следующие общежительному уставу, приписываемому св. Василию Великому и служащему основой православному монашеству. На основе греческих монастырей в центральной и южнной италии папа Григорий XIII основал в 1579 орден итальянских базилиан. Базилианство широко использовалось папством для окатоличивания православного населения.

 


 


РасСказки о достопримечательностях вокруг Старого Бара:
Менке. На груди утеса-великана
Старый Бар. Дворец Селим-бега и фабрика «Приморка». Остались лишь воспоминания
Старый Бар – каньон Бунар/Рикавац. Вся наша жизнь – переход
Румия в её прошлом и будующем*
Собор Святого Йована Владимира. Один пишем, два в уме
Церковь св. Марка в Доньей Поде. Надо знать куда смотреть!
Крепости у перевала Суторман. Переписывая заново
По старобарским околицам
Козленокв молоке. Туннель Суторман и дорога к Скадару
Стефан-Воислав. Исхитрись-ка мне добыть То-Чаво-Не-Может-Быть!*
Крепости у перевала Суторман. Загадка Павла Ровинского
Рождественские непоседы
Кула Црны Крш.Счет 2:2

О кукушкином гнезде, суторманских феях и планах … сбывшихся, и не очень
Старый Бар. Время собирать камни


Комментариев нет:

Отправить комментарий