Монастырь
Дульево расположен выше других паштровических монастырей. Он находится
северо-восточнее монастыря Прасквица, на предгорном плато, на высоте примерно
470 метров над уровнем моря, над селом Куляча. Долина называлась «Дули».
Отсюда и пошло название монастыря.
Над обителью
нависает Паштровическая горная гряда и самая её высокая вершина Голи Врх (Goli
Vrh), высотой 1094 метра. На перевале у Голого Врха в 1381 году
паштровичи вступили в бой с войском венгерского короля Лудевита
(Людвига/Людовика). Людовик решил наказать паштровичей «за то, что они помогли
Венецианцам, отбить город Котор у венгров», писал Стефан М. Любиша. В том бою только членов братства Любиши погибло сто двадцать
человек. А всего «Лудовик король Венгрии посёк за веру тысячу и четыреста
Паштровичей». Цифра выглядит несколько преувеличенной. Но уж такова легенда. На самом деле после победы у Голого Врха венгры прошли по Паштровичам огшём и мечем, они убивали всех, кроме малых детей. Вот откуда такие великие жертвы. Большая часть погибших была захоронена на месте нынешнего паштровического
монастыря Рустово.
Впервые
в письменных источниках монастырь Дульево упоминается в 1677 году. Он
поименован и в антологии «Святослов», которая была напечатана в Москве в 1706 году.
Эту книгу Российский царь Петр Великий в 1715 году передал черногорскому митрополиту
Даниле. «Святослов» был позже найден и сохранен в церкви Свети Господже (Sv.
Gospođe) в селе Никовица (Nikovića) в Кртоли.
Считается,
что монастырь был основан в XIV веке во времена царя Душана (1308-1355) и
являлся одной из задужбин династии Неманичей.
В
древности Дульево был приписан к сербскому монастырю Высокие Дечаны. Часто после пострига местные
монахи уезжали в Дечанскую лавру. До середины XIX века Дульево был тесно связан с
монастырем Савина в Герцег-Нови. После того как в 1693 году герцеговинский
монастырь Тврдош был разрушен, его братия скрылась в Савине. Существуют
письменные источники, в которых указано, что в следующем году часть монахов
перешла из Савины в Дульево.
В
Дулево был пострижен сербский патриарх Арсений III Черноевич (патриарх Печский (1672-1691)), который родился в 1636 году близ города Цетине. Здесь же принял монашество и архимандрит монастыря Высокие Дечане Данило
Кажанегро (ум. в 1820 году). Именно Кажанегро перенёс золотой крест, который,
как предполагают, принадлежал царю Душану, из разорённой Дечанской Лавры в паштровический
монастырь Прасквица. Душанов крест хранится в Прасквице и поныне.
Монастырcкий виноградник Сентябрь 2015 г. |
Мемориальная плита, посвященная событиям 1942 года |
Монастырь Дульево Сентябрь 2015 г. |
Монастырь Дулево был богат зерном. На пажитях паслись большие стада крупного рогатого скота. Перед
обителью любой путник или бедный человек мог получить «бешкот» - сухари и
молоко. Через Дульево проходила кратчайшая пешая тропа от побережья до
Цетиньского монастыря. Будванский историк Люция Джурашкович считает, что
однорукий монах Егор Строганов расчистил тропу не только от Свети Стефана к
монастырю Прасквица и выше на холм Челобрдо, а довел её и до Дульево.
Как
и другие паштровические монастыри, Дульево в течение своей истории пережил
множество разрушений и обновлений. В 1785 году, во время нападения Махмуд-паши
Бушатлии на Черногорию, пострадал Цетиньский монастырь, а обитель в Дульево была
сожжена турками. В 1786 году монастырь был полностью восстановлен. В 1916
году Дулево разграбили австрийцы. Они же сняли единственный колокол со звонницы
церкви св. Стефана, который, как рассказывали, старожилы отличался особым звуком. В
1922 году местный житель, Саво Йоков Куляча, подарил монастырю новый колокол.
Во время Второй мировой монастырь стал центром партизанского движения в Паштровичах. После 1942-43 года Дульево было заброшено. Разрушительное землетрясение в 1979
году привело к серьезным разрушениям. Обрушилась крыша придела церкви св. Стефана, пострадала колокольня. Обновление началось лишь в
конце 80-х годов прошлого века. Особенно стоит отметить работу
управителя монастыря, иеромонаха Бориса Кажанегра. Активная реконструкция
проводилась с 1992 по 2002 год. В том же году Дульево стал женским монастырем.
Архитектурный
комплекс монастыря Дульево состоит из церкви, посвященной Святому Стефану,
монастырского здания, которое когда-то использовалось как школа и здания
выстроенного на основании прежнего конака (жилого корпуса). Недалеко от
монастыря находятся две пещеры. В одной из них, как гласит предание, останавливался
святой Савва перед последним посещением Святой Горы.
