Прибрежия
Антивари и Мркович составляют последнюю к стороне моря террасу хребта,
отделяющаго озеро от моря. Холмистая, весьма пересеченная местность, изрытая
глубокими оврагами и трещинами, местами представляющая скалистую, чрезвычайно
изорванную поверхность.
Н.Н. Каулбарс «Заметки о Черногории». 1881
К
юго-востоку от Бара, между склонами горных массивов Лисинь и Можура,
располагается область Мркоевичи/Мрковичи (Mrko/je/vići), которая была заселена
одноименным племенем еще в ранневизантийский период. В течение VI и VII века
н.э. здесь существовала византийская провинция Превалис (Prevalis). Славянские
племена в этой части Балкан в начале IX века сформировали свое собственное
Дуклянско-Зетское государство, которое состояло из девяти журанств, среди которых,
одна из трех прибрежных жупаний – Жупа Прапратна (župa Prapratna), которая, по
мнению многих историков, располагалась именно в области Мркоевичи. В первой
половине XI веке Прапратна являлась владением князя Стефана-Воислава. В
Летописи Попа Дуклянина говорится, что здесь находился двор Воиславлевича.
Во время восстания, которое Стефан-Воислав начал против византийского владычества в 1035
году мркоевичи проявили себя как храбрые воины. Воиславлевичи освободили Бар,
но византийцы вновь захватили город в 1036 году, а Стефана-Воислава схватили и
отправили в Царьградскую тюрьму. Через три года он вырвался из плена и вновь
возглавил восстание. Стефан-Воислав в 1042 году захватил район от Приморья до
Средней Зеты и нанес поражение архонту города Драч, патрицию Михаилу. Согласно
византийским источникам, Михаил потерял в этой битве 40 000 солдат и семь
генералов. В том же году славянский князь разбил мощный отряд, который Византия
отправила на подавление восстания (битва у Бара; Туджемильская битва). Князь
правил Дуклей (Зетой) с 1037 по 1051 год. Он умер в своем поместье в Прапратне,
и был похоронен с великими почестями в церкви св. Андрея.
Ко
времени правления Стефана-Воислава в исторических источниках появляются и
первые сведения о географических местах области Мркоевичи. В описании битвы у
Бара в 1042 году упомянуты село Горана (Gorana) и поток Кунье (Kunje).
Сын
Стефана-Воислава, Михаил был провозглашен королем в Баре, и попросил у Папы
Римского флаг, как подтверждение своих королевских привилегий. Флаг он
получил в 1087 году. Михаил расширил свои владения, включив в них земли
Травунии и Захумлья. Дворы короля Михаила Воиславлиевича были выстроены в
Прапратне и Которе. После короля Михаила, Зетой правил его сын Бодин.
Наследники Бодина боролись за престол между собой, и этим ослабили государство,
которое временами возвращалось под византийское правление. С 1183 года
Прапратна и Бар в течение следующих 180 лет входят в состав Сербского
королевства Неманичей. Мркоевичи отстояли собственное самоуправление, которое
сохранилось и позже, когда Зетой управляли Балшичи. Венецианцы во время мирных
переговоров с Балшей III в 1408-1409 годах, не могли определить,
принадлежит ли жупа Прапратна к Барской или Улцинской области или
является самостоятельной. К этому времени относится первое упоминание села
Добра Вода (Dobra Voda) в 1406 году и села Мрковичи, которые упоминаются в
венецианских источниках: в 1409 году (Li Marchoe), 1449 (de Marchois) и 1559
(Marcovich). Венецианские источники описывали местных жителей как «народ, который жесток по своей природе и
живет бедной и скромной жизнью пастухов». Их способ ведения боевых действий
подразумевал все «партизанские» приемы средневековой войны. Мркоевичи умело
обращались с холодным оружием, и использовали стрелы с наконечниками, пропитанными
ядом.
В битвах
за Зету между Стефаном Вукчичем Косачей и Венецианцами в 1441-1444 гг.
Мркоевичи переходят под венецианское правление. За свою службу в 1446 году
Мрковичи получили льготы от Венецианской республики. В 1449 году Сенат
подтвердил привилегии, и передал местность Пропратна (Poprat) от венецианской
администрации Бара племени Мрковичей.
