2018-09-20

Спич – Сутоморе. Дважды Мария



Сутоморе на австрийской открытке
Справа, на дальней горке, развалины крепости Нехай. Слева, прибрежный холм Голо Брдо. На нем расположена крепость Хай.
На врезке: развалины монастыря на мысе Ратац



Удивительно непохоже сложилась история племен населяющих побережье нынешнего Черногорского Приморья после того, как Венецианцы отдали большую его часть Османской империи.

Паштровичи, оставшись под властью республики святого Марка и продолжая верно служить венетам, не отступились от православия и не растеряли своего боевого духа. Пожалуй, они стали только более расчетливы и изворотливы. И уже не ходили «стенка на стенку», когда исход в большей степени зависел лишь от количества воинов. Не допускали избиения, которое учинили над ними наёмники венгерского короля Лудовига в 1381 году. А тихо и скрытно проводили «партизанские» вылазки против новых соседей – турок, пользуясь их безалаберностью и оплошностями. Именно так были ими захвачены корабли у Будвы. И эта победа позволила паштровичам превратить маленький рыбацкий островок Свети Стефан в грозную крепость.

Племя Мркоевичи, земли которого располагались южнее Бара, тоже в старину посылало свои боевые отряды в помощь венецианцам. Сражались они и бок о бок с юнаками Стефана Црноевича. За ратные заслуги мркоевичи получили от венетов боевое коричневое знамя. В договоре с мркоевичами Венеция оговорила специальные условия, за их ратное служение. Но вот сдала республика османам Скадар, ушла из Улциня и Бара, и как-то сразу куда-то пропал боевой дух мркоевичей. Племя очень быстро отуречилось, мирно осело на своих землях. И кто бы сейчас о них вспоминал, если бы ни крест святого Йована-Владимира, который и по сей день хранится в семье Андровичей из села Вельи Микуличи.

Сутоморе. 1891

Сутоморе, Спич. Южная сторона. 1891. Фотография ателье Laforest

Иллюстрация из книги Reinhard E. Peterman «Führer durch Dalmatien» 1899



Самой северной территорией Османской империи в Приморье, которая поле раздела граничила с венецианскими Паштровичами, оказался Спич. И здесь всё оказалось совершенно не похоже ни на северных паштровичей, ни на южных мркоевичей.

Название Спич скорее всего происходит от латинского слова hospitum / hospicium – гостеприимство / общежитие. Это следует понимать как возможность отдыха для путешественников, направлявшихся из Далмации в Скадар или Царьград или обратно. Постоялый двор был выстроен в монастыре Ратачской Богородицы. Здесь могли найти кров и временное пристанище путники, а жители окрестных сел скрывались за толстыми монастырскими стенами в случае опасности. Возможно, что Спич получил свое название от венецианской семьи Марковичей-Спица (Marcovich di Spizza).
Самое раннее упоминание о Спиче в венецианских документах датировано 1327 годом.

Сутоморе1907

Сутоморе1909


Спич протянулся вдоль берега Адриатического моря от мыса Ратац до бухты Чань. В предгорье он граничил с селениями Созина, Зубцы и Туджемили и с черногорской Црмницей. В дотурецкое время спичанские земли простирались до Кастель Ластвы (Петровац на мору), что было подтверждено в Уставе короля Милютина 1306/7 гг., в котором он жертвовал эти территории Ратачскому монастырю. Отделение Спича от Паштровичей произошло в 1426 году, когда венецианцы передали этот район властям Бара. Булярица документом от 1442 г. была признана пограничной зоной (Spiz Pastrovichorum). Отношения между соседями не были безоблачными. В течение следующих приблизительно двухсот лет Паштровичам удалось еще сдвинуть границу на юг, и она стабилизировалась на у мыса Куфин над заливом Чань. За это же время Црмчане захватили большую часть возвышенности Созина.

Сутоморе. 1911
Строительство первого отеля «Созина»

Сутоморе. 1912
Старый рынок

Сутоморе. 1926


В 1571 году венецианцы сдали туркам без боя укрепление Нехай. С этого момента Спич находился под турецким правлением, которое централизованно осуществлялось из Бара, Спич сохранил определенную степень самоуправления, нечто похожее на Бокельские општины (муниципалитеты) при венецианцах. Причина в том, что только в этой части Барского региона население не поддалось исламизации. Но вот влияние миссионеров римской церкви оказалось весьма существенным. Особенно сильным это явление было во время правления венецианцев в XV-XVI веках, но не прекратилось оно и при турках. Отношения православных и католиков в Спиче были, в зависимости от обстоятельств, переменными. Серьезное столкновение произошло 11 августа 1769 года в заливе Чань, где высадилась миссия князя Долорукова, которая направлялась в Черногорию с целью поддержки её жителей в войне с Османской империей и низложения Штепана Малого, объявившего себя Русским царем Петром III. 


