2013-01-06

Монастырь Градиште. Под небом голубым …


Про крепость Космач вы уже читали, значит помните: «… монастырь пока подождет». Вот он и дождался.


Будванская ривьера


Рождество Христово (Божич) в Черногории и Сербии — праздник любимый и очень семейный. Пожалуй, для сербов и черногорцев именно Рождество является самым главным церковным праздником.

Ошибки в том, что наступил Сочельник (Баднидан) – день перед рождеством в Монтенегрии быть не может. Основная примета – срубленные веточки дуба, которые появляются у дверей домов, в кафешках, на прилавках магазинов, под дворниками почти всех автомобилей.

По традиции в этот день глава семьи, обязательно взяв кого-нибудь из самых младших внуков-правнуков, с самого ранья пуляет из ружья в деревенское небо и идет в лес за «бадняком» — той самой дубовой веткой.

Дома конечно народ тоже не сидит без дела: на вертеле жарится «печеница» — поросенок, которого специально откармливали к этому дню, замешиваются из квасного теста шарики «ратарицы». Самая большая ратарица делается для главы дома, а самая маленькая — для младшего мальчика в семье. Из кислого теста готовятся плетеницы, которые замешиваются и выполняются в виде косы. Самая большая плетеница должна быть подарена хозяйке, а самая маленькая – самой младшей девочке.
Настоящий Бадняк — это поленце свежесрубленного молодого дуба, которое по сербским традициям должно обязательно присутствовать в доме православных сербов на рождественские праздники. Выбранное и срубленное полено глава семьи должен суметь самостоятельно внести на плечах в дом. Это полено, в соответствии с традицией, должно прогорать в домашнем очаге в течение всех трех праздничных дней. После того, как глава семьи отыскивает подходящий дуб, он должен стать лицом к востоку, три раза перекреститься, поминая последовательно, Господа Бога, святого — покровителя семьи (свою Славу) и грядущий праздник. Так приветствуется бадняк, а затем деревце срубается тремя ударами. Первый удар нужно нанести с востока, последний, как правило — с запада, после чего дерево падает на восток, на плечи хозяина. Если же дерево тремя ударами срубить не удается, оно отрывается от корневища но без помощи топора. Нижняя часть такого поленца в этом случае называется бородой.
Щепки, которые отлетают во время рубки бадняка, называют «ивер». Возвращаясь из леса, хозяин должен захватить одну такую щепу в дар хозяйке дома. Бывает, что ивер удается поймать в воздухе – это к удаче. Народное поверье гласит, что если ивер расположить между корытами, то сливки на молоке круглый год будут жирными, если расположить его между ульями, то можно защититься от зла, а если бросить в воду – то она станет целебной. Бадняк, принесенный из леса, иногда облачают в рубашку и оставляют до вечера, прислонив к наружной восточной стороне дома. Бадняк символизирует полено, которое пастухи принесли в дар праведнику Иосифу, для того, чтобы согреть холодные ясли, где родился Спаситель. Другой смысл бадняка — крест, на котором распяли Спасителя.
Вечером, перед рождественским ужином хозяин заносит бадняк вместе с соломой в дом, ставит поближе к огню, а хозяйка посыпает его пшеницей. После бадняк целуют все члены семьи, обильно намазывают медом и помещают в огонь. За столом на Рождественский сочельник собирается вся семья. Дождавшись, когда хозяин дома вносит бадняк и солому, домашние собираются вокруг стола и запевают тропарь, посвященный празднику рождества. Затем читаются рождественские молитвы.
Бадняк заносится не только в сербские дома, но и во все церкви и монастыри. Привоз бадняка в храм сопровождается торжественной церемонией, в которой принимают участие священнослужители и множество народа. До вноса в храм бадняк освящается, а после заносится в храм, где наряжается и пребывает при Церкви до Нового Года (14 января). После того, как бадняк освящен и занесен в храм, помещение застилается соломой, символизируя пещеру в которой родился Христос. Этот момент приурочивается к моменту начала всенощного бдения, после которого дети получают долгожданные подарки. Сам праздник Рождества начинает божественная литургия, которая начинается в 5 часов утра.


