Таков ведь принцип у истории?
Раз не записано, значит, этого никогда и не было.
Кейт Аткинсон «Преступления прошлого»
Иногда стоит только копнуть материал для очередной раз расСказки, и тут как
чертики из коробочки начинают выпрыгивать всё новые и новые исторические факты,
байки, легенды. Вот и приходится «наступать песне на горло», чтобы не
превратить расСказку в нудный урок истории, не затянуть бесконечными подробностями.
Сделать это порой весьма не просто. Очень не хочется упускать многочисленных деталей,
которые могли бы дать какие-либо дополнительные объяснения историческим
непоняткам.
Порой наиболее устоявшейся и общеупотребимой исторической версией становится
версия, созданная на основе народного эпоса, песен, сказаний, былин и преданий.
Такое случается из-за отсутствия фактов. Нет документов – есть народная песня –
значит так оно и было.
Хорошо, если в песне прославляется какой-то князь или юнак. А если все
наоборот? Если персонаж песни предается гонению и проклятию? Настолько ли был
плох этот человек на самом деле?
Вот, что по народному преданию отвечает, вернувшийся после битвы на Косовом
поле, раненный слуга княгине Милице - жене сербского князя Лазаря Хребеляновича « … А что
спрашиваешь ты о проклятом Вуке, прокляты да будут и мать и отец его! Он
изменил царю на Косовом поле и отвел к туркам, госпожа моя, двенадцать тысяч
латников» (1)
Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона дает
Бранковичу краткую и негативную характеристику: Бранкович (Вук) — зять царя Лазаря, из зависти ко второму зятю Лазаря
Милошу Обиличу нарочно не поспел с помощью на Косово поле; память его ненавистна всякому сербу;
† 1396 г.
О «проклятом Вуке» и пойдет речь ниже.
***
На окраине
города Требине (Герцеговина) стоит башня. Замечательная, я вам скажу, башня! Поставленная
еще в дотурецкую эпоху, она отличается гармоничностью форм, суровой
монументальностью и прекрасной каменной кладкой. Обращают на себя внимание
контрфорсы, которые весьма редко использовались и турками и, даже много позже,
австрийцами.
Имя этой башне
– Кула (башня) Бранковича – Кула Вука (Волка) Бранковича. Именно того самого «оклеветанного
толпой» Вука Бранковича (1345 - 1397).
Кто же на самом
деле «господин Вук»? Национальный герой, изменник и предатель, жертва наговора
или исторической ошибки?
Вук Бранкович
(серб. Вук Бранковић) родился около 1345 года, и был
младшим сыном Бранко Младеновича, который владел Охридом и был приближенным
царя Уроша V. Около 1371 года Вук женился на Маре (†1426), старшей дочери сербского
князя Лазаря Хребеляновича и княгини Милицы. У них было три сына: Григур,
Георгий (деспот, 1427-1456) и Лазарь.
Бранковичи
всемерно поддерживали христианство в своих землях. Вук в 1365 г. даровал
Хиландарскому монастырю земельные владения от имени своего старшего брата. Радоня
и Вук также делали вклады в монастырьрь Кутлумуш. Изображения Григория и Вука
включены в композицию портала капеллы св. Григория церкви Богоматери Перивлепты
в Охриде.
К 1371 году Вук
помимо Охрида владел Приштиной, Вучитрином и Звечаном — так называемой Вуковой
землёй.
В 1377 году под
его власть попало Скопье, а в 1378 — Призрен.
В 70-х годах
XIV века Вук присоединил к своему имени династическое имя Неманичей Стефан и
стал именовать себя «господином ... северным странам, градовом и землям,
Серблем и Греком и Подунаю», при этом он подчинялся своему тестю князю Лазарю. Со
временем Вук Бранкович вошёл в "семейный" союз, формировавшийся
вокруг его тестя Лазаря Хребеляновича.
Его правление
ознаменовалось значительным экономическим и культурным подъемом в регионе. В
столице своего удела Приштине он построил мощную крепость, вел активное
храмовое и монастырское строительство, около 1378-79 г. был украшен фресками
соборный храм Липлянской митрополии. Вуком сделаны значительные вклады в
Хиландарский монастырь. Он подарил этой афонской обители монастырь св. Георгия
в Скопье со всеми его владениями и доходами, село Гадимле. В землях Вука в 80-х
гг. XIV в. довольно активно велось книгописание.
