Сутоморе на австрийской открытке Справа, на дальней горке, развалины крепости Нехай. Слева, прибрежный холм Голо Брдо. На нем расположена крепость Хай. На врезке: развалины монастыря на мысе Ратац |
Удивительно
непохоже сложилась история племен населяющих побережье нынешнего Черногорского
Приморья после того, как Венецианцы отдали большую его часть Османской империи.
Паштровичи,
оставшись под властью республики святого Марка и продолжая верно служить
венетам, не отступились от православия и не растеряли своего боевого духа.
Пожалуй, они стали только более расчетливы и изворотливы. И уже не ходили
«стенка на стенку», когда исход в большей степени зависел лишь от количества
воинов. Не допускали избиения, которое учинили над ними наёмники венгерского короля Лудовига в 1381 году. А тихо и скрытно проводили «партизанские» вылазки
против новых соседей – турок, пользуясь их безалаберностью и оплошностями.
Именно так были ими захвачены корабли у Будвы. И эта победа позволила
паштровичам превратить маленький рыбацкий островок Свети Стефан в грозную
крепость.
Племя Мркоевичи, земли которого располагались южнее Бара, тоже в старину посылало свои
боевые отряды в помощь венецианцам. Сражались они и бок о бок с юнаками Стефана
Црноевича. За ратные заслуги мркоевичи получили от венетов боевое коричневое знамя. В договоре с мркоевичами Венеция оговорила специальные условия, за их ратное служение. Но вот сдала республика османам Скадар, ушла
из Улциня и Бара, и как-то сразу куда-то пропал боевой дух мркоевичей. Племя
очень быстро отуречилось, мирно осело на своих землях. И кто бы сейчас о них
вспоминал, если бы ни крест святого Йована-Владимира, который и по сей день
хранится в семье Андровичей из села Вельи Микуличи.
Сутоморе. 1891 |
Сутоморе, Спич. Южная сторона. 1891. Фотография ателье Laforest |
Иллюстрация из книги Reinhard E. Peterman «Führer durch Dalmatien» 1899 |
Самой
северной территорией Османской империи в Приморье, которая поле раздела
граничила с венецианскими Паштровичами, оказался Спич. И здесь всё оказалось
совершенно не похоже ни на северных паштровичей, ни на южных мркоевичей.
Название
Спич скорее всего происходит от латинского слова hospitum / hospicium –
гостеприимство / общежитие. Это следует понимать как возможность отдыха для
путешественников, направлявшихся из Далмации в Скадар или Царьград или обратно.
Постоялый двор был выстроен в монастыре Ратачской Богородицы. Здесь могли найти
кров и временное пристанище путники, а жители окрестных сел скрывались за
толстыми монастырскими стенами в случае опасности. Возможно, что Спич получил
свое название от венецианской семьи Марковичей-Спица (Marcovich di Spizza).
Самое
раннее упоминание о Спиче в венецианских документах датировано 1327 годом.
Спич
протянулся вдоль берега Адриатического моря от мыса Ратац до бухты Чань.
В предгорье он граничил с селениями Созина, Зубцы и Туджемили и с
черногорской Црмницей. В дотурецкое время спичанские земли простирались до
Кастель Ластвы (Петровац на мору), что было подтверждено в Уставе короля
Милютина 1306/7 гг., в котором он жертвовал эти территории Ратачскому
монастырю. Отделение Спича от Паштровичей произошло в 1426 году, когда
венецианцы передали этот район властям Бара. Булярица документом от 1442 г. была
признана пограничной зоной (Spiz Pastrovichorum). Отношения между соседями не
были безоблачными. В течение следующих приблизительно двухсот лет Паштровичам
удалось еще сдвинуть границу на юг, и она стабилизировалась на у мыса Куфин над
заливом Чань. За это же время Црмчане захватили большую часть возвышенности
Созина.