Ядранская магистраль. Впереди Будва

Вид на Ядранскую магистраль от монастыря Градиште


Решено было в Сочельник съездить в один из монастырей.
Дорожка от Ядранской магистрали недалеко от Петровца отворачивает в сторону гор. И вот уже на вершине холма виден монастырь Градиште (Gradište).


.

Ставим машину у подножья, и последние два витка выложенной камнем дороги преодолеваем пешком.


Вид из монастыря на Булярицу


Согласно легенде, монастырь был основан еще в XI веке на месте древних античных построек «граджевине» и кладбища, отсюда он и получил свое название. Первое упоминание о Градиште, как о филиале Дечанского монастыря, можно отыскать в Грамоте короля Милутина 1305 года, в которой подтверждалось пожертвование его матери королевы Елены монастырю Богородицы Ратачской.
В XVIII веке Градиште пострадал весьма сильно от турок. В 1785 году в бою с турками священник Раде Андрович стрелял в пашу Кара-Махмуда, но ружье дало осечку. Турки убили Андровича и многих старейшин и разрушили монастырские здания . Отец Раде был похоронен на монастырском кладбище у Успенской церкви.
Черногорцы нашли способ расквитаться. В 1796 году Махмуд-паша был убит, а голова его отнесена в Цетинье. Череп скадарского паши и сейчас хранится в особом ларце в монастыре, как напоминание будущим захватчикам об ожидающей их участи.

Уже в XX веке во время первой мировой войны австрийцы разорили монастырь, сняли все колокола, а в 1941 г. монастырь был сожжен итальянцами.
К 1972 году монастырь обновили. Были отреставрированы церковь Св. Саввы и кельи, устроена дорога к обители.
После апрельского землетрясения 1979 году храмы монастыря и келейный корпус были сильно повреждены. Обрушились крыши и частично стены. Благодаря счастливому случаю уцелел алтарь из храма Св. Николая. Буквально за три дня до землетрясения его демонтировали и вывезли на реставрацию. Восстановительные работы продолжались до 1993 года. Сейчас монастырский комплекс состоит из трех храмов, келейного корпуса и кладбища.


.
.
.

Церковь Св. Савы

Церковь Св. Савы. После землетрясения 1979 года

Церковь Св. Савы. После землетрясения 1979 года


Церковь Св. Савы расположена у входа в монастырь. Время ее строительства относится к XIX веку. Храм выстроен на месте более древней церкви. Иконостас расписан греческим мастером Николасом Аспиотисом в 1864 году..


.

Церковь Св. Николая


.

.

Тот самый дубовый бадняк с ветками лавра и цитрусовых


Церковь св. Николая находится в центре монастыря. Она построена в конце XVI века. Одноименный храм на этом месте впервые был построен в 1116 году. Фрески, работы Стахини Будимляновича, выполнены в 1620 г.


.

Роскошный иконостас с резьбой выполнил в 1796 году иконописец Василий Рафаилович (Vasilij Rafailovic) из Рисана. Благодаря этому иконостасу монастырь находится под охраной ЮНЕСКО.


Церковь Св. Николая. Апрель 1979

Церковь Св. Николая после землетрясения 1978 г.

Церковь Св. Николая после землетрясения 1978 г.

.

Примечательна фреска Св. Марии Египетской «Млекопитательница», написанная в 1620 году живописцем Страхиней Будимлянином, на северной стене храма. В старину под этой фреской оставляли свои скромные дары, в основном масло и вино, молодые матери, не имевшие молока.


.

Другой достопримечательностью является необычное изображение святого Христофора на алтарной иконе "Христос на престоле", где святой изображен с ослиной головой. 


