2015-12-28

Гора Лисинь. Сон разума рождает чудовищ*

 

Поверьте мне, проблемы будут.

Но о них мы поговорим чуть позже,

а пока рассмотрим приятные моменты.

      Питер Мэйл «Сладкая жизнь»

 


Лисинь. Август 2011

Можно конечно совершенно не напрягаясь провести часть дня и вечер, опустошая литруху хорватского Баделя. А потом затуманенным взором провожать солнце, которое ищет себе место для ночлега где-то там, за морем, на итальянском берегу … Можно тупить полдня в сети, рассматривая фотки френдов … Можно конечно … А стоит ли? …

А это так: когда заходит солнце
И люди остаются в темноте,
То все глупы, и не глупы лишь те,
Кто, не простясь ни с дедом, ни с соседом –
Плащ – сапоги - и -  и за солнцем следом!
Вскачь! По пятам!
      Марина Цветаева «Конец Казановы»


Этой расСказке возможно подошло бы и другое название: «Дурная голова ногам покоя не дает». Но куда же деть мою любовь к пафосу и всяческим украшательствам?


* Кстати, о голове *

Уже с первым шагом из чрева самолета на трап в черногорском аэропорту в моей голове происходит переключение с московского «думай как жить!» на черногорский «живи!». Жизнь «в стиле полако» вытесняет все иные проблемы выживания. Остается лишь наслаждение созерцанием и желание довольствоваться малым.
Хорошее слово «довольствоваться»: довольствоваться = получать удовольствие. Получать удовольствие от свежесорванного мандарина в декабре, от чашки кофе на уличном столе рано утром, от прекрасного вида, который открывается с вершины горы …

Лисинь. Январь 2012

Лисинь. Октябрь 2014


* Кстати, о горе *

Гора – мой постоянный черногорский раздражитель. Она как придорожный полицейский: даже если его нет, то я точно знаю, что он есть!
Вот и гора … это не просто какая-то гора. Это конкретная гора, и зовут её Лисинь, ну, если хотите, то называйте её Лошка. Так вот, стоит мне только выйти из дома и оглянуться, как тут же я вижу, что эта Лисинь-Лошка корчит мне рожи и постоянно напоминает о своем превосходстве. Я даже облегчение испытываю в пасмурные дни, когда эта насмешница прикрыта облаками.
По этой причине покорение той, что ежедневно смотрит на меня сверху вниз, было лишь вопросом времени. Решение созрело давно. Да вот только никак не удавалось собрать подходящую компанию.
Компания не собиралась и в этот раз. Поэтому, наконец, собрался я сам. Сел в машину и поехал в гору, насколько далеко, насколько это позволяли черногорские дорожки.

Лисинь. Январь 2015

Лисинь. Май 2015


* Череда ошибок *

Первой и одной из основных ошибок, которые я допустил, было то, что выехал я поздновато. Декабрьские черногорские дни коротки. Светло становится часам к восьми утра, а темнеет к пяти вечера. Причем, с заходом солнца темень моментально становится совершенно непроглядной, да при этом ещё ощутимо холодает. Оправляясь на покорение Лисини, я уже заранее предполагал, что уж спускаться мне точно придется в темноте.
Тропа на вершину, как и многие маршруты в Черногории, маркирована. От начального указателя следует идти, сверяясь с красно-белыми «мишенями» и красно-белыми полосками, указывающими дальнейшее направление движения, которые нанесены краской на камнях на некотором удалении друг от друга. Однако я потерял маркированный маршрут уже после второй-третьей «мишени». Поэтому продолжал идти, стараясь выбирать кротчайшее направление, которое в горах увы, часто бывает не самым быстрым. Возможно, правильный путь пыталась подсказать мне корова, которая неторопясь самостоятельно возвращалась ввечеру с горного выпаса. Она что-то мыкнула и побренчала своим жестяным колокольчиком. Жаль, что я её не понял.

.

.

.


Довольно быстро я поднялся выше облаков и понял, что Лисинь меня и тут обманула. Посмотреть «на себя самого» с высоты никак не удастся, дом под горой оказался совершенно скрыт плотным облачным одеялом.
Склон Лошки не слишком крут, но сильно изрезан каменными складками. Путь на более плоских и ровных участках преграждают длинные стены из камней, в половину человеческого роста и выше, которые сложили местные жители, разграничивая свои участки выпаса скота. Я не сразу сообразил, что оставил в багажнике треккинговые палки. Эх, растопша! Возвращаться не стал, быстренько соорудил себе посох. Но это была все же совсем не равнозначная замена.

.

Гора Kozjak
Вид со склона горы Lisinj

Эх, не дошел!



Вот так, в результате «сна разума» и «больной» головы я оказался к заходу солнца в метрах семистах от вершины. Но это были 700 метров «птичьего полета». На деле же предстояло карабкаться в темноте через расщелины, по сыпучим камням, по незнакомому склону. «Ровно было на бумаге, да забыли про овраги». Сделав остановку, я одел еще один свитер (его я не забыл!), достал из рюкзака налобный фонарь (и его не забыл!), поразмыслил, погрозил горе пальцем и … отправился в обратный путь. Вершина осталась непокоренной. Гора в темноте хитро усмехалась мне в спину.
Ночной спуск был не слишком сложен. Я в общих чертах помнил, где мне на подъеме попадались труднопроходимые места и заранее выбирал пути их обхода. Выйдя на одно из относительно ровных плато, я увидел впереди, в луче фонаря горящие глаза … пара … другая … еще и еще! Ого! Погасил фонарь – глаза пропали, зажег – загорелись и глаза. Значит, не померещилось. Как тут не вспомнить про зимних голодных черногорских волков? А деваться-то некуда. С сомнением прикинул боевые возможности своего посоха, и пошел глазам навстречу. При моем приближении глаза всхрапнули, заржали, и лошадиный табун, дробно выстукивая чечетку копытами по камням, ломанулся от меня на соседний выпас.

Начало тропы на гору Lisinj 


… Если не считать того, что и на обратном пути в темноте я пару раз терял наилучшее (не путать с наикротчайшим) направление, то дальнейший спуск к машине не составил особых проблем.

… на следующее утро Лисинь всё так же усмехалась, поглядывая на меня сверху вниз.

Лисинь. 31 декабря 2015

Лисинь. 6 января 2016





Примечание:
* Фраза в заголовке принадлежит  Франсиско Гойя


9 комментариев:

  1. Понравилась история. Спасибо. :)

    ОтветитьУдалить
  2. А точку на карте, откуда идёт тропа на Лисинь, можно поставить?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. есть две возможности старта.
      с юга от села Lunje - 42.04988, 19.20059 и дальше 42.050721, 19.197114
      именно отсюда я и стартовал
      с севера от села Donja Poda - 42.07145, 19.14447 и дальше 42.070036, 19.155773

      Удалить
    2. чем могу - помогу :-)

      Удалить
  3. А летом в одиночку как она для женского физического тела, покорима?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лисинь на самом деле совсем не сложна :-)
      Главное правильно идти.
      Если не потерять маркировку тропы, то проблем быть не должно.
      Летом, как и для любой горы, рекомендации одинаковы. Надо выйти как можно раньше ... ну хоть часов в пять ;-)
      Иначе на склоне будет пекло!
      И конечно: панамка, питьевая вода, перекус, рубашка с длинными рукавами ... Всё как обычно :-)

      Удалить
  4. Этот комментарий был удален администратором блога.

    ОтветитьУдалить