Рождество Христово (Божич) в Черногории и Сербии — праздник любимый и очень семейный. Пожалуй, для сербов и черногорцев именно Рождество является самым главным церковным праздником.
Ошибки в том, что наступил Сочельник (Баднидан) – день перед рождеством в Монтенегрии быть не может. Основная примета – срубленные веточки дуба, которые появляются у дверей домов, в кафешках, на прилавках магазинов, под дворниками почти всех автомобилей.
По традиции в этот день глава семьи, обязательно взяв кого-нибудь из самых младших внуков-правнуков, с самого ранья пуляет из ружья в деревенское небо и идет в лес за «бадняком» — той самой дубовой веткой.
Дома конечно народ тоже не сидит без дела: на вертеле жарится «печеница» — поросенок, которого специально откармливали к этому дню, замешиваются из квасного теста шарики «ратарицы». Самая большая ратарица делается для главы дома, а самая маленькая — для младшего мальчика в семье. Из кислого теста готовятся плетеницы, которые замешиваются и выполняются в виде косы. Самая большая плетеница должна быть подарена хозяйке, а самая маленькая – самой младшей девочке.
Настоящий Бадняк — это поленце свежесрубленного молодого дуба, которое по сербским традициям должно обязательно присутствовать в доме православных сербов на рождественские праздники. Выбранное и срубленное полено глава семьи должен суметь самостоятельно внести на плечах в дом. Это полено, в соответствии с традицией, должно прогорать в домашнем очаге в течение всех трех праздничных дней. После того, как глава семьи отыскивает подходящий дуб, он должен стать лицом к востоку, три раза перекреститься, поминая последовательно, Господа Бога, святого — покровителя семьи (свою Славу) и грядущий праздник. Так приветствуется бадняк, а затем деревце срубается тремя ударами. Первый удар нужно нанести с востока, последний, как правило — с запада, после чего дерево падает на восток, на плечи хозяина. Если же дерево тремя ударами срубить не удается, оно отрывается от корневища но без помощи топора. Нижняя часть такого поленца в этом случае называется бородой.
Щепки, которые отлетают во время рубки бадняка, называют «ивер». Возвращаясь из леса, хозяин должен захватить одну такую щепу в дар хозяйке дома. Бывает, что ивер удается поймать в воздухе – это к удаче. Народное поверье гласит, что если ивер расположить между корытами, то сливки на молоке круглый год будут жирными, если расположить его между ульями, то можно защититься от зла, а если бросить в воду – то она станет целебной. Бадняк, принесенный из леса, иногда облачают в рубашку и оставляют до вечера, прислонив к наружной восточной стороне дома. Бадняк символизирует полено, которое пастухи принесли в дар праведнику Иосифу, для того, чтобы согреть холодные ясли, где родился Спаситель. Другой смысл бадняка — крест, на котором распяли Спасителя.
Вечером, перед рождественским ужином хозяин заносит бадняк вместе с соломой в дом, ставит поближе к огню, а хозяйка посыпает его пшеницей. После бадняк целуют все члены семьи, обильно намазывают медом и помещают в огонь. За столом на Рождественский сочельник собирается вся семья. Дождавшись, когда хозяин дома вносит бадняк и солому, домашние собираются вокруг стола и запевают тропарь, посвященный празднику рождества. Затем читаются рождественские молитвы.
Бадняк заносится не только в сербские дома, но и во все церкви и монастыри. Привоз бадняка в храм сопровождается торжественной церемонией, в которой принимают участие священнослужители и множество народа. До вноса в храм бадняк освящается, а после заносится в храм, где наряжается и пребывает при Церкви до Нового Года (14 января). После того, как бадняк освящен и занесен в храм, помещение застилается соломой, символизируя пещеру в которой родился Христос. Этот момент приурочивается к моменту начала всенощного бдения, после которого дети получают долгожданные подарки. Сам праздник Рождества начинает божественная литургия, которая начинается в 5 часов утра.
Решено было в Сочельник съездить в один из монастырей.
Дорожка от Ядранской магистрали недалеко от Петровца отворачивает в сторону гор. И вот уже на вершине холма виден монастырь Градиште (Gradište).
Ставим машину у подножья, и последние два витка выложенной камнем дороги преодолеваем пешком.
Согласно легенде, монастырь был основан еще в XI веке на месте древних античных построек «граджевине» и кладбища, отсюда он и получил свое название. Первое упоминание о Градиште, как о филиале Дечанского монастыря, можно отыскать в Грамоте короля Милутина 1305 года, в которой подтверждалось пожертвование его матери королевы Елены монастырю Богородицы Ратачской.