***
Душан (Стефан Душан, прозванный в народе Сильным)
положил роковым образом начало, разделив свое государство на 16 областей и
раздав эти провинции в управление своим родственникам и вельможам; так, напр.,
… часть теперешней Старой Сербии — Вуку Бранковичу, теперешняя Черногория —
Балше и т. д. (2)
Восстанавливая единство и порядок в государстве,
Лазарь придал и двору своему пышность и великолепие и учредил высокие
придворные звания, из которых первым, деспотским, пожаловал своего зятя Вука
Бранковича. (3)
Царь Лазарь был женат на Милице, из рода Неманичей. От
Милицы было у него три сына: Стефан, Вук и Лазарь и 5 дочерей; из них, Мара
вышла за изменника Вука Бранковича, Деспа за одного из Бальшичей, а младшая,
Милева, сделалась женой Баязета I и султаншей.(4)
В ряду первых вельмож государства фигурируют
придворные чины и приближенные к царю воеводы; в их числе первое место занимал
зять царя Вук Бранкович, а затем и другой его зять Милош Обилич. (3)
… Совершенно противоположен в национальном предании сербского
народа образ Вука Бранковича, потомка знатного сербского рода (однако, не
связанного с династией Неманичей). Благодаря тому гостеприимству, которое Вук
оказал Урошу в памятном для него 1366 году, он сумел не только удержать свои
владения, но и увеличить их настолько, что ко времени смерти царя Уроша они
занимали значительную часть теперешней Старой Сербии. Потом с такой же
верностью Вук служит князю Лазарю, на дочери которого он был женат, так что по
одному свидетельству 1387 года «господин Вук» признается «любезным сыном»
Лазаря. Впрочем, в своей области Вук был совершенно независимым от тестя,
самостоятельно заключал договоры, в которых называл себя: «По милости божей я
Вук Бранкович». Эту политику, уклончивую и эгоистическую, Вук продолжал и после
Косовской битвы, в которой народное предание так несправедливо приписало ему
роль изменника. Вражда Вука к родне Лазаря превратилась в народных понятиях в
измену на Косовом поле, и косвенным подтверждением этого воззрения служил тот
факт, что Вук еще пять лет владел своей землей и только в 1394 году был
свергнут Баязетом с престола. (2)
Уже по этим
небольшим цитатам видно, что даже русские авторы исторических работ конца XIX
начала XX века относились в Вуку Бранковичу весьма по-разному.
Далее следовало
бы рассказать о битве на Косовом поле 28 (15) июня 1389 года, которая прошла на
земле принадлежащей именно Вуку Бранковичу. Однако «классический» вариант этой
истории настолько всем известен, что я не буду повторяться.
***
Битва на Косовом поле (1389) |
Тень несостоявшегося предательства пала на него самого
и на всё его семейство. А между тем и сам Вук, и его сын, сербский деспот
Георгий Бранкович, и их потомки — самые настоящие герои и мученики: одни всю
жизнь воевали с турками, не вылезая из седла, до 80 лет, другие были теми же
турками ослеплены и умерщвлены.
Туркам просто было распространить байку о
предательстве Вука Бранковича после его смерти (1396), когда произошла ссора
Бранковичей и Лазаревичей.
“Народную” легенду о Косовской битве должно оставить
писателям… Историкам же не следует опираться на нее, хотя бы в данном случае,
потому что турки позже, после завоевания сербов, навязали им свое представление
о сражении с помощью своих подручных — сербов, перешедших в мусульманство и
переполненных животным страхом.
Народные сказители были безусловно обмануты: они пели
о поражении на Косовом поле вместо того, чтобы прославлять победу. Также и
ссоры властелы (Бранковичи и Лазаревичи), относящиеся уже к периоду вассальной
зависимости сербских земель от турок, были как бы перемещены в народном
сознании и отнесены ко времени битвы.
Княгиня Милица полностью изменила политике своего
покойного мужа, который опирался на поддержку других сербских княжеств и
Венгрию. Таким образом, Вук Бранкович оказался в одиночестве и еще некоторое
время оказывал сопротивление туркам. Однако спустя три года после Косовской битвы
и он принял положение вассала. Но турки вовсе не обращали внимания на эти
договоры и продолжали грабить сербские земли. Султан Мурат II, уже порядочно их
разоривший, пришел с большой армией в 1455 г. в Косово и установил свою власть
над обеими деспотовинами, Бранковичей и Лазаревичей.
