2015-01-07

Рождественские непоседы

06 января 2015 г.

Монастырь Рибняк до этой поездки мне приходилось видеть только сверху. Он прекрасно виден со старой дороги к перевалу Суторман, от руин турецкого блокгауза Црны Крш. «Нижней» асфальтированной дороги из Бара к монастырю я не знал, а навигатор видимо «по старой памяти» повел нас по дороге на Туджемили. Возможно, что электронный мозг решил просто познакомить нас со всеми прелестями экстремально холодной зимы в Черногории. Поднявшись повыше, мы в этом убедились. В местах где источники воды находились рядом с дорогой образовалась наледь, которая держалась весь день. В селе Туджемили такой источник перекрыли, иначе этот поворот дороги на подъеме стал бы очень опасным. Чуть выше навигатор наконец предложил нам свернуть влево – на грунтовку, спускающуюся в долину. Здесь, ко всем прелестям замерзших луж, прибавились еще проблемы проходимости. То, что для внедорожника не составило бы большого труда, для Гольфика было задачкой не из легких. Но вот, форсировав очередную громадную лужу с остекленевшими ото льда закраинами, мы оказались у камня с надписью «Monastery Ribnjak». Проехав еще немного, увидели и сам монастырь.

Монастырь Рибняк. Сверху, на коричневой скале видна кула Црны Крш

 

Через эти ворота следовало войти и нам


Православный монастырь Рибняк (Ribnjak) находится недалеко от старого католического села Зупцы (Zupci). Он был построен во времена князя (короля) Николы, в конце XIX и начале XX-го века. По одной из версий, монастырь возведен на месте (возможно бенедиктинского) монастыря, основанного во времена королевы Елены Анжуйской. В XIII веке, согласно легенде, супруга Уроша I королева Елена Анжуйская-Неманич заложила здесь церковь в честь Святых Апостолов Петра и Павла. Тогда же были посажены два дуба, как символ здоровья сыновей Милутина и Драгутина. Один дуб растет близ монастыря и сегодня, а второй был случайно сожжен во время реставрационных работ. 

По преданию, королева Елена одновременно с храмом в Рибняке, повелела выстроить церковь Святого Илии на полуострове Волуица, над Барской бухтой.

Церковь Святого Василия Острожского


 Современный монастырский комплекс включает в себя главный храм Святого Василия Острожского Чудотворца, небольшую часовню-крестильню в честь Иоанна Крестителя, келейные корпуса и хозяйственные постройки. В конце 2014 года началось строительство церкви Святых Апостолов Петра и Павла. Храм построен в византийском стиле, как копия храма III века, в котором крестился основатель Сербской православной церкви Святой Савва. На холме Градац выше монастыря восстановлена небольшая церковь святого Василия Острожского.

До 2007 года мужской монастырь Рибняк управлялся из монастыря Острог. Ныне он напрямую подчинен к Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви.

.


*** 

Оказалось, что к монастырю мы подъехали не как все нормальные люди. Для нас специально пришлось открывать боковой вход. Все остальные добирались со стороны Бара по асфальтированной дороге прямо до монастырских ворот. Однако со временем приезда мы угадали удивительно точно.

В предыдущей расСказке я уже упоминал о традициях празднования Рождества. Теперь всё это мы увидели воочию.

Настоятель прочитал молитву у костровища, сложенного на монастырском дворе из дубовых поленьев и накрытого молодыми дубками-бадняками. Затем каждый из присутствующих взял полешки, и все направились в помещение, где уже была растоплена печь, а полы устланы соломой. При входе и хозяев и гостей осыпали зерном. Сложив поленья у печи, все заняли места за праздничными столами: мужчины отдельно от женщин. Сочельник – Бадни Дан – последний день Рождественского поста. Поэтому присутствующий угощали сушеным инжиром (смоквой), изюмом, черносливом, орехами, пирожками-ратарицами. На столах появились бутылки с ракией и домашним вином. Хочешь – пей, не хочешь – не пей. Даже при моем незнании языка был понятен разговор соседей-черногорцев:
– Много ракии пить не буду …
– Пей! Пей больше! Батюшке больше расскажешь! 