В 1571
году венецианцы сдали туркам без боя укрепление Нехай. С этого момента Спич
находился под турецким правлением, которое централизованно
осуществлялось из Бара, Спич сохранил определенную степень самоуправления,
нечто похожее на Бокельские општины (муниципалитеты) при венецианцах. Причина в том, что только в этой части Барского региона население не поддалось
исламизации. Но вот влияние миссионеров римской церкви оказалось весьма
существенным. Особенно сильным это явление было во время правления венецианцев
в XV-XVI веках, но не прекратилось оно и при турках. Отношения православных и
католиков в Спиче были, в зависимости от обстоятельств, переменными. Серьезное
столкновение произошло 11 августа 1769 года в заливе Чань, где высадилась
миссия князя Долорукова, которая направлялась в Черногорию с целью поддержки её
жителей в войне с Османской империей и низложения Штепана Малого, объявившего
себя Русским царем Петром III.
Черногорцы, которые спустились чтобы встретить русский отряд, и помочь переправить привезенный русскими порох и свинец через горы, столкнулись со спичанскими католиками, посланными венецианцами, и турками, подошедшими из Бара. Помощь черногорцам оказали православные жители Спича. Межконфессиональные и сосдедские проблемы иногда приходилось решать на самом высоком уровне. Известен случай, когда в 1671 году разногласия между католиками и православными в пограничной Созине пришлось решать лично Барскому архиепископу Андреа Змаевичу.
– «Из Анконы сюда прибыли мы в
рыбачьей лодке, – говорил он, – турки и венециане сторожили нас, да проглядели,
и мы пристали, беспрепятственно, у Спича, близ самой границы вашей с турками и
Бокою (она была тогда под венецианами), товарищи наши еще в лодке, стерегут
пожитки; но Боже сохрани, если утро застанет их в лодке, – ты понимаешь! Не
станем терять времени. Ты христианин, наш по крови и по вере, дай нам
проводника, или проводи сам до берега и укрой нас потом, на время, здесь». –
Отец мой задумался. – «Сколько вас всех?» – спросил он. – «Человек двадцать,
большей частью иллирийские славяне». – «А этот, кто?» – «Это наш начальник,
русский, из знатного рода князей Долгоруких; он сердарь и воевода в своем
краю». – «Русский – знаю; у них был Великий Царь, Петр I. Отец мой видел его,
когда был на Руси с Владыкой Даниилом; а теперь на Руси ведь нет Царя: Царь ее,
Петр III, теперь правит Черногорией».
Егор Петрович Ковалевский «Черногория
и славянские земли. Четыре месяца в Черногории». 1872 Черногорцы, которые спустились чтобы встретить русский отряд, и помочь переправить привезенный русскими порох и свинец через горы, столкнулись со спичанскими католиками, посланными венецианцами, и турками, подошедшими из Бара. Помощь черногорцам оказали православные жители Спича. Межконфессиональные и сосдедские проблемы иногда приходилось решать на самом высоком уровне. Известен случай, когда в 1671 году разногласия между католиками и православными в пограничной Созине пришлось решать лично Барскому архиепископу Андреа Змаевичу.
Когда же
внешние причины раздора, навязываемые турками и венецианцами, исчезали,
отношения между представителями обеих христианских религий нормализовались.
Более того именно в Спиче появилось совершенно уникальное явление. Здесь, ввиду
запрета турок строить новые храмы, многие церкви стали двуалтарными. Конечно, такие
церкви можно встретить и в других частях Приморья, но такого плотного скопления
подобных храмов в одном регионе кроме Спича не встречается больше нигде. Из 12
двуалтарных спичанских церквей на сегодняшний день сохранились четыре. И
православные и католики использовали одни и те же церкви, и хоронили своих
усопших на одних и тех же кладбищах. Из них в хорошем состоянии пожалуй только
две: св. Петки в Спичанском Поле и св. Теклы в Шушани.
