2015-12-27

Две Петки – две соседки


Как бы не были многочисленны православные святые, однако их все равно не хватает для еще более многочисленных черногорских церквей. Поэтому в любом месте этой маленькой страны можно встретить например церковь Святого Николы или Святого Джураджа (Геогрия). Порой доходит до вещей весьма удивительных. На полуострове Луштица, в Богишичах буквально стена к стене стоят две церкви Святого Ивана. Этому есть простое объяснение: один Иван православный, а другой (Йован) - католический. Но вот в Загоре (в Нижнем Гбале) рядом стоят две православных церкви Святого Илии!

Две церкви Святой Параскевы (Свети Петке) в Барской општине расположены не так близко друг к другу. Однако это соседство все же приводит к тому, что в информации о них  порой происходит некоторая путаница. Например в работе "Kulturno i istorijsko nasljede grada Bara", вышедшей в Тивате в 2015 году фотографии перепутаны
Давайте разбираться с Петками не торопясь и по порядку.


Католическая церковь св. Петки в Горней Шушани


= = =  "Верхняя" Петка  = = =

Католическая церковь Святой Петки-Венеранды в Шушани (Sveta Petka, Šušanj / Crkva Sv. Petke u Gornjem Šušanju)


.

.

.

.


История постройки первого храма на месте церкви Святой Петки в поселке Горна Шушань теряется в средневековье. Нынешняя церковь была построена в XVI веке. В 1610 году её освятил которский Архиепископ Марин Бичи, который писал, что само село состоит из 80 домов, а все жители - католики. В 1671 году эти места посетил барский архиепископ Андреа Змаевич. Церковь, как и монастырь Девы Марии на мысе Ратац к этому времени были разрушены. В Шушани Змаевич насчитал 46 домов и 157 жителей. В 1719 церковь св. Петки упоминает в своем письме в Ватикан архиепископ задарский (бывший архиепископ барский) Вицко Змаевич. Он благодарит святой престол за помощь оказанную прихожанам в Шушани.
Возможно, что храм изначально был посвящен святой Анне. Но в 1610 она была освящена в честь св. Петки - Параскевы-римской - Венеранды. Изменила название и сама Шушань ( Šušanj). Во времена Бичи-Змаевичей село называлось Сушань (Sušanj). Здесь опять мы встречаемся с топонимом, образованным от имени святого, которые в Приморье достаточно часто. Су-шань - Святая Анна, Сус-ашт - Святая Анастасия, Суто-море - Святая Мария, Суто-рман - Святой Роман и т.п.

Церковь в Горней Шушани выстроена виде однонефного здания прямоугольной формы. Она принадлежит к той же эпохе и архитектурному стилю, что и церкви св. Тэклы и св. Петки в Сутоморе, и имеет почти такие же размеры. Над западной стеной установлена звонница с проёмом для одного колокола. Отличается шушанская Петка только открытым крыльцом, которое пристроено с западной стороны.


Велья Могила. Вид с дороги

Велья Могила. Вид от церкви Св. Петки


С дороги к церкви Св. Петки и от самого храма можно увидеть весьма необычный курган (тумулюс), который зовется Велья Могила (Velja mogila). От церкви к кургану ведет тропинка.
Диаметр кургана 28 метров, высота от основания более 7-ми метров. Тумулюс имеет почти правильную коническую форму со срезанной макушкой. На склоне выложены импровизированные ступеньки из плоских и крупных каменных глыб.
Информация об этом месте весьма скудна и противоречива. Я встречал в сети сведения о том, что курган появился в этих краях еще в эпоху неолита. Думаю, что это совершеннейший бред. Другое мнение – иллирийское происхождение этой кучи камней.

Буквально несколько слов о возникновении в VII веке н.э. курганов в Приморье я нашел в работе историка Сергея Алексеева «Славянская Европа V-VIII веков»:
Характерной чертой культуры сербов явилось распространение т. н. громил – невысоких курганного типа насыпей из земли и камней. В громилах находят кости животных, керамику, реже иные предметы, а иногда, крайне редко, – человеческие останки. Описание находок говорит скорее не о погребальных памятниках, а о каком-то специфическом ритуале языческих жертвоприношений.

   Возможно, это объясняет и возникновение Вельей Могилы в Шушани.

    В этом языческом месте ежегодно в день католического Рождества проводится служба. Маленький алтарь устраивается на самой верхушке холма. Каждый из верующих должен принести с собой камень.


.