Вся милая компания душевно беседовала, пела песни и произносила тосты. Однако, тяготясь незнанием обратной дороги, мы попросили разрешения уехать пораньше, еще раз всех поздравили с Рождеством, попрощались и тронулись в обратный путь. Несмотря на темноту, нужную нам правильную дорогу мы нашли без труда и добрались до Бара без экстрима и приключений.

Церковь Святого Василия Острожского. Июнь 2022

Часовня-крестильня в честь Иоанна Крестителя. Июнь 2022

Церковь Святых Апостолов Петра и Павла. Июнь 2022

 

***

07 января 2015 г. 

… Солнечное прохладное январское утро. На лавочке перед затухающим костром сидит человек. Он глубоко задумался, поджал под себя ноги в растоптанных кроссовках, меланхолично глядит на последние язычки догорающего пламени. Из пакета на коленях человек достает сушки и грызет их одну за другой. Картинка не выглядела бы необычной, не случись она в монастыре Градиште рождественским утром, и не будь человек монахом. Он был так погружен в себя, в созерцание огня, что даже не заметил нашего прихода. Да и мы постарались ему не мешать.

Монастырь Градиште
Скамеечка перед баднячим костровищем



Накануне в монастыре Рибняк нам не удалось приобрести большие настенные православные календари, которые мы пообещали привезти из Черногории своим друзьям. Поэтому утром седьмого января мы снова колесили по Приморью.

Расположение монастырских строений в Градиште было нам известно. Однако в знакомом месте календарей тоже не оказалось. Мы потихонечку направились к выходу. Но тут монашек очнулся, радостно нас приветствовал, поздравил с Праздником, а на наш вопрос о календарях, подскочил со скамейки и побежал куда-то внутрь келейного корпуса, гремя связкой ключей.

Монастырь Градиште. Церковь св. Николая


Один большой календарь он для нас все же нашел. А вот от денег наотрез отказался. Оставив свои копеечки на полочке у свечей, мы попрощались с монахом, который тут же снова уселся на скамейке перед костровищем и снова аппетитно захрустел сушками, и отправились дальше – в Режевичи.

Ядранский путь. Вид из монастыря Градиште
  

В монастырь Режевичи мы заскочили буквально на минутку. Даже в Рождество церковная лавка была открыта. 

Монастырь Режевичи

Монастырь Режевичи. Пастель Антона Батова




Мы, наконец, смогли пополнить свою календарную коллекцию, и с чувством выполненного долга покатили назад, домой, праздновать Рождество - Божич.

Бар. 7 января 2015 года

*** 

14 июня 2022 г. 

Мне не раз приходилось проезжать над монастырем Рибняк по старой дороге Бар – Вирпазар, много времени я провел в поисках старых турецких блокгаузов среди Суторманских кручь, но вот вновь спуститься в долину у меня как-то не случалось. А между тем у Рибняка осталось еще одно место, до которого я непременно хотел добраться.

Над монастырем возвышаются два холма-утеса. На том, что расположен со стороны перевала Суторман и старой дороги Бар – Вирпазар, находятся руины турецкого блокгауза Црны Крш, а на втором, Градаце, со стороны села Зупцы, можно рассмотреть церковку и большой белый крест, установленный почти на самой вершине.

Все эти достопримечательности непосредственно связаны с событиями осени 1877 года.

 

Читаем страницы из книги Александра Викторовича Щербака «Черногория и ее война с турками в 1877-78 годах» (Санкт-Петербург. 1879 г.):

<Турецкий форт> Суторман сдался после двухчасоваго артиллерийскаго огня. Черногорцы забрали 100 чел. пленных, одно орудие и несколько бочонков пороху. Позади Сутормана, в разстоянии от версты до двух, находились еще 3 каменных неприятельских блокгауза, на которые Врбица, по взятии форта, повел атаку с 2-мя батальонами. Циклинский же, не меняя позиции, открыл по ним огонь с дистанции тысячи и более сажен.