Вид на Утеху / Бушат |
Вид на села Большой и Малый Калиман и Лесковац из Меджуреча |
Мост Утин Поток у селения Добры Воды. Новая дорога Бар - Улцинь была открыта 12 июня 1973 г. |
Мост Утин Поток у селения Добры Воды |
Добры Воды. Церковь св. Йована-Владимира |
Поначалу
в исторических источниках топоним Mrkojevići соответствовал названию села,
которое с 1881 года упоминается как Велье Село (Velje Selo). Происхождение
названия не имеет конкретных объяснений. Возможно, что оно происходит от
коричневого (Mrkoje), как черный (Crnoje), мягкий (Blagoje) и т.п. Неутомимый
исследователь и краевед Андреа Йовичевич, который в 1911, 1912 и 1913 годах
изучал черногорское побережье и Краину, пишет, что «по преданиям имя приходит от некоего темного человека; в соответствии
с другой легендой – от темного флага (barjak), который когда-то был у предков
сегодняшних Мрковичей». Так же неясно откуда пришли основатели этого
племени. Есть предположения, что Мрковичи выходцы из области Пипери, т.к. в
Пиперях есть деревня Мрке на Морачи (Mrke na Morači) ниже Биоча.
Йовичевич
отмечает, что особое преимущество этой области было в близости развитых городов
и торговых центров: Шкодера, Бара, Улциня и Свача.
С 1463
года начинает ощущаться турецкая угроза. Захват турками Шкодера в 1479 году
стал поворотным моментом в истории Мркоевичей. После прекращения поддержки со
стороны Венецианцев, им пришлось выбирать более сильного союзника. Мрковичи восстали
против Венецианцев и признали своего нового покровителя - Османскую империю, от которой
получили гарантии того, что они могут продолжать возделывать землю вокруг
Шкодера, которую они считали своей собственной. Однако случались и попытки
вернуться к прежним союзникам. Мркоевичи выступили против турок в 1482 году и
надеялись на помощь венетов из Бара. Однако поддержки не получили.
По
данным Кадастра Скадарского санджака от 1485 года село Мркоевичи (Fshati
Merkojeviqi) насчитывало 140 домов.
В то
время как венецианцы и турки установили мирные отношения ради поддержания
торговли и проезда, мрковичи начали захват земель, которые были под властью
венецианцев. С 1512 года они начали грабить усадьбы и поместья вокруг Бара.
Вооруженные конфликты приходили постоянно. Поэтому власти города обратились к
венецианскому сенату с просьбой отправить корабли и армию, которая бы
уничтожила этих «еретиков и сербов», как называли они мркоевичей в 1533 году. В
конце 1551 года Венецианская республика обратилась к Порте, для того чтобы
турки помогли вернуть территории, захваченные мрковичами. Порта направила
своего комиссара к границам Бара. Однако османы преследовали собственные цели,
и постарались расширить турецкую территорию. Пытаясь сохранить свою автономию,
мрковичи напали на венецианцев в начале лета 1571 года. Однако позже вновь
выступили на их стороне. Они направили петицию венецианский сенат, от которого
получили прощение и приказ не преследовать венецианских вассалов ни на суше, ни
на море. Мрковичи были освобождены от налогов и пошлин, за исключением налога
на дома. Последней услугой, которую племя пыталось оказать венецианцам, стала
защита Улциня и Бара от турецкого захвата. Однако венецианцы сами сдали города
без боя, и мрковичи, уже на стороне турок, отправились на завоевание
Паштровичей. С падением Бара и Улциня в 1571 году племя оказалось под властью
Турции. В который раз мрковичам удалось сохранить свои самоуправление. Их
привилегии были изложены в уставах от 1571 и 1575 годов, и подтверждены
султаном Мурадом III, преемником султана Селима II, в 1582 году. Для мрковичей
весьма важным был пункт устава, по которому было запрещено брать в янычары
мальчиков из Бара и окружающих мест. Однако эти льготы действовали только в
течение половины XVII столетия, да и тогда нередко нарушались.
. |
. |
Мрковичи
и после 1571 года еще долгое время придерживались православной веры. В описании
Скадарского санджака 1614 года которанин Мариан Болица пишет, что в то время
все мркоевичи были православного вероисповедания. Все более сильное давление со
стороны Турции по привлечению в ислам заставили многие семьи из Мркоевичей
покидать родные места.