С кургана открываются прекрасные виды на окрестности. На снимке вид в сторону Сутоморе. Фотография Бара и Барской лагуны у меня не получилась из-за солнца и дымки

Велья Могила. Фотография Alex Alishevskikh


***



Церковь св. Петки в Спичанском поле



= = =  "Нижняя" Петка  = = =

Двуалтарная церковь Святой Петки в Заградже (Crkva Svete Petke u Spičanskom polju)

В Сутоморе, а точнее в Заградже, а еще точнее на холме в Спичанском Поле, находится Церковь Святой Петки известная с XIII века. Церковь была построена в 1273 (1270?) году, и упоминается в повелении короля Милутина 1306 года, как одна из нескольких православных церквей в этом крае.
В давние годы район Спича и Сутоморе являлся самостоятельной обштиной (жупой). Жупу составляли одиннадцать сел от Шушани у Бара до Мишичей в Сутоморе. Местные жители шутили, что в Спичанской жупе церквей больше, чем прихожан. На этом небольшом пространстве и сегодня сохранилось 12 православных церквей, из которых в четырех службы проводятся регулярно. Кроме Св. Петки стоит упомянуть церкви Св. Стефана Дечанского (1861), Св. Ивана (XVI век) и Св. Теклы (XIII-XIV века). От церкви Св. Димитрия (Св. Митра), которая была построена в царствование короля Милутина и украшена великолепными фресками, сегодня остались только развалины. Католическая Церковь Св. Андрея Первозванного, от которой в настоящее время тоже остались только руины, также была построена во времена правления Неманичей, и по латинским источникам в XIII веке была православной.
Изначально и церковь Св. Петки на Спичанском Поле была только православной. Однако, через некоторое время в ней был установлен еще один - католический алтарь, а на погосте стали хоронить представителей обеих конфессий. Церковные списки рождений, венчаний и смертей ведутся в этой церкви католиками с 1774 года.
В местах соседствующих с Баром издавна сформировалось весьма своеобразное культурно-религиозное явление. Множество небольших храмов имели по два алтаря.

Ivan Jovović в своей работе «Dvooltarske crkve na Crnogorskom primorju» пишет:
Наибольшее количество двуалтарных церквей находится в жупе Спич (Spič).
Первое упоминание о церкви с двумя алтарями находится в докладе Барского архиепископа 1637 года. Обитатели Спичанской жупы, отмечал архиепископ, провели мессу в церкви, или, скорее, в часовне Sv. Jovana/Ivana, где было два алтаря. Один используется католиками, а другой православными верующими. Аналогичным образом проводились и богослужения и в церкви Sv. Tekle/Ćekle.
Могилы католиков находились рядом с православными могилами.

Йовович отмечает, что концентрация двуалтарных храмов типична для районов, которые находились под управлением Османской империи.

На сегодняшний день лучше всего сохранились двуалтарные церкви Св. Петки, Св. Теклы и Св. Рока (разрушена?) возле Сутоморе, Св. Димитрия в крепости Нехай, церковь в Венецианском бастионе Гавансола в Старом Баре, церковь Св. Николы в местечке Вельи Микуличи и еще несколько зданий храмов степени сохранности.


.


Однако, лихие Югославские 90-е не обошли стороной церковь Св. Петки в Спиче. Из храма был выброшен католический алтарь. Позднее церковь еще несколько раз подвергалась нападениям вандалов. Причем страдали вещи и церковная утварь обеих конфессий. Деньги из церковной кассы не забирали, очевидно, что нажива не была мотивом нападения. Последнее, из найденных мной в местных СМИ упоминаний, датировано 2008 годом. В этот раз опять пострадал католический алтарь.
Хочется надеяться, что это помутнение мозгов и озлобление душ человеческих все же закончится.


Какой прекрасный стол рядом со Спичанской Петкой! Эх, как можно гульнуть!






Из прочих интересных объектов, которые расположены рядом с церковью Св. Петки, стоит вспомнить о крепости Хай (она же Табия, она же Голо Брдо), о которой я уже писал раньше.

***

Мозаичная икона Святой Петки (Параскевы) установлена на воротах храма



А что же нам известно о самой Святой Петке – Параскеве?
Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке. Богомольные родители дали ей имя Параскева (с греческого «пятница») в честь дня страданий Господних. Однако девушку ждали в жизни ужасные испытания. Христианку привели к городскому властителю и предложили отречься и принести жертву языческому идолу. Но Параскева отвергла это предложение. Язычники озлобились, привязали ее к дереву, а затем приколотили железными гвоздями. Сняв же тело, они бросили истерзанную мученицу в темницу. Однако в узилище случилось чудесное исцеление Параскевы. Это еще больше разъярило ее мучителей, и они отсекли ей голову.
Святая Мученица считается охранительницей семейного благополучия и счастья, покровительницей полей и скота. Поэтому в день ее памяти принято приносить в церковь для освещения плоды.



РасСказки о храмах и монастырях Барского муниципалитета:

6 комментариев:

  1. Есть несколько святых Параскев. И отмечается их память в разные дни.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. это вовсе не удивительно :-)
      Петка весьма чтимая святая.

      Удалить
    2. Владелец отеля Амина в Ульцине утверждает, что камни сбрасывали с грузовых вертолетов военные 10 лет назад

      Удалить
    3. Не понял? Какие камни? Куда сбрасывали?

      Удалить
  2. Я тоже слышал версию о том что камни сбрасывали с вертолетов, так и получился курган. Да и по виду курган совсем молодой нет на нем растений каких либо..

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Таких тумулюсов в Приморье множество.
      "Молодость" обманчива ;-)
      Курган(ы) весьма стар. По крайней мере уж точно старее, чем первый вертолёт ;-)

      Удалить