Поскольку сербы одержали верх в Косовской битве,
предательство было там невозможным. Турки придумали миф о предательстве, чтобы
проще доказать свою псевдопобеду.
Ложь, проникшая вместе со страхом в народное сознание,
нанесла сербам огромный ущерб — связь с историей, с духом витязей была
нарушена, ослабла связь с духом предков. Сербов мучила вымышленная косовская
вечеря, вымышленное предательство Вука Бранковича.
Вук Бранкович и Влатко Вукович с
остатками своих отрядов отступили. В народных песнях Косовского цикла о Вуке
поется как о предателе, который ушел с поля боя со своими воинами. То есть в
числе причин поражения сербов песни называют и измену. Вместе с тем в сербской
науке существует вполне обоснованное мнение, что это — книжная легенда, и
возникла она, по всей видимости, только в XVII в. Но самый факт измены Вука
Бранковича настолько глубоко вошел в память народа, что во время Первого
сербского восстания (1804–1813), после захвата Крушевца, повстанцы вскрыли
могилу Вука, прах сожгли, а пепел развеяли по ветру. Это событие как раз
красноречиво свидетельствует, к чему ведут разного рода «перекосы» национальной
истории — народ, утративший историческую память, вполне способен уничтожить сам
себя. (5)
Отступив с Косова Поля, оставшиеся
войска Вука большей частью разошлись по домам, а сам он с остатками воинства
укрылся в крепости Елач, где перед битвой оставил свою семью и казну.
Так как крепость располагала огромными
запасами оружия, пищи и воды, Вук решил отсюда оказывать отпор туркам, если они
решат направиться к Елачу. Вук направил к Косову Полю сильную разведку и когда
разведчики сообщили ему, что турки двинулись с Косово на юг, разместил своих
тяжелораненых по монастырям в Дренице, хорошо обеспеченные продуктами и
медикаментами.
Кроме того, Вук принял на лечение в
своих монастырях и часть тяжелораненых боснийской армии, отступившей после боя
в его области.
Получив информацию о том, что турки
отступили не только из Косово, но и из Македонии, двинувшись в Болгарию, Вук
распустил по домам своих оставшихся солдат и вместе с семьей двор вернулся во
дворец в Приштине.
Вук быстро предпринял меры по
нормализации жизни в своей области, вновь возродил производство на рудниках и в
литейных заводах. Провел перепись пропавших и раненых бойцов, выделив их семьям
помощь из своей казны.
Опасаясь возвращения турок, он оставил
большую часть своего серебра в Елаче под охрану тамошнего гарнизона, оставив в
крепости своего казначея.
Вук принял твердое решение продолжить
сопротивление туркам, если они двинутся на его область, хотя теперь у него и
было гораздо меньше сил, не становиться турецким вассалом и вступить в контакт
с венграми с целью организации совместной борьбы против турок.
Вскоре с супругой Марой он посетил
Крушевац, княгиню Милицу (вдову князя Лазаря) и ее детей. Это встреча была
очень горькой, Вук подробно рассказал княгине о Косовской битве и своей
последней встрече с князем Лазарем. Вук также рассказал о своих планах
продолжить борьбу с турками и просить венгерской помощи и предложил княгине
Милице войти в контакт с венграми, предложив им вассалитет и просить чтобы их
армия вошла в Сербию ради ее защиты от турок. Княгиня Милица, ожидающая
дальнейших шагов турок энергично выступила против предложения Вука,
предлагавшего ей в том числе и свое посредничество в переговорах с венграми.
Разошлись Вук и Милица без каких-то договоров.
В отличие от княгине Милицы, которая не
видела другого выхода, кроме как стать вассалом турок, Вук Бранкович перед
турками склоняться не хотел.
Не чувствуя себя в безопасности в своей
области, попросил у Дубровника принять его с женой Марой, сыновьями Джурджем,
Гргуром и Лазарем, а также со всем движимым имуществом. Дубровчане видели в
Вуке доброго друга, важного для их торговли и потому согласились.
В этот период Вук продолжал управлять
своими землями, сохраняя близкие отношения с приморскими городами (Дубровником,
Задаром, Венецией и др.), которым обеспечивал привилегии, а также оказывал
помощь церквям и монастырям на своих землях.