Во время
длительной критской войны (1645 - 1669) венецианцы при помощи черногорцев в
январе 1649 тщетно пытались захватить Бар. Туркам с помощью мрковичей удалось
удержать оборону. По преданию, которое упоминает Андриа Йовичевич, мрковичи
позже помогли туркам в осаде Свача, и в качестве награды получили разрешение
заменить коричневое знамя на белое, как знак высшей военной награды. Так же они
получили право свободно посещать Шкодер. Мариан Болица писал, что Мрковичи
могут выставить отряд в тысячу вооруженных бойцов.
В венецианско-турецкой
войне 1717 года мрковичи уже на стороне черногорцев тщетно осаждали Бар. Это
несказанно возмутило турок. Каратели пошли от дома к дому и облагали штрафом
всех мужчин в семье. Тех, у кого не было денег, бросали в тюрьму. И таких было
гораздо больше, чем тех, кто смог откупиться.
Однако,
как отмечают многие исследователи, некогда беспокойные южные барские соседи под
властью турок изменили свой племенной характер.
Продолжались
попытки отуречивания мркоевичей. Само правительство Османской империи начало
поощрять распространение ислама среди населения. Первая мечеть была заложена в
Вельем Селе в 1752 и построена 1760 году. Историки пишут, что в её
строительстве принимали участие как мусульмане, так и православные мркоевичи.
Для верующих, которые приходили на молитву, в мечети постоянно хранилось
множество мешков с зерном. Это привело к тому, что беднейшие крестьяне стали
принимать ислам, чтобы накормить семью. Позднее мечети были выстроены почти в
каждом мркоевическом селе.
Забавно
описывает исламизацию в Мркоевичах П.А. Россиев в своей книге «Гнездо орлов»
(1914):
За
черногорским портом Антивари живет маленькое славянское племя. Целые века оно
крестилось и оставалось верным православию, но вдруг в один прекрасный день
приняло магометанство.
Старейшины
явились к попу.
- Вчера
ты, поп, не мог позже отслужить обедню, мы же поэтому не могли ея прослушать.
Теперь ты можешь служить в какие удобно часы: нам всё равно.
Поп
изумлён.
- Как
то-есть всё равно?
- Да
так! Теперь мы пойдем в мечеть молиться Аллаху.
Однако несмотря на то, что мркоевичи начали переходить в магометанство, взаимоотношения внутри
племени между представителями разных конфессий продолжали быть дружескими и
добрососедскими. Во время исламизации среди родственников, которые изменили
веру и тех, кто остался христианами, не было никакой нетерпимости и ненависти.
Это подтверждается смешанными братствами православных и мусульман, происходящих
из одного и того же корня. В Доброй Воде православные Павлович и мусульмане
Джуровичи и Ивановичи, православные и мусульмане Никочевичи и т.д. Земля, на
которой была построена мечеть в Вельем Селе, была подарена православным
Божовичем, который ранее также передал свою землю для строительства церкви
Святого Илии недалеко от этого села. Старый знаменосец Мркоевичей определил
место между мечетью и церковью, где его должны были похоронить, так, чтобы
можно было видеть оба храма.
Множество
авторов исторических заметок прошли через земли мркоевичей, но научных
исследований здесь было проведено чрезвычайно мало. Лишь в последние годы
начали проводиться исследования и археологические раскопки, раскрывающие
загадки истории племени. Несколько лет назад вблизи пляжа Велий Песак в Доброй
Воде археологи внимательно изучали руины раннехристианской церкви, датированной
примерно IV веком н.э.
Марин Плоча. Спуск к пляжу Велики Пиесак |
Пляж Велики Пиесак |
Пляж Велики Пиесак. Фотография Милки Николич Все ч/б фотографии пляжа сделаны до 1973 г. |
Пляж Велики Пиесак. Декабрь 2020 г. |
Пляж Велики Пиесак. Фотография Маши Шалаевой |
Андреа
Йовичевич в своей книге «Черногорское Приморье и Краина» (1922) пишет:
В
Мрковичах было много церквей. Но со временем, они были разрушены, потому что
Мрковичи были потуречины.
Церковь
св. Илии в Вельем Селе, которая была соборным храмом всех Мрковичей;
расположена на высоком холме Радомир. Её размеры 7,04 х 4,74 м. На звоннице
было три колокола. Верхний колокольный проем разрушен. Кладбище вокруг церкви,
огороженое плетнем и заросло деревьями. Могилы прикрыты крупными каменными
плитами. Над входом была выбита надпись, но камень выломан и унесен. На обеих
створках входных дверей были два больших креста, но правый уничтожен. Внутри
церкви есть 5-6 могил. Свод обрушен в двух местах; на своде растут деревья, а в
церкви бродит скот.