Церковь
святого Стефана - единственный храм монастыря. Это отличает Дульево от всех остальных
паштровских монастырей (кроме монастыря св. Спиридона). Церковь св. Стефана однонефая,
с глубокой полукруглой апсидой на восточной стороне и удлиненным притвором,
который был выстроен позднее основного здания. Размеры: длина 14,5 и ширина 4,5
метра. Над
западным фасадом, над входом в храм, установлена звонница с одним проёмом. В
центре западной стены расположена розетка. Надпись на ней сохранила имя мастера
год изготовления: Андрий Куляча, 1924. До сооружения нового притвора на
западной стороне к зданию был пристроен портик, уровень которого можно
различить и сейчас. Церковь сложена из обработанных каменных блоков. Более
старая часть строения с внешней стороны оштукатурена. На обеих продольных стенах старой части храма и в апсиде прорезаны окна. Проемы в притворе
замурованы. Пол в обеих частях храма выложен каменными плитами. Его уровень
выше, чем уровень площадки за пределами церкви, поэтому к входу в церковь ведут
несколько полукруглых каменных ступеней. Внутри старой части,
перед Царскими вратами, из каменных плит красного и белого цвета розеткой
выложен амвон. Своды старой части и притвора отличаются. В притворе свод полукруглый, а в древней части храма – готический, полукруглый с небольшим
изломом. Стены нефа поддерживают две пары пилястр.
Монастырь Дульево. 1975 Иллюстрация из книги Татьяны Пеёвич |
Фотография из газеты ”Primorske novine”. 1986 Фотограф Д. Новакович |
|
Розетка над входом в церковь святого Стефана |
Церковь святого Стефана |
Интерьер церкви св.Стефана. 2008 Иллюстрация из книги Татьяны Пеёвич |
Разрушительное
землетрясение в 1979 году серьезно повредило церковь св. Стефана. Однако
способствовало открытию чрезвычайно ценных фресок в нефе более старой части здания и алтаре, которые до поры были скрыты под слоем штукатурки. Предположительно
росписи относятся к середине XIV века. Найденные изображения необычны. В них общепринятая в пашторовических храмах византийская традиция совмещена с элементами,
выполненными в готическом стиле. В нефе была обнаружена ктиторская композиция
святых основателей монастыря Стефана Дечанского и царя Душана, который в руке
держит модель храма. Это является еще одним подтверждением предания об
основании монастыря в Дульево именно царем Душаном. Можно рассмотреть
изображения конных фигур святых воинов, св. Георгия и св. Димитрия, В византийской иконописи того времени не было принято, чтобы эти святые были
представлены вместе в алтарной части храма и апсиде. Другие святые персонажи едва
различимы из-за значительных повреждений фресок. Почти все фигуры выполнены в
натуральную величину. В украшениях и орнаментах использованы цветочные и
геометрические мотивы, которые указывают на влияние западной школы церковной
живописи. Однако все сохранившиеся подписи выполнены церковнославянским
шрифтом. Специалисты полагают, что обнаруженные фрески можно датировать примерно 1340
годом.
Церковь
св. Стефана и росписи интерьера после землетрясения 1979 года были восстановлены
и законсервированы.
Св. Прокопий. Роспись церкви св.Стефана. 2010 Иллюстрация из книги Татьяны Пеёвич |
Св. Воин. 2010. Роспись церкви св.Стефана Иллюстрация из книги Татьяны Пеёвич |
Фотография из газеты ”Primorske novine”. 1975 |
Фотография из газеты ”Primorske novine”. 1994 |
Вид на церковь св. Стефана со стороны кладбища |
Церковь св. Стефана. План |
Я не стал прерывать описание своими впечатлениями,
потому что впечатлений от посещения монастыря Дульево у меня совсем немного и
все они какие-то скомканные. Войти внутрь обители можно только через калитку,
встроенную в небольшой портик. Я позвонил в небольшой колокол и довольно долго
ждал пока мне откроют. За калиткой оказалась крохотная свободная площадка,
зажатая между забором, храмом святого Стефана и жилым монастырским корпусом.
Куда-либо еще пройти запрещено. Я сразу попал под очень плотную опеку. Вход с
церковь монашка открыла, но постоянно находилась за моей спиной, всем своим
видом показывая, что нежданному гостю здесь не рады. В этот приезд я надеялся
увидеть восстановленные фрески. Работы внутри храма продолжаются, вдоль стен
установлены леса, части росписи прикрыты большими листами целлофана, пол накрыт фанерой и досками. Однако работы еще очень далеки от завершения. Фотографировать
в церкви мне не разрешили. Увидеть можно лишь немногое. С явным облегчением
человека, которого оторвали от важной работы, монашка вывела меня с территории
монастыря и милостиво разрешила побродить по местному кладбищу. На прощание она
предложила мне налить воды из источника, который в народе называют Савина вода.
По преданию воины Царя Душана излечились от
брюшного тифа выпив воды из источника святого Савы. В благодарность за чудесное исцеление Царь Душан повелел
заложить на этом месте монастырь.
Сдернув с крана шланг, который был проброшен куда-то
на монастырские наделы, моя визави сказала, что вода весьма полезна при
желудочных проблемах. Как же должны быть полезны дары монастырской земли,
которые этой водой постоянно поливают!
Я порадовался, что не оставил Дульево на завершение
своей поездки. Было бы обидно заканчивать дневное путешествие с чувством
досады. Впереди у меня был еще монастырь Войнич…
Основные источники знаний:
Луција Ђурашковић «„Изрониле” фреске Немањића»
Татьяна
Пеёвич, Александр Чиликов «Монастыри Черногории» 2012
Vlado Đ.
Duletić «Budva - Od mita do stvarnosti»
РасСказки о монастырях в
Паштровичах:
Комментариев нет:
Отправить комментарий