Желая еще больше обезопасить себя от
турецкой опасности, в 1394 году Вук кроме Дубровника обратился и к Млетачской
(Венецианской) Республике, с просьбой разрешить ему поселиться у них вместе с
семьей в случае турецкой опасности. Это ему было разрешено в апреле 1394 года.
(6)
Brankovića kula / Brankovina |
Дроном заглянули внутрь кулы |
Вокруг башни видны остатки укреплений |
После битвы на Косовом поле 1389 года Вук, сохранивший
войско и сильные крепости. На основании родства с князем Лазарем он претендовал
на верховную власть в Сербии в обход прямого наследника - малолетнего Стефана Лазаревича. Возможно, эта ситуация послужила основой возникновения легенды об
измене Вука на Косовом поле, отраженной в сербском эпосе. Вук Бранкович
сохранил независимость. Впрочем, ненадолго. Он продолжил сопротивление османам,
категорически отказавшись стать вассалом султана, и начал планировать
совместные действия против турок с Сигизмундом Венгерским.
Но в 1392 году османы взяли Скопье, и Вук все же вынужден
был объявить себя вассалом Османской империи.
В 1396 г. пала Приштина и все земли Бранковича стали
подконтрольны туркам.
Поход против Баязида I, организованный германским
императором и венгерским королем Сигизмундом, закончился поражением христиан в
битве при Никополе (25 сентября 1396 года). Вук не побоялся отказаться
сражаться против христианских войск в битве при Никополе. В ответ османы
вторглись в его земли. И около 1396 года султан Баязид I изгнал Бранковича из
его владений, а самого Вука бросил в темницу, где он и умер 6 октября 1397 года.
Однако его семья продолжала занимать важное место в сербской политике. Большую
часть Вуковой земли турки отдали Стефану Лазаревичу, меньшая часть была
поделена между тремя сыновьями Вука, а его сын Джурадж (Георгий) в 1427-1456годах был деспотом Сербии.
***
В старину Требине занимал территорию от церкви у реки, и до вершины
Црквине, которая возвышается над самим городом. Именно в предгорье Црквине и
стоит старая дозорная башня. История возникновения башни Бранковича весьма
туманна. Есть мнения, что башня, которую жители до сих пор называют Бранковина,
не принадлежала Бранковичам, а была построена греками или турками. Однако все
же наиболее реальными первыми хозяевами башни были именно предки Вука Бранковича,
его дед и отец: Младен и Бранко. Приводят иногда даже точную дату. Правитель области Требине и Драчевица во время правления короля Стефана Дечанского воевода Младен Младенович (дед Вука Бранковича) построил кулу в 1323 году.
Попалась на глаза информация из местных СМИ, о том, что в музее в
Санкт-Петербурге (интересно в каком?) хранится пояс с вышитым именем Бранко и львом
- символом семейства Бранковичей.
***
Мы ехали к башне, взбираясь по узким улочкам, среди частных домиков у подножья Црквине, лишь смутно представляя ее местоположение. Сверху, из проулка на нас накатил
старый Пассат. На вопрос о башне, мужчина бросил машину и предложил нам
следовать за ним. Оказалось, что не доехали мы совсем немного.
Hvala ti,
dobri moj čovjek!
Возможно темная и извращенная тень лживого прошлого не отпускает башню и
сегодня. Башня Бранковича не включена в список национальных памятников
культуры.
Основные источники знаний:
(1) Н. Г. Чернышевский. Литературная критика
(2) А.Л.Погодин «История Сербии» (СПб, 1907)
(3) Д. Войнович «История сербского народа. История
Зеты и Черногории» (Одесса, 1907)
(4) С. Дроссард. «Черногория» (СПб, 1877)
(5) Любомир Йованов Перунович. «Беседы с
косовскими иконами» (Белград, 2000)
(6) Меладин Стеванович. «Вук Бранкович: герой или
предатель?» (2010)
Димыч, спасибо!
ОтветитьУдалитьВсё твёрже у меня убеждение, что нужно ехать!
Такой край! Такая история! ТАкие люди!
Красота!
Спасибо!
дык, за што и люблю ;-)
УдалитьПрекрасный рассказ.
ОтветитьУдалитьрад, что вам понравилось.
Удалитьвот как-то случайно из пары-тройки фоток старой башни написалось ... то, что написалось :-D