Йовичевич
отмечает, что рядом с церковью св. Илии находилась разрушенная церковь св.
Николы, немного дальше была церковь св. Спаса, а рядом с церковью св. Спаса -
церковь св. Чилика.
О
христианском прошлом мркоевичей свидетельствует тот факт, что они до недавнего
времени и местные мусульмане праздновали Славу (некоторые из них делают это и
сегодня), а также жгли бадняк в канун Рождества и отмечали другие христианские
праздники в своих семьях, или со своими кровными родственниками, которые
остались христианами.
Барский
археолог Младен Загорчанин указывает, что на сегодняшний день есть сведения о
примерно 15-ти церквях в Мркоевичах, которые были построены в XI-XVI веках.
Церкви Святого Илии, Святого Николая (две), Святой Катарины, Святого Иоанна,
Святых Врачевателей, Святого Спаса, Святого Андрея, Святой Богородицы (две),
Святого Александра и еще некоторые другие, более или менее известные сегодня.
Черногорский
исследователь Небойша Бабич пишет, что к началу XX века большинство церквей в
Мркоевичах были разрушены, некоторые были разобраны для строительства других
зданий, а на месте церкви святой Петки в Кунье была выстроена мечеть. В то
время в Мркоевичах действовала только церковь Святого Николая в Вельих
Микуличах, потому что большинство жителей села были православными. Соборным
храмом Мркоевичей, до перехода их в ислам, была церковью Святого Ильи в Вельем
Селе. До её постройки (еще «до Косово») главным храмом была церковь святых
врачевателей Козьмы и Дамиана в Комине. Православные церкви были также в Равни,
Грдовичах, Дабезичах, Доброй Воде (приходская церковь всех доброводян была
посвященная святому Иоанну).
Из письма Барского архиепископа и примаса сербского Андрия Змаевича в Рим. 1671
На
седьмой день посещения я был в Мркоевичах, народ поделен по селам, и они
простираются от Бара до Улциня, занимая значительную часть архиепископии. Все
они схизматики. у них есть церкви и священники, подчиненные вышеупомянутому
епископу в Цетине. некоторые из них оказались ко мне очень добры и оказали мне
всяческую честь. Я дал им несколько четок и медальонов, о которых они просили,
чему они очень обрадовались, поэтому, даже если они живут под управлением того
же Владыки или епископа, не меньше является между их и нашим хорошим
соглашением.
Сегодня самой значимой в области Мркоевичи является церковь Святого Ильи на холме Радомир (Радомидо) над Вельим
Селом. В этом месте, в доисторическую эпоху, в период железного века, до 168 г.
до н.э., когда великие властители иллирийской державы сложили оружие перед
римлянами в Шкодере, существовала большая крепость, руины которой можно
обнаружить и теперь. Крепостные стены опоясывали холм двумя громадными
кольцами. Позже на плато был построен храм.
Предположительно
уже во времена раннего христианства на месте церкви Святого Илии была
воздвигнута христианская церковь. Вероятно, храм построили на месте языческого
святилища.
Православная
церковь на холме Радомир была выстроена в позднем средневековье (XVI - начало
XVII века). По мнению Загарчанина она выстроена на более старом основании.
Церковь имеет в основании неправильный прямоугольник (8,5 х 6 м), и также
апсиду на восточной стороне, которая в плане тоже составляет неправильный
полукруг. Стены, толщиной около 70 см, сложены из хорошо обработанных блоков
розового камня, уложенных правильными горизонтальными рядами. Внутренняя
поверхность стен обработана гораздо грубее. Ряды внутренней кладки выровнены
мелкими камнями с помощью известкового раствора. Во время работ по реставрации
никаких следов росписи обнаружено не было. Входная дверь расположена на западной
стороне. Интерьер храма освещается через узкие оконные проемы: два на боковых
стенах и один в апсиде. Свод церкви опирается на две боковые пилястры. В XIX
веке над западным фасадом была построена новая колокольня, тогда же установили
и деревянный алтарный барьер, который разрушился во время землетрясения 1979
года. На пол храма уложены каменные плиты, расположенные на двух уровнях.
Алтарное пространство слегка приподнято. На нескольких каменных плитах можно
рассмотреть резьбу. Эти плиты, несомненно, взяты из древних надгробий-стечков.