Более
подробно я упоминал о двуалтарных спичанских храмах в расСказке о церкви св. Петки.
Мариано
Болица в своем «Описании Скадарского санджака в 1614 году» указывает, что в
Спиче находится 60 домов, из которых можно набрать 150 воинов. Он перечисляет
отдельно два поселения, которые традиционно считались спичанскими: Созина с 40
домами и 80 воинами, и Шушань с 40 домами и 87 воинами.
По
информации Векослава Новотни, в Спиче в 1905 году было 491 село с 1775
жителями, из которых примерно 500 исповедовали православие.
Спич был
освобожден от турецкой власти в 1877 году. Подробное описание боевых действий
черногорцев против турецких укреплений в Спиче можно найти в книге доктора
Щербака «Черногория и ее война с турками в 1877-78 годах». Однако, в
соответствии с положениями Берлинского мирного договора, Спич был присоединен к
владениям Австро-Венгерской империи, где и находился до конца Первой мировой
войны.
В XVIII
веке в Спичанском Поле и Брце располагались два крупнейших виноградника на всем
побережье. В 1880 году в этом районе находилось 531 хозяйсто. Население
занимались животноводством, овощеводством, и производством оливкового масла.
Покупать приходилось муку и ткани.
В конце
XIX начале XX века местные жители стали покидать Спич. Кто-то уезжал на
заработки в Стамбул, Белград или Европу, кто-то перебирался в Бар, некоторые
переехали в недавно построенный город Сутоморе.
Женщины из Сутоморе в национальной одежде Австрийская открытка |
Спичане в национальной одежде. Начало XX века |
Долгое
время между двумя внушительными соседями, Баром (Старым Баром) и монастырем на
мысе Ратац, на месте нынешнего Сутоморе, существовал маленький рыбацкий
поселок. В XVII-XVIII веках даже соседнюю бухту Чань называли портом, а у
подножья мыса Голо Брдо народ селиться не торопился.
Сутоморе
было основано в 1882 году. Первый дом в Спичанском поле, на месте, где позже
начал развиваться поселок, был построен в 1851 году. Поначалу это был склад для
товаров, доставляемых морем. Однако позже владелец собственного корабля и
склада на берегу Петр Обрадович выстроил рядом и дом для своей семьи. Очень
быстро было построено рядом еще 17 домов.
В 1880
году была открыта и первая шестиклассная школа, которая разместилась в частном
доме. В частном доме находилась даже општина (муниципалитет) Спича. Для
строительства отдельных зданий општины и школы в чешском банке в Праге в 1908 году
был взят кредит, и в 1910 году оба здания были построены.
Одна из
первых учительниц Антица Антонета Маджар закончила женскую учительскую школу в
Дубровнике. Антица запомнилась жителям тем, что никогда не праздновала никаких праздников
… кроме дня 8 марта.
На месте
первой школы в Сутоморе позже был построен отель «Созина».
Векослав
Новотни пишет, что новое небольшое католическое село Сутоморе, находится на
морском берегу, рядом с большой Барской бухтой. В нём к 1905 году находилась општина
(муниципалитет), приходская церковь, школа, вооруженная и финансовая стража и
военная администрация. Однако кроме маленькой таверны Обрадовича, путнику вовсе
негде утолить свой голод, а остановиться на ночлег можно только в частном доме,
«если у вас есть друг», - добавляет Нивотни.
В
Сутоморе к 1905 году было 28 домов и 78 жителей. Все эти строения сильно
пострадали в результате землетрясения
случившегося в том же году. Но Сутоморе начало тут же отстраиваться вновь.
Спичанская
општина, как самостоятельное муниципальное образование, существовала до 1956
года. После того как в Черногории прошла консолидация местных самоуправлений,
регион Спич стал частью муниципалитета Бар.
Строения
в Сутоморе были повреждены и разрушены апрельским землетрясением 1979 года. Но
вновь всё было быстро отстроено. И чем дальше, тем больше. Ввиду отсутствия
градостроительного плана и массового самостроя Сутоморе сегодня выглядит весьма
неприглядно.
