2012-01-08

Kojedno nek budu dva


Ядранская магистраль. Дорога в Будву

Сказки давно не читали?
Что же, будут вам и сказки и мифы и легенды …


Винченцо Мария Коронелли (Vincenzo Maria Coronelli). Будва. 1688


Помните какую чудовищную роль сыграло парнокопытное в судьбе Европы?
Вот, и у её братана Кадма (Кадмоса) тоже вся жизнь наперекосяк пошла именно из-за коровы!
Жил бы себе спокойно в своей Финикии, ждал бы, когда царский престол за естественной убылью папашки освободится … Ан нет! Послушался Оракула Аполлоновского, пошел скитаться за этой неразумной животиной – типа, сестру искать! А разве это до хорошего доведет?
Вот то-то и оно!
Ну, Фивы основал – это хорошо. Стоял на стрёме, пока боги Тифона забивали – тоже в зачет. А вот с драконом промашка вышла! Змий, конечно, был сволочью откровенной, просто никому от него спаса не было! Пришлось Кадму его прикончить. Но кто же знал, что папаша у змия сам бог войны Арес (ходят слухи, что может и сам Зевс).
И уж тут ничто не могло помочь Кадму. Хоть и зубы драконьи в землю посадил, а потом из зубов-воинов себе охрану составил, хоть и корову свою зарезал и в дар Афине принёс, а «сколько веревочке не виться, всё равно конец будет!». Вот и жизнь, казалось бы, после победы над змием на поправку пошла: Афина царем сделала, а Зевс дал в жены Гармонию, дочь Афродиты и этого самого треклятого Ареса (судачат, что наяда Электра прижила Гармонию от самого Зевса), и отбатрачил Кадм на услужении у будущего тестя лет восемь … Но характер у богов «боже, не приведи!». Затаили злобу, только случая ждали, злыдни!
Однако свадьбу Кадму и Гармонии отгрохали по первому разряду! Торжество почтили своим присутствием все боги-олимпийцы. Сам Аполлон играл на кифаре, музы — на авлосах (это такие дудки), другие же боги просто болтали без умолку, всякие хорошие пожелания говорили. Гермес подарил Гармонии лиру, Афродита (или Гефест, или Афина) — ожерелье, пеплос (одежонка типа туники) и авлосы, Деметра быстренько занялась любовью с Иасионом в поле, выдав на-гора урожай пшеницы, а Электра передала своей воспитаннице (дочке?) священные обряды Великой Матери богов с причитающимися этим обрядам кимвалами, тимпанами (всякие бубны). Из всех свадебных даров Гармонии наибольшую известность обрело ожерелье (Тот еще подарочек! Сплошные несчастья всем обладателям).
До поры, до времени все было благополучно в Фиванском царстве. Но погибли дочки Кадма, и внук (чувствует моё сердце: не иначе боги их сгноили). Трагедия совсем сломила Кадма. Пошел он скитаться. Любимая Гармония его в беде не бросила, пошла вместе с ним. И это на старости-то лет! Ходили-бродили Кадм с Гармонией, а нигде уж счастья не нашли. Призадумался Кадм. Дошло до него наконец! «Не наказывают ли меня боги за убийство того змея? Если за его гибель меня карают боги так тяжко, не лучше ли мне самому превратиться в змея!» А богам то именно этого и надо было! Вот тут-то и состряпали они очередную гнусность – быстренько превратили Кадма в гада ползучего, типа «сам просил». Гармония, увидав такое, решила мужа не бросать. Туда же подалась – в змеюки.
Вот и связывайся после этого с коровами!


1893. Будва

1903. Будва

.
 

Чего это меня в мифологию потянуло? Может лучше газетки какие-нибудь современные полистаем, сайтики туристические почитаем?
«… жемчужина Адриатики», «… драйв, улёт и отрыв круглые сутки!», «… сногсшибательный отдых!», «… более четверти миллиона туристов ежегодно!»
Прослеживаете связь? Как НЕТ?! Да это же всё про Будву! Кадм, кроме всего прочего, основал и этот город. И жил там некоторое время вместе со своей любимой Гармонией.


1900. Вид Старой Будвы со стороны бухты

.

1963. Вид Старой Будвы со стороны бухты

.
 

