Вечеряя при свечах (в заборе) мы решили, что погода хотя и не купально-загаральная, но все же вполне хороша для того, чтобы куда-нибудь съездить и что-нибудь посмотреть.
. |
. |
Какая картинка приходит на ум при упоминании о Черногории?
Чаще всего в качестве «визитной карточки» вспоминают остров Свети Стефан. Мне лично это место не нравится. Оно бездушно и, по новодельному, кичливо-нагловато. Однако совсем рядом есть место с совсем иной аурой.
Вот туда-то, в монастырь Прасквица, мы и собрались с утра. Выгнали кабрик из под пальмы и поехали из своей деревни на север, в сторону Будвы.
Свети Стефан остался слева. Ищем коричневый (туристический) указатель, и с правым резким поворотом взбираемся на небольшую стоянку перед монастырем.
Мужской монастырь Прасквица (Praskvica) находится над пляжем
Милочер в Паштровичах.
Свое название монастырь получил от протекающего недалеко ручейка,
вода которого по преданию, пахла персиками (персик на сербском –
«бресква», местное название – «прасква»).
В состав монастырского комплекса входят две церкви: большая - Св.
Николы и малая - Св. Троицы, странноприимный дом и здание бывшей монастырской
школы.
Считается, что это один из древнейших черногорских монастырей,
основан в 1050 году, за четыре года до разделения христианства. Первое
историческое упоминание о Прасквице можно найти в документах 1307 года, когда сербский
король Милутин Неманич, во время своего путешествия в Котор, посетил монастырь
и подтвердил его имущественные владения, которые до этого передала в дар
монастырю его мать, королева Елена Анжуйская.
В 1413 году зетский правитель Балша III Страцимирович также передал
Прасквице земельные наделы. На его пожертвования и при участии властителей
здешних Паштровических земель был выстроен храм Святого Николая.
Фрески из Балшичевой церкви частично сохранились и находятся в новом храме
слева, перед алтарем.
Не правда ли, знакомые всё лица?
Конечно,
все эти имена уже всплывали из глубины веков, когда я писал о Ратачском аббатстве.
Все ...
да, не все! Вот появились в расСказке, кроме князей с королями, еще и
Паштровичи. Надо будет не забыть – рассказать о них чуточку подробнее.
Церковь Св. Троицы, стоящая выше на холме, относится к XVII веку.
Главная ее ценность – фрески, написанные знаменитым художником Радулом, и
позолоченный иконостас XVII века, работы Димитрия Даскала.
Во второй половине XVIII века русская императрица Екатерина II, а
затем Павел I и Александр I неоднократно оказывали финансовую помощь монастырю.
В 1812 году монастырь был разграблен и почти полностью разрушен
французами, при этом безвозвратно исчезли ценные архивные документы. После
изгнания французов вернулся в монастырь настоятель архимандрит Савва Любиша
(1748 - 1831). Он начал восстанавливать порушенное. Около 1844 (1847?) года на
развалинах старого храма начато строительство теперешней церкви Св. Николая.
Иконостас, который украшает интерьер новой церкви Св. Николая, расписал
известный греческий художник-иконописец с острова Корфу Никола Аспиоти в 1863
году. От прежней постройки сохранились фрагменты фундамента, часть стен и
остатки фресковой живописи XV века. После реконструкции храма св. Николая, от
старой Балшичевой церкви сохранилась лишь часть левого поперечного нефа
(трансепта).
Ризница монастыря содержит необычайно ценную коллекцию икон и
церковной утвари, части иконостаса из старой Балшичевой церкви и из церкви Св.
Троицы. Особое место занимает прекрасная икона Богородицы.
Старые монастырские кельи располагаются севернее Никольской церкви.
Т.к. никого из служителей монастыря мы не встретили, то в музей,
который находится в здании монастырских келий, не попали. Список реликвий музея
впечатляет, но мы сами ничего не увидели, и перечислять всё в этот раз я не
стану. Отмечу только, что среди 5000 книг, в библиотеке музея хранятся и
русские документы: две грамоты российской Императрицы Екатерины Великой 1783 и
1798 годов и грамота российского Императора Павла I 1798 года. В музее
монастыря хранится золотой крест и рукописное Евангелие, которое русский царь
Павел I подарил монастырю в 1798 году.