Житие святого сообщает, что святой Христофор до крещения имел имя Репрев (отверженный, осужденный).
В годы правления императора Деция Траяна (римский император в 249—251 годах н.э.) Репрев, был захвачен в плен римлянами и позже он служил в римской армии.
О сем преславном мученике рассказывают нечто странное и необыкновенное: это был человек огромного роста и ужасающего поведения. Среди других православных святых мученик Христофор выделяется приписываемой ему преданием необычной особенностью. Считалось, что, будучи телом как человек, он имел голову собаки – песью голову и происходил из страны людоедов.
По другому, довольно позднему, сказанию, получившему распространение на Кипре, святой от рождения имел прекрасную внешность, которой прельщались женщины. Желая избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, он молился о том, чтобы Господь дал ему безобразный облик, после чего и стал похожим на собаку.
Когда Репрев стал обличать тех, которые преследовали христиан, то был избит. Однако заявил, что принимает со смирением побои только ради заповеди Христа, а если бы он поддался гневу, то никто не устоял бы перед ним. За ним было прислано двести воинов, которые повели Репрева к императору, и, когда они шли, то на пути совершенно сухой жезл, бывший в руках святого, чудесно расцвел, а затем когда у воинов не хватило хлеба, то он умножил его в изобилии. Это великое чудо привело в удивление воинов, и они уверовали во Христа и вместе со святым были крещены Антиохийским епископом, причем святому вместо Репрева дано было имя Христофор.
Император задумал хитростью заставить Христофора отречься. Он велел позвать двух женщин – блудниц, красивых лицом и готовых отдать себя на блудное соединение, которые соблазнительными беседами возбуждали в молодых людях непреодолимое, безумное стремление к блудодеянию. Но святой Христофор стал их поучать вере во Христа. Вернувшись к императору, женщины объявили себя христианками.
Император велел привести к нему святого Христофора и приговорил к смерти тех двести человек воинов, которые приняли святое крещение вместе с ним.
Святого же Христофора приказал заключить в медный сосуд, прибить его в нем гвоздями, а затем сосуд раскалить, но когда это было исполнено, то святой остался невредимым. Не испытывая никаких страданий ни от огня, ни от пригвождения, он стоял в раскаленном сосуде, как бы в какой приятной прохладе. Верующим святой совершенно правдиво и с радостью рассказал, что во время истязания он видел какого-то весьма высокого ростом и прекрасного видом, одетого в белые одежды мужа, который исходящим от него светом превосходил солнце и имел на главе своей блестящий венец, что его окружало множество воинов. Слыша такой рассказ и видя святого совершенно невредимым, многие из народа поверили ему и обратились ко Христу, а затем вынули святого из раскаленного сосуда, за что и были изрублены царскими палачами. После сего святому Христофору привязали на шею камень и бросили его в колодец, но ангел извлек его оттуда, потом надели на него раскаленную медную одежду и наконец отсекли ему мечом голову. Святой мученик скончался в Ликии ок. 250 г.

Хранившиеся некоторое время в Константинополе мощи и голова святого затем были перевезены на остров Раб в Хорватии. Когда норманны вторглись на остров и осадили город Раб, горожане поместили мощи Христофора на стены. Чудесным образом ветер изменился и корабли отнесло от острова. Одна из крупных средневековых крепостей г. Раб названа в честь святого Христофора.



.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы

Самая маленькая церковь монастыря - Успения Пресвятой Богородицы находится на верхней площадке, рядом с кладбищем. Она построена в стиле сельской церковной архитектуры и расписана Страхиней Будимляниным в 1620 году.

Рядом с Успенской церковью находится небольшое кладбище.
Кладбищенский вопрос решается в Черногории весьма своеобразно. Т.к. практически везде могилы приходится рубить в скале, то они представляют собой каменные склепы, прикрытые сверку тщательно подогнанными каменными же плитами, с вделанными в них железными кольцами. Представляете в какой раскалённый каменный мешок превращается могила в жаркое лето. Останки иссыхают, и когда приходит время для новых «подселенцев», их (останки) сметают в мешочек и ставят в сторонке, освобождая объем для «новосела».
Вот на такой оптимистической ноте можно и закончить посещение монастыря …


РасСказки о монастырях в Паштровичах:



Комментариев нет:

Отправить комментарий