Ну, как не заехать в столь интересный уголок? Но уж, конечно, никакого «улёта и отрыва». Все это имеет место быть в летней Будве. А нам на Рождество достался тихий, зимний, пустой средиземноморский городок – бери его голеньким и ешь с любого конца – никто не помешает! Зато разве можно летом сделать ТАКИЕ фотографии? В сезон весь город полон людьми, на каждом углу всяческие сцены, стулья кафешек вынесены прямо на улицы, гвалт, шум и суета. Четверьмиллионное полчище летних оккупантов, которое нагрянет в Будву чтобы оторваться по полной, самой Будвы вовсе и не увидит.
А нам никто не мешал и вид не портил, кроме нескольких несуразных вывесок и коробок кондиционеров на стенах. Это я конечно о старом городе говорю, том, что внутри крепостных стен.


1926. Будва и остров Св. Николая

Остров Св. Николая
 

История происхождения названия города очень романтична. Местное предание повествует о каменщике Марко Митрове, который украсил почти все богатые дома Будвы. Был он настолько искусен, что мог вырезать из камня всё, что угодно, и получалось это таким красивым, будто живым. И вот ведь угораздило Марко влюбиться в дочь богача — Елену. Отец дочь замуж за простого каменщика выдавать наотрез отказался.
Эх! Молодежь безголовая! Марко с Еленой с горя бросились со скалы (или с городской стены) в море. По легенде, как только они коснулись воды, то превратились в двух рыб, а люди услышали голос: «Пусть двое будут как один!» (Kojedno nek budu dva… Budu dva).
В доме Марко позднее была найден каменная плита с высеченным изображением двух рыб, переплетенных между собой. Этот камень вмуровали в стену городской цитадели. До сих пор существует поверье, что любой, кто коснется камня, сможет сделать свою любовь столь же крепкой и вечной как камень.
Но за счастье надо платить. Чтобы войти в цитадель, в которой расположен городской музей, нужно купить билет.


Каменные рыбки на стене Цитадели такой же новодел, как и …

… магнитик на холодильнике
 

Археологические находки подтверждают, что первоначальное поселение на месте старого города Будва было основано до греческой колонизации Адриатики и существовало как иллирийский город под названием Бутуа или Будуа. Город Будва впервые упоминается в V веке нашей эры в единственном сохранившемся фрагменте утраченной трагедии Софокла. В эллинистическую эпоху это был торговый центр, о чем свидетельствуют роскошные находки, найденные в старом некрополе, а также стены. Будванская Цитадель, городская крепость, ранее известная как крепость Святой Марии, была построена в конце V или IV века до н.э. Со временем она достраивалась, и ее первоначальная форма изменялась.
После длительного периода римского и византийского господства в XII веке город стал частью государства сербской династии Неманичей. В этот период исторический центр был окружен валами с цитаделью на скале, обращенной к морю. В конце XIV века он был захвачен черногорской династией Балшичей.
С появлением новых правителей и культур на протяжении истории менялись внешний вид и величина городской крепости.
Будва перешла под власть Венецианской республики в 1442 году. В XV-XVIII веках Османская империя воевала с Венецией за господство в этих краях, и Будва не раз переходила из рук в руки.
Венеты несколько раз перестраивали и надстраивали крепостные стены. Будванская крепость имеет форму неправильного четырехугольника с тремя круглыми башнями по углам и цитаделью, которая находится в южной части Старого города. Крепость с трех сторон окружена морем, а с четвертой соединяется с сушей. В Цитадели сохранились остатки готической церкви, возможно, посвященной Святой Марии, так как Цитадель когда-то называлась Замком Святой Марии. Венецианцы сохранили старые валы, для которых характерна открытая галерея с внутренней стороны стены, а также зубчатое завершие и бойницы. По углам стен расположены дозорные башни, а над главным входом есть отверстия (машкули) для того, чтобы лить кипяток на нападавших. Стены Будвы в венецианскую эпоху были надстроены и укреплены. Во время землетрясения 1667 г. валы были частично повреждены, и ремонт производился мелкими камнями с обильным применением раствора. Затем на башне Gradenigo в сторону материка был установлен барельеф льва св. Марка, который вместо книги держит под лапой три герба, причем тот, что посередине, является гербом генерального провидура Далмации Антония Приули (1667–1669).
В 1797 году город заняли австрийцы. В 1836 году в крепости были построены большие казармы.
В начале XIX века город находился под властью русских, затем французов, а с 1814 года снова австрийцев. После Первой мировой войны, в 1918 году Будва становится Югославской. В 1941-1944 город был оккупирован итальянскими войсками. На сегодняшний день Будва является городом независимой Черногории. В течение своей истории Будва пережила бесчисленное количество войн, захватов и разорений, а также два разрушительных землетрясения — в 1667 и в 1979 годах.