В XVIII веке Градиште пострадал весьма сильно от турок. В 1785 году в бою с турками священник Раде Андрович стрелял в пашу Кара-Махмуда, но ружье дало осечку. Турки убили Андровича и многих старейшин и разрушили монастырские здания . Отец Раде был похоронен на монастырском кладбище у Успенской церкви.
Черногорцы нашли способ расквитаться. В 1796 году Махмуд-паша был убит, а голова его отнесена в Цетинье. Череп скадарского паши и сейчас хранится в особом ларце в монастыре, как напоминание будущим захватчикам об ожидающей их участи.
Уже в XX веке во время первой мировой войны австрийцы разорили монастырь, сняли все колокола, а в 1941 г. монастырь был сожжен итальянцами.
К 1972 году монастырь обновили. Были отреставрированы церковь Св. Саввы и кельи, устроена дорога к обители.
После апрельского землетрясения 1979 году храмы монастыря и келейный корпус были сильно повреждены. Обрушились крыши и частично стены. Благодаря счастливому случаю уцелел алтарь из храма Св. Николая. Буквально за три дня до землетрясения его демонтировали и вывезли на реставрацию. Восстановительные работы продолжались до 1993 года. Сейчас монастырский комплекс состоит из трех храмов, келейного корпуса и кладбища.
Церковь Св. Савы расположена у входа в монастырь. Время ее строительства относится к XIX веку. Храм выстроен на месте более древней церкви. Иконостас расписан греческим мастером Николасом Аспиотисом в 1864 году..
Примечательна фреска Св. Марии Египетской «Млекопитательница», написанная в 1620 году живописцем Страхиней Будимлянином, на северной стене храма. В старину под этой фреской оставляли свои скромные дары, в основном масло и вино, молодые матери, не имевшие молока.
Другой достопримечательностью является необычное изображение святого Христофора на алтарной иконе "Христос на престоле", где святой изображен с ослиной головой.
Житие святого сообщает, что святой Христофор до
крещения имел имя Репрев (отверженный, осужденный).
В годы правления императора Деция Траяна (римский
император в 249—251 годах н.э.) Репрев, был захвачен в плен римлянами и позже
он служил в римской армии.
О сем преславном мученике рассказывают нечто странное
и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди
других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему
преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он
имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов.
По другому, довольно позднему, сказанию, получившему
распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой
прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его
женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и
стал похожим на собаку.
Когда Репрев стал обличать тех, которые преследовали
христиан, то был избит. Однако заявил, что принимает со смирением побои только
ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то никто не устоял бы перед
ним. За ним было прислано двести воинов, которые повели Репрева к императору,
и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого,
чудесно расцвел, а затем когда у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в
изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во
Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, причем святому
вместо Репрева дано было имя Христофор.
Император задумал хитростью заставить Христофора
отречься. Он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых
отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали
в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Но святой
Христофор стал их поучать вере во Христа. Вернувшись к императору, женщины
объявили себя христианками.
Император велел привести к нему святого Христофора и
приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые приняли святое крещение
вместе с ним.
Святого же Христофора приказал заключить в медный
сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было
исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от
огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой
приятной прохладе. Верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал,
что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного
видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом
превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало
множество воинов. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым,
многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из
раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому
Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его
оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему
мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии ок. 250 г.
Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и
голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны
вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на
стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных
средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.
. |
Церковь Успения Пресвятой Богородицы |
Самая маленькая церковь монастыря - Успения Пресвятой Богородицы находится на верхней площадке, рядом с кладбищем. Она построена в стиле сельской церковной архитектуры и расписана Страхиней Будимляниным в 1620 году.
Рядом с Успенской церковью находится небольшое кладбище.
Кладбищенский вопрос решается в Черногории весьма своеобразно. Т.к. практически везде могилы приходится рубить в скале, то они представляют собой каменные склепы, прикрытые сверку тщательно подогнанными каменными же плитами, с вделанными в них железными кольцами. Представляете в какой раскалённый каменный мешок превращается могила в жаркое лето. Останки иссыхают, и когда приходит время для новых «подселенцев», их (останки) сметают в мешочек и ставят в сторонке, освобождая объем для «новосела».
Вот на такой оптимистической ноте можно и закончить посещение монастыря …
РасСказки о монастырях в
Паштровичах:
Комментариев нет:
Отправить комментарий