На плато
вокруг церкви, на площади около 800 квадратных метров, находится большой
некрополь. Многие из надгробных каменных плит уже совсем не видны. Захоронения
в этом место проводились в течение очень длительного времени. К северу от
церкви и кладбища археологами обнаружены остатки прямоугольного здания (около
10 х 4 м).
Младен Загарчанин
отмечает, что к 1979 году состояние церкви было относительно хорошим.
Землетрясение разрушило более половины здания. Вся южная стена, часть западного
фасада, часть апсиды, и свод были разрушены.
Но храм
не был забыт. Когда обрушилась звонница, колокол повесили на ближайшем дубе.
Члены братства Дапчевичей, которые живут в Соединенных Штатах, собрали деньги
на строительство новой колокольни. Дапчевичи из Велье Село, и ныне исповедующие
ислам, обязались каждый год на Илиндан доставлять к храму питьевую воду для
православных верующих, которые приходят на праздник небесного покровителя этой
церкви.
После
перехода в ислам почти всего племени турки некоторое время не вмешивались в
местное самоуправление. Новообращенные мусульмане продолжали традиционную жизнь
своих предков: они отмечали Крестную Славу, праздновали Рождество, в Троицу
носили крест святого Йована-Владимира перед крестным ходом на Румию, отмечали
воскресенье, носили одежды своих предком, а мковские женщины не укрывали лиц.
Турецкое
влияние усилилось в тридцатых годах XIX века, когда Мркоевичи попали под власть
Бара. С этого момента христианские обычаи стали вытесняться исламскими. Более
всего это коснулось семейных праздников, рождений, обрезаний, свадеб и похорон.
Семья Андрович с крестом св. Йована-Владимира. Флаг резервного состава Королевской армии Черногории держит его бессменный командир с 1880 по 28 апреля 1910 года Юсуф Барьяктарович (1850-1913) |
Крест св. Йована-Владимира |
У
мркоевичей было не принято продавать свою землю на сторону. Даже те, кто уезжал
в поисках лучшей доли оставляли свои наделы родственникам и соседям. Исключение
составили лишь несколько семей черногорцев, которые бежали в Мркоевичи от
кровной мести. Самая большая из них, семья Дапчевичей из Катунской нахии,
поселилась в Велье Село.
Е.П. Ковалевский «Путевые записки о славянских землях». 1858
…
Мирковичи или Мерко, магометанское, огрубелое племя, живущее в лесистых ущельях
и промышляющее переноскою лесу в Дулциньо. Лесной товар мог бы составить
предмет важной, европейской торговли, но местные жители, при недостаточности
своих средств, не в состоянии вывозить из гор огромные деревья, годные для
постройки кораблей, которыми изобилуют ущелья, и они погибают без пользы. Хотя
Мирковичи давно приняли магометанство, однако, говорят, в горах видны кое-где
уцелевшие развалины церквей; в самых нравах жителей сохранились еще
христианские предания; таким образом они празднуют день Николая чудотворца и
даже воссылают ему молитвы на славянском языке.
Во время
взятия черногорцами Бара в 1877 году отряд под командованием воеводы Илии
Пламенаца выдвинулся к Краине и Мркоевичам. Люди в регионе встречали
черногорскую армию с недоверием и страхом. Всем попытались разъяснить, что
черногорская армия не будет предпринимать никаких действий против тех, кто
останется в своих домах без оружия. Однако из дома Вуковича в Доброй Воде
раздались выстрелы. Два черногорских солдата были убиты. В жестоком бою погибли
и два местных жителя, которые открыли огонь. Солдаты сожгли дом и увели весь
скот. Выстрелы и черный дым над домом вызвали панику среди доброводян и
остальных Мркоевичей. Ходили слухи, что черногорцы грабят, жгут и убивают.
Поэтому множество селян бежали в Улцинь. Черногорская армия забирала брошенный
скот и жгла покинутые дома. Однако тех, кто остался, солдаты не трогали.
Через
некоторое время мркоевичи стали возвращаться к своим очагам. Однако их первая
встреча с князем Николой I Петровичем Негошем прошла весьма настороженно. В
Печурице, на племенном сходе, князь предложил селянам жить в новом государстве,
вместе с братьями-черногорцами. Никола объявил в Мркоевичах новую капетанию, и
приколол капитанский значок на грудь самого уважаемого мусульманина Мркоевичей
- Алила Каплановича (по другим сведениям – Юсуфу Барьяктаровичу).