Церкви Св. Саввы (слева) и Св. Марии (справа)

Церковь Св. Марии
 

Церковь Св. Марии «на мысе» (Санта Мария ин Пунта) находится внутри городских крепостных стен, в самой выдвинутой юго-западной части, обращенной к морю, чем и объясняется ее название. Она была построена в соответствии с конфигурацией местности в направлении север-юг. Церковь построена в 840 году. Сначала она принадлежала ордену бенедиктинцев, затем, до прихода к власти французов, францисканцам. В бенедиктинском монастыре работала старейшая школа Будвы. Храм неоднократно реконструировался и потерял свой первоначальный вид. В церкви было обнаружено много старых могил. Когда-то здесь размещалась археологическая коллекция предметов, найденных в будванском некрополе, а в последнее время пространство церкви используется для проведения художественных выставок и концертов классической музыки. 

Церковь Святого Саввы Освященного находится в Старом городе, примыкает к самой южной оконечности крепостной стены и имеет длину 5 м и ширину до 3 м. Колокольни нет. Она была построена в 1141 году, позднее принадлежала ордену францисканцев. Церковь построена из каменных блоков серого и розового цветов. Её внутренняя часть когда-то была расписана фресками, фрагменты которых сохранились. Церковь неоднократно переходила от одной конфессии к другой, от католической к православной. Во время правления Неманичей и Балшичей эту церковь использовали православные будванцы. В 1550 г. церковь присвоили себе францисканцы. С 1657 года церковь стала православной.


1968. Будва

Крепость. Вид со стороны пляжа Ричардова глава

1936. Базар перед городскими воротами

 

Цитадель 


Старый город Будва окружен крепостными валами. Городские улицы очень узкие и образуют правильную сеть с небольшими расширениями в виде площадей. В город можно было войти через четверо ворот, расположенных по античной системе по всем четырем сторонам света. В настоящее время восточные и южные ворота замурованы.
Архитектура городского ядра Будвы довольно скромна, здесь нет фамильных палат, а ома выстроены в 2 или 3 этажа и вплотную примыкают друг к другу. Здания построены из местного серого камня, а дверные и оконные рамы сделаны из камня, привезенного с острова Корчула. Конструкции крыш были выполнены из древесины черной сосны и покрыты полукруглой черепицей. Балки перекрытий и пол были сделаны из местного дерева. Кирпич, который использовался для перегородок, тоже местного производства. Некоторые дома были построены во времена венецианского правления, но большинство из них датируются XIX веком.


1970-е. Старый город

.

Эти камни называются «Стол и стул». Сложены они специально для авторов литературных и поэтических произведений, которые сами читают свои «опусы» во время ежегодного летнего фестиваля

.

 

Историческое ядро и валы Будвы были почти полностью разрушены во время катастрофического землетрясения 1979 года. Крепостные стены, обращенные к гавани, были частично снесены, как и стены Цитадели со стороны, обращенной к морю. Некоторые строения были обрушены, и почти все они имели вертикальные трещины, но ни у одного из них не было разрушенных углов, благодаря особому способу вбивания каменных блоков при строительстве. Полное восстановление исторического ядра города заняло целых 10 лет.
Большие работы были проведены при реконструкции австрийской казармы в крепости, которая была превращена в галерею с выставочными залами и рестораном.


Интерьер бывшей австрийской казармы

Археологические раскопки
 

Античный некрополь был открыт совершенно случайно в 1937 году во время проведения строительных работ по закладке фундамента для гостиницы «Авала». Тогда были обнаружены захоронения эллинистического и римского периодов, в которых были найдены драгоценности, в частности золотые и серебряные украшения. До сих пор проведены раскопки около 450 могил, что указывает на существование гробниц возрастом старше одного тысячелетия. Речь идет о двух больших гробницах, различных в хронологическом и культурном плане. Более древняя гробница относится к эллинистическому периоду (с IV по I век до н.э.). В ней обнаружено много керамической посуды, частей личного вооружения и украшений из этого периода.
Вторая гробница относится к римскому периоду (с I по II век н.э.). В некрополе были найдены керамические, стеклянные и каменные погребальные урны этого же периода В то время применялся ритуал сжигания умерших. На основании археологических раскопок можно прийти к выводу, что в период правления римлян (в течение I и II веков), Будва достигла своего экономического и культурного расцвета.
В районе между церковью Св. Иоанна и Цитаделью были обнаружены фундаменты раннехристианской церкви VI века н.э.