А раз уж я упомянул о России, то коротенько расскажу историю,
которой монастырь Прасквица неразрывно связан с нашей родиной.
Русский след
Местная легенда гласит, что в
конце XVIII века русский дворянин Егор Строганов, вступившись за честь дочери,
вызвал на дуэль человека, с которым его дочь сбежала. Соблазнитель на дуэли был
убит, а Строганов тяжело ранен и потерял руку. Строганов приехал в Прасквицу
инкогнито и попросил у настоятеля монастыря Саввы Любиши (Сава Љубиша,
1748-1831) пострига. Игумен Савва, который семь лет служил священником при
дворе Екатерины Второй и знал русский язык, приказал выделить русскому
незнакомцу отдельную келью и уважать его обет молчания. Во искупление грехов
однорукий россиянин начал торить тропу, которая начиналась у моря, а должна
была закончиться на холме Челобордо, выше монастыря. Эта почти ежедневная
работа не прерывалась десять лет. Отдыхал русский только по воскресеньям и в
большие церковные праздники.
Через некоторое время в
Прасквице появился молодой послушник, который рассказал, что получил имя
Елисей, в Киево-Печерской лавре. Однако, проведя четыре года в Прасквице,
Елисей от монашеского пострига отказался, сказав, что молитва не спасает от
грехов, которых никто не знает. С первых дней в монастыре Елисей принялся
помогать русскому строителю.
Когда Елисей заболел, то
никакие старания монахов и служителей монастыря ему помочь не могли. Перед
своей смертью он открылся Строганову. Это была его дочь Екатерина.
Строганов еще несколько лет
торил тропу на Челобордо, и закончил её примерно в 1908 году. Затем он лег в
своей келье и уже больше не выходил.
Перед своей смертью Егор
рассказал монаху, который за ним ухаживал, свою печальную историю.
Похоронили Егора Строганова у
церкви Святого Николая.
В легенде не стыкуются даты. Поэтому следует поискать дополнительную
информацию.
Мы нашли узкую и крутую тропинку, которая начинается от кладбища
возле верхней церкви Святой Троицы, и ведет куда-то вверх по склону. Но на
середине подъема наш путь пересекла приличных размеров змея. Поэтому желание
карабкаться дальше моментально пропало.
А вот никакого источника или ручейка с ароматной водой мы так и не
отыскали, как не попали мы и в музей, и в закрытый храм Святой Троицы. Некому
было нас поводить. В нижнем монастырском дворе сидела пара рабочих, в храм
Святого Николая буквально на минутку зашел молодой человек, чтобы поправить
свечи в песчаном подсвечнике … да еще над ульем гудели пчелы ... В храме пахло
ладаном и свечным воском. На монастырском холме пахло тишиной, историей и … летом.
А то, что не пахло персиками, так это такая незначительная малость, что и
обращать внимания особо не стоит.
Что-то я еще хотел написать …
Ах, да! Паштровичи!
Помните вальтерскоттовских рыцарей круглого стола?
Так вот уж не знаю где этот стол находится в Туманном Альбионе, но
точно знаю, что именно такой большой круглый каменный стол, за которым заседал
суд Паштровичей «банкада» находится в монастыре Прасквица. Правда изначально
ежегодный сбор 12 паштровических родов проводился за этим столом в другом
месте. Стол стоял на пляже Дробни Песак.
Паштровичи (Paštrovići).
Число Пастровичан, занимающих
несколько деревень, большею частию расположенных вдоль моря, простирается до
3000. Все они православнаго греко-российскаго исповедания. Наружным видом и
самою одеждою мало отличаются от Черногорцев, кроме разве того, что не носят
опанков и до того презирают их, что скорее станут ходить босыми, чем наденут
эту обыкновенную обувь Черногорцев, с которыми большею частию живут во вражде.
© Егор Петрович Ковалевский
«Четыре месяца в Черногории»
Род с типично романским
именем Паштровичи (от лат. pastor — пастух) во второй половине XIV в. населил
жупу Кучево под Будвой и со временем развился в дворянскую общину,
существовавшую на протяжении веков. Подобный процесс расселения и смешения с
окружающим местным населением не раз повторялся в следующем столетии.