– «Из Анконы сюда прибыли мы в рыбачьей лодке, – говорил он, – турки и венециане сторожили нас, да проглядели, и мы пристали, беспрепятственно, у Спича, близ самой границы вашей с турками и Бокою (она была тогда под венецианами), товарищи наши еще в лодке, стерегут пожитки; но Боже сохрани, если утро застанет их в лодке, – ты понимаешь! Не станем терять времени. Ты христианин, наш по крови и по вере, дай нам проводника, или проводи сам до берега и укрой нас потом, на время, здесь». – Отец мой задумался. – «Сколько вас всех?» – спросил он. – «Человек двадцать, большей частью иллирийские славяне». – «А этот, кто?» – «Это наш начальник, русский, из знатного рода князей Долгоруких; он сердарь и воевода в своем краю». – «Русский – знаю; у них был Великий Царь, Петр I. Отец мой видел его, когда был на Руси с Владыкой Даниилом; а теперь на Руси ведь нет Царя: Царь ее, Петр III, теперь правит Черногорией».
               Егор Петрович Ковалевский «Черногория и славянские земли. Четыре месяца в Черногории». 1872

Черногорцы, которые спустились чтобы встретить русский отряд, и помочь переправить привезенный русскими порох и свинец через горы, столкнулись со спичанскими католиками, посланными венецианцами, и турками, подошедшими из Бара. Помощь черногорцам оказали православные жители Спича. Межконфессиональные и сосдедские проблемы иногда приходилось решать на самом высоком уровне. Известен случай, когда в 1671 году разногласия между католиками и православными в пограничной Созине пришлось решать лично Барскому архиепископу Андреа Змаевичу.

Сутоморе. 1938

Сутоморе. 1962

Когда же внешние причины раздора, навязываемые турками и венецианцами, исчезали, отношения между представителями обеих христианских религий нормализовались. Более того именно в Спиче появилось совершенно уникальное явление. Здесь, ввиду запрета турок строить новые храмы, многие церкви стали двуалтарными. Конечно, такие церкви можно встретить и в других частях Приморья, но такого плотного скопления подобных храмов в одном регионе кроме Спича не встречается больше нигде. Из 12 двуалтарных спичанских церквей на сегодняшний день сохранились четыре. И православные и католики использовали одни и те же церкви, и хоронили своих усопших на одних и тех же кладбищах. Из них в хорошем состоянии пожалуй только две: св. Петки в Спичанском Поле и св. Теклы в Шушани.
Более подробно я упоминал о двуалтарных спичанских храмах в расСказке о церкви св. Петки.

Мариано Болица в своем «Описании Скадарского санджака в 1614 году» указывает, что в Спиче находится 60 домов, из которых можно набрать 150 воинов. Он перечисляет отдельно два поселения, которые традиционно считались спичанскими: Созина с 40 домами и 80 воинами, и Шушань с 40 домами и 87 воинами.

По информации Векослава Новотни, в Спиче в 1905 году было 491 село с 1775 жителями, из которых примерно 500 исповедовали православие.

Спич был освобожден от турецкой власти в 1877 году. Подробное описание боевых действий черногорцев против турецких укреплений в Спиче можно найти в книге доктора Щербака «Черногория и ее война с турками в 1877-78 годах». Однако, в соответствии с положениями Берлинского мирного договора, Спич был присоединен к владениям Австро-Венгерской империи, где и находился до конца Первой мировой войны.

Мост на реке Желизнице, по которой проходила граница между Черногорией и Австро-Венгрией


В XVIII веке в Спичанском Поле и Брце располагались два крупнейших виноградника на всем побережье. В 1880 году в этом районе находилось 531 хозяйсто. Население занимались животноводством, овощеводством, и производством оливкового масла. Покупать приходилось муку и ткани.
В конце XIX начале XX века местные жители стали покидать Спич. Кто-то уезжал на заработки в Стамбул, Белград или Европу, кто-то перебирался в Бар, некоторые переехали в недавно построенный город Сутоморе.

Женщины из Сутоморе в национальной одежде
Австрийская открытка

Спичане в национальной одежде. Начало XX века



Долгое время между двумя внушительными соседями, Баром (Старым Баром) и монастырем на мысе Ратац, на месте нынешнего Сутоморе, существовал маленький рыбацкий поселок. В XVII-XVIII веках даже соседнюю бухту Чань называли портом, а у подножья мыса Голо Брдо народ селиться не торопился.
Сутоморе было основано в 1882 году. Первый дом в Спичанском поле, на месте, где позже начал развиваться поселок, был построен в 1851 году. Поначалу это был склад для товаров, доставляемых морем. Однако позже владелец собственного корабля и склада на берегу Петр Обрадович выстроил рядом и дом для своей семьи. Очень быстро было построено рядом еще 17 домов.
В 1880 году была открыта и первая шестиклассная школа, которая разместилась в частном доме. В частном доме находилась даже општина (муниципалитет) Спича. Для строительства отдельных зданий општины и школы в чешском банке в Праге в 1908 году был взят кредит, и в 1910 году оба здания были построены.
Одна из первых учительниц Антица Антонета Маджар закончила женскую учительскую школу в Дубровнике. Антица запомнилась жителям тем, что никогда не праздновала никаких праздников … кроме дня 8 марта.
На месте первой школы в Сутоморе позже был построен отель «Созина».
Векослав Новотни пишет, что новое небольшое католическое село Сутоморе, находится на морском берегу, рядом с большой Барской бухтой. В нём к 1905 году находилась општина (муниципалитет), приходская церковь, школа, вооруженная и финансовая стража и военная администрация. Однако кроме маленькой таверны Обрадовича, путнику вовсе негде утолить свой голод, а остановиться на ночлег можно только в частном доме, «если у вас есть друг», - добавляет Нивотни.

В Сутоморе к 1905 году было 28 домов и 78 жителей. Все эти строения сильно пострадали в результате  землетрясения случившегося в том же году. Но Сутоморе начало тут же отстраиваться вновь.

Сутоморе. 1969-70

Сутоморе. 1983


Спичанская општина, как самостоятельное муниципальное образование, существовала до 1956 года. После того как в Черногории прошла консолидация местных самоуправлений, регион Спич стал частью муниципалитета Бар.

Строения в Сутоморе были повреждены и разрушены апрельским землетрясением 1979 года. Но вновь всё было быстро отстроено. И чем дальше, тем больше. Ввиду отсутствия градостроительного плана и массового самостроя Сутоморе сегодня выглядит весьма неприглядно.

Но что это мы ходим вокруг да около? Давайте уж с Мариями разберёмся.
Уже в который раз в названии местных топонимов попадается приставка [Сут] [Суто], и такие топонимы уже перестали быть загадкой. Отматываем вспять: Sutomore > Suta Mare > Suta Maria > Santa Maria > Sveta Maria. Оглядываемся вокруг. Да тут и искать особо ничего не надо! Вот же - монастырь Святой Девы Марии на мысе Ратац. И именно от этой Марии заимствовало свое название Сутоморе.

Современный центр Сутоморе в 1909 году
На снимке католическая церковь Святой Марии (в Жанковичах),
которая сейчас находится у зеленого рынка


Фотография, которая долго не давала мне покоя. Пока в газете «Сутоморске новине» за 2015 год, я не обнаружил подпись: Современный центр Сутоморе в 1909 году. На снимке католическая церковь Святой Марии (в Жанковичах), которая сейчас находится у зеленого рынка.
Вот вам и вторая Мария из Сутоморе.

Сутоморе. 1916
Видна церковь св. Марии

Сутоморе. Австрийская открытка

Фрагмент
Справа за домами видна церковь св. Марии

Сутоморе. 1978. На месте многоэтажного отеля "Сато", который раньше назывался "Никшич", стоял дом Филипа Обрадовича (сына Петра Обрадовича). Позже в этом доме находилось отделение красного креста и школа

Фрагмент
Церковь св. Марии еще видна



А как же это место выглядит сегодня?
Повторить снимок начала XX века нет никакой возможности. Святая Мария плотно застроена с трех сторон. А с четвертой, между церковью и Ядранской магистралью, раскинулись рыночные шатры и палатки. К тому же вокруг храма выросли высоченные деревья. Крепость Нехай можно увидеть только если обойти здание.
Немного побродив по соседней улице можно среди домов найти место, с которого видна и вторая спичанская крепость - Хай / Голо Брдо.

.

.

Сутоморе
Церковь св. Марии


В день католического Рождества, 24 декабря 2016 года, у церкви св. Марии включили новое наружное освещение. Все оборудование было куплено Миланом Йововичем, который сам же и оплатил его установку. Милан не католик и не коренной спичанин. Он родился в 1961 году в городе Биелина (в Боснии и Герцеговине), а с 2014 живет и работает в Черногории.

Крепость Нехай
Вид от апсиды церкви св. Марии

Крепость Нехай
Вид от апсиды церкви св. Марии

Крепость Хай
Вид от церкви св. Марии




Основные источники информации:
Vjekoslav Novotni «Do Željeznice» / «Planinar» br. 1-6. g. 1905. Zagreb
«Од рибарског села до туристичког центра» / «Сутоморске новине» 23.01.2015
Savo Marković «Sozina do početka XVIII vijeka»
Savo Marković «Benediktinska opatija Sv. Marije Ratacke»



Что еще почитать о Спиче-Сутоморе:  
Брца. Дайте две!
Две Петки – две соседки  



Произведения Александра Васильевича Щербака и Егора Петровича Ковалевского можно скачать по ссылкам:  
Е.П. Ковалевский - Произведения


РасСказки о храмах и монастырях Барского муниципалитета:

 

2 комментария:

  1. Спасибо, как всегда интересно.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. уж казалось бы место такое, что интересного днем с огнем не сыскать ;-)
      но так в Черногории не бывает :-)
      Стоит только присмотреться ... ;-)

      Удалить