В это время Пламенац, оставив 3 батальона у Мурачи, с другими 4-мя совершил обходное движение к селению Татдже, лежавшему при соединении двух путей с Вир-Базара на Антивари, позади кул и открыл залпами ружейный огонь с тыла. Неприятель в кулах, услышав в тылу у себя выстрелы и боясь быть совершенно отрезанным от пути отступления, стремительно бросил укрепления и скрылся в горы, кроме нескольких человек, попавших в плен. Таким образом, три блокгауза в короткий промежуток времени и без боя достались в руки черногорцев. Дорога в Антивари сделалась свободной.

<с 30 на 31 сентября по с.с.> Сильный ливень принудил князя вместе со штабом укрыться на ночлеге в куле Рымник, так как в палатках, пропускавших через себя воду, оставаться было неудобно. Веселый говор присутствовавших, под впечатлением успешнаго начала похода, постепенно стихал и всякий, где только мог, предался мирному отдохновению.

Однако тишина, прерываемая негромким храпом, длилась недолго. Раздался писк, за ним другой, третий — все больше и больше, ближе и ближе из безчисленных щелей и нор показались в огромном количестве крысы. Поднялось отчаянное шуршание. В первую минуту черногорцы спросонков не разобрали в чем дело, но при виде безчисленнаго множества быстро шевелящихся хвостов, остервенились. Началось повальное избиение нарушительниц общественной тишины и спокойствия и прошло не мало времени прежде, чем снова водворились мир и порядок. 

Словенский историк, географ и археолог Симон Рутар писал:

Единственное, что можно увидеть, это возвышающуюся примерно на 100 метров с восточной стороны седловины турецкую крепость, над которой возвышается круглая башня. Еще выше за ним стоят две башни (Лубия и Вийет), которые также когда-то предназначались для охраны прохода через седловину Сутормана. Сейчас, как известно, все эти форты заброшены и уже начали приходить в упадок. Так что вид какой-то мрачноватый, особенно с черногорской стороны. Поздней осенью 1877 года здесь разбили лагерь около 7-8 тысяч черногорцев. Так как было очень холодно, то прямо на месте начали рубить красивые буки и заготавливать из них дрова.

©Simon Rutar «Iz Bara v Podgorico» (1891) 

Описание очевидцев не содержат никакой мистики. Однако существует легенда о том, что князю Николе в ту ночь не спалось, удачно начатая операция наступления на Бар будоражила черногорского господаря. Взобравшись на холм Градац он разглядывал в ночной тьме склоны, ведущие к (Старому) Бару, по которым его юнакам предстояло с утра начать спуск к крепости. Здесь, по преданию, ему явился Святой Василий Острожский и предсказал, что к Рождеству черногорцы Бар возьмут. Князь же дал обет построить церковь на том месте, где ему явился святой.

9 января 1878 года (по н.с.) после осады и нескончаемого артиллерийского обстрела Барская крепость пала.

12 мая 1879 года, в день святого Василия Острожского была освящена новая церковь, построенная на Градаце. На пышном праздновании присутствовал князь Никола со свитой. С тех пор церковно-народное собрание в монастыре Рибняк в день почитания Святого Василия превратилось в традицию.

Разрушенная во время землетрясения 1979 года церковь ныне восстановлена.

Дорога Бар – Вирпазар (1917). Австрийская фотография

 

<…> новая дорога мощной дугой огибает гору Курило между отдельными домами и начинает медленно подниматься по левому краю железной дороги. С дороги открывается чудесный вид на всю прибрежную равнину, почти полностью засаженную оливковыми деревьями. Среди них сады полны южных фруктов. Заборы засажены олеандром и лавром, что является очень типичным деревом для южной части европейского пояса. Здесь также растут сосны, темные вершины которых приятно чередуются с бледно-зелеными оливками. Высоко над дорогой видны руины бывших турецких «кул» (укрепленных башен), но буйная зелень все больше их зарастает и заслоняет от взора наблюдателя.

Дорога уводит нас все дальше и дальше от моря, и потихоньку приходится смириться с мыслью, что наконец-то оно совсем исчезнет перед глазами. <…> мы всегда слышим, что находимся на восточном юге. Дома, которые мы проезжаем, довольно аккуратные и не такие разбросанные, как в настоящей Черногории. Там живут Арнуты. Мужчины носят фески, женщины густо закутаны в чадру, кроме того, они отворачиваются от незнакомцев. Но это последнее явление Востока.