Название
Mrko/je/vići, как отмечено в специальной поправке Берлинского конгресса, с 1878
года стало применяться ко всем деревням, население которых является лицами
славянского происхождения, и в поддержку этого решения Конгресс провёл границы
между племенами сербскими и албанскими. После присоединения Мркоевичей к
Черногории, в описании 1881 года можно обнаружить смену названия села
Mrkojevići на Velje Selo.
Присоединение
после Берлинского конгресса проходило непросто. Турки пытались оставить земли
племени в Османской империи, и отдать Черногории только село Мркоевичи.
Однако российские и черногорские уполномоченные, на основании берлинских
соглашений, потребовали присоединения всей области к Черногории. Из-за этих
разногласий линия границы не была установлена, и комиссия после пятимесячной
работы была распущена. Именно к этому времени и следует отнести появление
австрийского укрепления у села Меджуреч, на временной черногоро-турецкой линии
разграничения. Возможно, что именно с тех пор земли племени Мркоевичи оказались
разделенными. Сегодня бОльшая их часть находится в муниципалитете Бар, а
небольшая часть (Кунье) – в улцинском муниципалитете.
Окончательное
решение о границах было принято только в 1884 году, после передачи Черногории
Улциня в 1882 году, и встречи князя Николы с султаном Абдул Хамидом в
Константинополе в 1883 году.
В 1884 году на территории племени проживало:
Добра Вода – домов 79; жителей 428
Печурица – домов 36; жителей 199
Мрковичи (Велье Село) – домов 142; жителей 737
Кунье – домов 56; жителей 310
Горана – домов 102; жителей 579
Еще в
начале XX века Андрия Йовичевич, описывая характерные черты мркоевичей, отмечал,
что «Мркоевичи между собой всегда
соглашаются и друг другу помогают, никогда не спорят и редко дерутся. Такие
отношения преобладают и между женщинами. Среди них нет недопонимания, никакого
унижения, или сплетен. ... Они не трогают других и уважают их святыни. Они
редко покидают свое племя и неохотно покидают свой край… Мркоевичи очень ценят
гостеприимство, никогда не сидят сложа руки».
И несмотря
на то, что в жизни племени многое изменилось с тех пор, многие из мркоевичей перебрались в Бар и другие места, а кто-то покинул
страну, но никто из них не прервал связь со своей малой родиной.
В 2012 –
2015 годах Российской Академией Наук и Санкт-Петербургским Государственным
Университетом был организован ряд экспедиций по изучению быта, обычаев,
национальной одежды и языка области Мркоевичи. Полученная информация легла в
основу работ А.А. Новика и А.Н. Соболева. Интересные данные получены о
мркоевическом диалекте, особом говоре сербохорватского языка:
В
качестве образцового места, где лучше всего, по их мнению, сохраняется
мрковичский говор, информанты разных возрастов называют город Чикаго в США.
Туда, в Северную Америку, представители местного сообщества уезжали на постоянное
либо временное жительство еще в период между двумя войнами. Эмиграция
продолжилась и в годы правления Тито. Часть жителей переезжает в США и в наши
дни… Более молодые выходцы из здешних мест отмечают наличие в Чикаго не только
большого количества носителей мрковичского идиома, но и их стремление сохранить
родной говор – этому способствует также работа двух радиостанций, вещание
которых ведется на говоре мрковичей выходцами из бывшей Югославии.
Памятник жителям Мркоевичей, погибшим в годы Второй Мировой войны, установлен на территории школы в селе Печурица |
Примечание
Как и в других расСказках, географическое название и название племени в тексте написаны
с большой буквы, а название жителей – с маленькой.
Основные
источники знаний:
Andrija
Jovicevic «Crnogorsko Primorje i Krajina», 1922
Milenko
Ratković «Gusarska epopeja. Ratničko pleme Mrkojevići»
Душан Ј.
Марковић «Начин и ред натапања земљишта у Мркојевићима». 1932
А. А.
Новик «Славяне племени мрковичи в Черногории: между исламом, Евросоюзом,
памятью маршала Тито и костюмом невесты»
А.Н. Соболев
«Мрковичи (и Горана): языки и диалекты черногорского Приморья в контексте
новейших балканистических исследований»
Другие
расСказки о Мркоевичах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий