2019-04-22

Церковь Святого Марка в Доньей Поде. Надо знать куда смотреть!



.

Узенькая асфальтовая дорога извивается со змеиной затейливостью. Иногда кажется, что ей мало трех измерений. Но все же основное направление выдерживается: вверх, к подножью горы Лисинь. Однако «сколько веревочке не виться» … Знак на раздвоении дороги озадачил. Прямо – Донья Пода, а направо – Калифорния! Это как же так?! Географический портал! Адресочек, который у меня был, совершенно недвусмысленно утверждал, что мне-то уж точно прямо. Ох, как же часто врут эти черногорские адресочки! Вот, церковь св. Илии в Мркоевичах тоже во всех описаниях находится «рядом с селом Велье Село». Однако от Велье Село к ней добраться практически невозможно.

Загадочный перекресток

Земли у Доньей Поды террасированы и ухожены

Я решил больше не крутиться по узеньким и чрезвычайно затейливо изогнутым сельским улочкам и тупичкам, а пройтись дальше пешком. В отличие от многих предгорных сел, Донья Пода выглядит вполне обжитой. Несмотря на то, что количество постоянных местных жителей не превышает двухсот человек, село достаточно большое, почти все дома ухожены, перед домами стоят автомобили, без которых тут жить совершенно невозможно. Рядом с жилыми домами два небольших мусульманских кладбища, а вот мечети в селе нет. Предгорье над селом террасировано. Существует версия, что топоним "Пода" возник именно из-за многочисленных рукотворных террас-подиумов. Тропинка вывела меня на обширные пастбища. А вот разрушенную церковь я так и не увидел. Спускаясь, я решил опросить местное население. Мой вопрос жителей не удивил. Они предложили мне спускаться еще ниже, а ... «там увидишь». Спустился ... Ничего не увидел! Пришлось спрашивать вновь. Оказалось, что просто не туда смотрел! Еще ниже, на склоне отдельного крупного холма, среди листвы видна была красная черепица кровли. Туда-то меня и направили.


.

Тропа к церкви св. Марка


Вот так я спустился из Доньей Поды и попал во Калифорнию! Местная Калифорния Эрмо Метовича выглядит весьма кичливо. Многометровая бетонная подпорная стена. Крупные новые строения высоко над дорогой. Сама дорога тоже новая. Но никаких рюшечек и украшалочек замечено не было. Всё с размахом, но функционально и добротно, как и подобает рачительному калифорнийскому хозяину.
Спускаюсь еще чуть ниже, а затем подымаюсь на заросший каменный холм. Видимо это и есть Чок. Вот ведь какая сельская неэвклидова геометрия! Чтобы подняться надо спуститься! И не просто спуститься, а спуститься ниже Нижней Поды.


.

.

.

Церковь Святого Марка и Успения Богородицы на Чоку стоит в удивительно живописном месте. Церковь однонефная, с полукруглой апсидой. Храм сложен из местного тесаного камня, а черепичная кровля была установлена на деревянных стропилах. Звонницы нет и не было. Свети Марко сегодня имеет вид весьма жалкий. Кровля сохранилась только над апсидой, а над нефом полностью обрушилась. Вместо входной двери - деревянный палет, видимо для того, чтобы козы не забредали внутрь. Внутреннее убранство храма совершенно не сохранилось, но черепицу с обрушившейся кровли вынесли и всё внутри церкви расчистили. Лишь стены, еще противостоят разрушительному влиянию времени. Кладбише, которое раньше располагалось вокруг церкви, совершенно пропало.


.

Церковь св. Марка. Вид на ... Калифорнию!

Церковь св. Марка на фотографии начала прошлого века


О церкви Святого Марка мне удалось найти чрезвычайно мало информации. Буквально два расплывчатых исторических упоминания.
Земли вокруг Бара (речь конечно идет о Старом Баре) всегда славились своими оливковыми рощами, которых здесь было огромное количество. И конечно многочисленные и часто меняющиеся средневековые правители всячески старались прибрать эти маслиняки к своим рукам. Мне попалась информация, что в XV веке именно перед церковью Святого Марка произошел народный сход. Жители Бара и их соседи из племени Мкоевичи подняли восстание против барских властей. Но вот, что интересно! В том крошечном описании истории барские правители названы «патрициями романских семей». Можно предположить, что речь идет о византийцах. В этом случае вырисовывается весьма точная дата! Византийцы в XV веке отвоевали Бар у Балшичей в 1404 году. Но Балшичи вернули себе город в 1414-м. Значит в промежутке всего в десять лет византийцы нахозяйничились так, что народу стало уже совсем невмоготу. Барских правителей турнули так, что спасаться им пришлось аж в Венеции и Истрии.
Второй эпизод относится уже к периоду османского владычества. Говорят, что на землях от Нижней Поды до Доброй Воды было множество прекрасных старых дубов. Вокруг церкви св. Марка росли самые старые дубы в регионе. И вот один из барских Бегов в одночасье приказал вырубить все эти деревья. Чем уж они ему не угодили? Этого я узнать не смог.
Церковь св. Марка перестраивалась неоднократно. Видимо последнее обновление произошло в 1825 году. Разрешение на строительство дал барский градоначальник Измаил-бег Обербашич. Здание было разрушено во время апрельского землетрясения 1979 года.
На погосте до 1917 года хоронили жителей местных семей: Савовичей, Дубовичей, Ратковичей, Никовичей, Никочевичей и др. 

.

Вид на (новый) Бар и Барскую бухту от церкви св. Марка
Слева виден полуостров Волуица, на котором находится церковь св. Илии



Комментариев нет:

Отправить комментарий