Внезапно дорога огибает острое ребро, и мы полностью оказываемся в тесной долине Железницы. Оттуда дорога вьется вверх могучими серпантинами.

©Simon Rutar «Iz Bara v Podgorico» (1891) 


.

Католическая приходская церковь Ивана Крестителя в Зупцах

Село Зупцы и церковь Ивана Крестителя. 1912 (1916?)


На этот раз я выбрал дорогу через село Зупцы, с остановкой у католической церкви св. Ивана Крестителя.

В старые времена в Зупцах было две приходских церкви: св. Николая и св. Ивана. Вокруг храма посвященного Ивану Крестителю располагалось большое кладбище. Эта церковь была снесена в 1870-х годах, когда ее камни были перенесены в современное село Зупцы, где была построен новый храм, посвященная тому же святому. Текст, высеченный над входом, гласит, что церковь восстановлена местными жителями «от основания» в 2006 году.

Тропа на холм Градац

Тропа на холм Градац

Монастырь Рибняк. Вид с тропы на холм Градац

Оставив машину у ворот монастыря и справившись о начале тропы на холм, я начал недолгий подъем. Тропа на Градац расчищена, на самых крутых местах подъема ступенями уложены плоские крупные камни. Верхняя монастырская церковь совсем небольшая. Восстановление закончено недавно и храм выглядит свежо и празднично. Еще выше на скале установлен большой белый крест. Сверху открывается прекрасный вид на сам монастырь, горную гряду Суторман и на Барскую бухту. 

.

Церковь Честного Креста на холме Градац

Вид на монастырь Рибняк от церкви на холме Градац

… поднимаемся выше

.

.

Крест на вершине холма Градац


*** 

Топонимов Градац на Западных Балканах великое множество. Несколько Градацев можно отыскать и в Черногории. После открытий на Мартиничской Градине и на хоме Джутеза недалеко от Подгорицы некоторые исследователи вспомнили, что византийский император Константин VII Богрянородный (Порфирогенит) (905 – 959) в своем труде «Управление империей» («De administrando imperio») в 949 году при перечислении городов в склавинии Диоклее/Дукле упоминает Градац/Градатай, Новиград и Лонтодоклу (Gradataj, Novigrad, Lontodokla). На этом основании было высказано предположение, что возможно древний град Градац стоит поискать на одноименном холме. Предположение чрезвычайно зыбкое, и для его проверки необходимо предпринять масштабные раскопки. Сегодня никаких ни о каких раскопках на холме над монастырем Рибняк нет даже речи. 

Монастырь Рибняк. Вид с холма Градац

.

Кула Црны Крш (турецкий блокгауз)

Стела на дороге Бар – Вирпазар посвященная победе князя Стефана Воислава
над византийцами в 1042 году

.

Барская бухта. Вид с холма Градац

*** 

На обратном пути в Бар я остановился в месте, где дорога делает виток «сама над собой», образуя идеальную букву «О». Этот инженерный приём применили итальянцы в 1908 году, во время прокладки железнодорожной линии Бар – Вирпазар, для того, чтобы уменьшить крутизну подъема. В 1959 году рельсы этой узкоколейки сняли. И теперь уже вместо паровозиков «крутят колесо» автомобили.

Виток бывшей железной дороги Бар-Вирпазар на Гугли-каптах

Мост бывшей железной дороги Бар – Вирпазар

Мост бывшей железной дороги Бар – Вирпазар

Укладка железнодорожного полотна. Фотограф Тадчи Браич

Паровозик «Румия» с составом (1908). Фотография из коллекции музея Бара



2 комментария:

  1. Анонимный11 августа, 2023

    Много неточностей. Названия церквей под фотографиями неверные.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. То, что коммент анонимный, это проблемы блогспота.
      Но вот пустобрехов не люблю.
      Много - Это сколько? Это какие?
      Неверные - Ну так напишите правильные, если знаете.
      А иначе комментарий иначе как пустозвонством м не назвать.

      Удалить