© Сима М. Чиркович «История
сербов»
Иногда название Паштровичи (серб. Паштровићи) выводят от
славянского «пастр» – пестрый, многоцветный. Општина Паштровичей издревле
занимала центральную часть побережья современной Черногории, от мыса Завала
(ныне отделяющего Будву от Бечичей) до Спича или нынешнего черногорского
местечка Куфин (южнее Петровца), то есть около 17,5 км. адриатического
побережья, и в глубь, в горы, до границы со старой черногорской Црмнической
нахией.
На этой территории располагались 5 православных монастырей: Дулево,
Прасквица, Режевичи, Градиште и Войничи.
Паштровичи жили по своим собственным традициям, их язык отличался
от сербского. Впервые они упоминаются в 1355 г., когда сербский царь Стефан
Душан отправил своего вассала Николая Паштровича с посольством в Дубровник. По
этой известной семье название получило всё племя. Паштровская општина (муниципалитет)
упоминается уже в 1377 г.
Оказавшись между турками и венецианцами, Паштровичи в 1423 г.
подписали договор с Венецианской Республикой, в котором обязались платить ей
дань и воевать в её интересах от Скадара до Котора. Венеция в ответ гарантировала
Паштровичам сохранение их прежних прав, включая православную веру и право
самоуправления, военную защиту и свободную торговлю по всей территории
республики.
Как гласит легенда, в XV веке не знавшие страха Паштровичи
отправили на дно турецкий флот в местности, которая соответствует современному
пляжу Яз, и закрепили успех, выстроив крепость на острове Свети-Стефан.
Перешейка, который сейчас соединяет материк с островом, еще не было, он
рукотворный и появился только в XIX веке. Последним паштровическим князем был
сербский святой Стефан Штилянович (ум. в 1543 г.), в 1498 г. оставивший своё
имение народу и ушедший в сербский Срем, где он стал сербским деспотом
(правителем) и прославился борьбой с турками, святой жизнью и
благотворительностью.
В составе Венеции Паштровичи находились до 1797 г., после чего
венецианские владения вошли в Иллирийские провинции Наполеона. Паштровичи
оказали упорное сопротивление французским войскам, за что французы разрушили
несколько паштровические монастыри. В 1815 г. Паштровичи оказались в составе
Австро-Венгерской Империи. В 1918 г., по итогам Первой мировой войны,
воссоединились с Черногорией, вошедшей в Королевство Сербов, Хорватов и
Словенцев.
После землетрясения 1979 г. многие паштровические поселки опустели,
их жители стали переселяться в быстрорастущую Будву.
***
29 апреля 2015 года
Окончание истории … начало истории …
Я её нашел!
С третьей попытки … и не очень честным способом.
Год назад я пошел вверх от монастыря, по строгановской тропе. Но до верха не дошел. Уж очень стало припекать на голом склоне.
Поэтому теперь решено было прорываться «с тыла».
Если свернуть на небольшую площадку, сразу с Ядранского шоссе, под указатель «Монастырь Прасквица», то дорога направо приведет вас к монастырской стоянке и самому монастырю. А вот левая дорога, после нескольких витков серпантина, выведет вас на холм Челобордо, над монастырем и Свети Стефаном. Теперь надо подойти к самому краю и немного спуститься к памятнику погибшим жителям села Челобордо в годы Второй мировой войны.
Если свернуть на небольшую площадку, сразу с Ядранского шоссе, под указатель «Монастырь Прасквица», то дорога направо приведет вас к монастырской стоянке и самому монастырю. А вот левая дорога, после нескольких витков серпантина, выведет вас на холм Челобордо, над монастырем и Свети Стефаном. Теперь надо подойти к самому краю и немного спуститься к памятнику погибшим жителям села Челобордо в годы Второй мировой войны.
Вот тут, на каменном заборчике и окажется памятная Строгановская плита.
Интересно читать тебя, ДимДимыч))
ОтветитьУдалитьдык, для себя же любимого старался ;-)
Удалитьвсе самое интересное выложил, чтобы самому не забыть :-)
К водопадику нашли тропу в итоге ? При подъеме по Строгановской тропе, в нижней трети есть неявное но натоптанное ответвление вправо- теоретически туда, больше некуда...
ОтветитьУдалитьвсё недосуг ;-)
Удалитьдля столь малой цели вечно не хватает или времени, или компании :-)
в короткие набери на монтенегрийское побережье хочется поместить как можно больше, а поход только к водопадику займет полдня.