1934. Вид на Будву. Фотограф Josip Suljak. Видна колокольня церкви Св. Иоанна

Колокольня церкви Св. Иоанна

Церкви Св. Троицы (в центре) и Св. Иоанна (справа)
 

Церковь в честь покровителя Будвы Святого Иоанна Крестителя расположена у самой большой площади Старого города. Она построена в VII веке (иногда пишут, что около 1200 года), перестроена венецианцами в стиле барокко после землетрясения 1667 года, а 36-метровая колокольня с часами, расположенная с северной стороны, достроена по проекту архитектора Луккини из Тироля в 1867 году. На южной стороне, обращенной к Цитадели, находится епископский дворец, который был резиденцией Будванской епархии до ее упразднения в 1828 году. В церкви св. Иоанна хранятся картины и предметы большой художественной и культурно-исторической ценности. Среди них самая ценная – икона Девы Марии с Христом, известная под названием «Будванская Богоматерь». Икона выполнена из дерева, и является одной из старейших икон в этом районе и, безусловно, величайшей святыней Старого города. Как полагают, она была создана в XII веке и перенесена в эту церковь до прихода французской армии в 1807 году. За главным алтарем находится большая стеклянная мозаика с изображением св. Иоанна Крестителя.
Церковь не пострадала в 1979 году от землетрясения, так как ее фундамент находится на прочной скале, и был дополнительно укреплен.


1915. Церковь св. Троицы

1947. Церкви Св. Троицы и Св. Иоанна

Церкви Св. Троицы. 2003
Фотография из газеты "Будванские новости"

Церковь Св. Троицы

Колокольня церкви Св. Троицы
 

После распада Венецианской республики в 1797 году и прихода Боки под власть Австрии, по просьбе православных будванцев и при поддержке черногорского митрополита, Австрия разрешила строительство церкви Святой Троицы, которое началось в 1798 году и было завершено в 1804 году. Церковь находится в Старом городе. Храм построен из розово-белых каменных блоков и напоминает церковь Успения Пресвятой Богородицы монастыря Подострог (Подмаине). В арочных проемах колокольни находятся три колокола. Фасад украшен розеткой над западной дверью. Иконостас этой церкви в стиле барокко и позолотой выполнен греческими иконописцами в XIX веке и имеет исключительную художественную ценность. Территория вокруг церкви, красиво вымощенная, обнесена высокой стеной.
Перед храмом расположена могила известного будванина, писателя и политика Стефана Митрова Любиши, чьи останки были перенесены сюда из Вены.


Ворота Старого города

Жорж Дамбье Фотография для журнала Elle. Август 1955 года

 

Французский фотограф Жорж Дамбье (Georges Dambier, 1925-2011) стал одним из первых фэшн-фотографов, который вывел моделей из студии на улицы. Он снимал самых красивых женщин своего времени: Брижит Бардо, Мари-Элен Арно, Дориан Ли и Сьюзи Паркер. Отвергая стандартную технику студийной фотосъемки, Дамбье со своими моделями отправлялся в такие экзотические уголки, как Марракеш, Корсика, Сицилия, Канны, Пальма-де-Майорка, он заставлял не бояться показывать эмоции в кадре.
На снимке известная модель Франсуаза Дамбье (Françoise Dambier), работавшая в модном доме Dior, в платье Перлен на фоне входа в Старый город Будвы. Фотография для журнала Elle, август 1955 года.


 

.

 

Основные источники знаний:
Николай Кун «Легенды и мифы Древней Греции»
Младен С. Црногорчевић «Цркве и манастири у опћини будванској».
1901
Jovica Martinović «Budva»
Touristic organization of Budva «
Будва. Культурно-исторические памятники»


.


Комментариев нет:

Отправить комментарий