Но что
это мы ходим вокруг да около? Давайте уж с Мариями разберёмся.
Уже в
который раз в названии местных топонимов попадается приставка [Сут] [Суто], и
такие топонимы уже перестали быть загадкой. Отматываем вспять: Sutomore > Suta
Mare > Suta Maria > Santa Maria > Sveta Maria. Оглядываемся вокруг. Да тут и искать особо
ничего не надо! Вот же - монастырь Святой Девы Марии на мысе Ратац. И именно от
этой Марии заимствовало свое название Сутоморе.
Современный центр Сутоморе в 1909 году На снимке католическая церковь Святой Марии (в Жанковичах), которая сейчас находится у зеленого рынка |
Фотография,
которая долго не давала мне покоя. Пока в газете «Сутоморске новине» за 2015
год, я не обнаружил подпись: Современный
центр Сутоморе в 1909 году. На снимке католическая церковь Святой Марии (в
Жанковичах), которая сейчас находится у зеленого рынка.
Вот вам
и вторая Мария из Сутоморе.
Сутоморе. 1916 Видна церковь св. Марии |
|
Фрагмент Справа за домами видна церковь св. Марии |
Фрагмент Церковь св. Марии еще видна |
А как же
это место выглядит сегодня?
Повторить
снимок начала XX века нет никакой возможности. Святая Мария плотно застроена с
трех сторон. А с четвертой, между церковью и Ядранской магистралью, раскинулись
рыночные шатры и палатки. К тому же вокруг храма выросли высоченные деревья.
Крепость Нехай можно увидеть только если обойти здание.
Немного
побродив по соседней улице можно среди домов найти место, с которого видна и
вторая спичанская крепость - Хай / Голо Брдо.
В день
католического Рождества, 24 декабря 2016 года, у церкви св. Марии включили
новое наружное освещение. Все оборудование было куплено Миланом Йововичем,
который сам же и оплатил его установку. Милан не католик и не коренной
спичанин. Он родился в 1961 году в городе Биелина (в Боснии и Герцеговине), а с
2014 живет и работает в Черногории.
Крепость Нехай Вид от апсиды церкви св. Марии |
|
Крепость Хай Вид от церкви св. Марии |
Основные
источники информации:
Vjekoslav Novotni «Do Željeznice» / «Planinar» br.
1-6. g. 1905. Zagreb
«Од рибарског села до туристичког
центра» / «Сутоморске новине» 23.01.2015
Savo Marković «Sozina do početka XVIII vijeka»
Savo Marković «Benediktinska opatija Sv. Marije
Ratacke»
Крепость Хай/Табия/Голо Брдо. Броненосец в потемках
Кула Чань ... и все-таки она существует!
Мыс Ратац. Десять веков и 30 метров по вертикали
Кула Чань ... и все-таки она существует!
Мыс Ратац. Десять веков и 30 метров по вертикали
Произведения Александра Васильевича Щербака и Егора Петровича Ковалевского можно скачать по ссылкам:
Е.П. Ковалевский - Произведения
РасСказки о храмах и монастырях Барского
муниципалитета:
Храм Йована св. Владимира в Баре, церковь
св. Йована Владимира в Доброй Воде и церковь св. Йована в Старом Баре
Церковь св. Девы Марии в Гретве (Старый Бар) (катол.)
Руины церкви св. Спаса в Менке над Старым Баром (катол.)
Церковь св. Девы Марии в Гретве (Старый Бар) (катол.)
Руины церкви св. Спаса в Менке над Старым Баром (катол.)
Спасибо, как всегда интересно.
ОтветитьУдалитьуж казалось бы место такое, что интересного днем с огнем не сыскать ;-)
Удалитьно так в Черногории не бывает :-)
Стоит только присмотреться ... ;-)