2021-01-04

Монастырь Жупа. Вариации на тему

 



В отличие от других интересных мест Никшичской Жупы (кула Вольтица и крепость Сусиед), о монастыре св. Луки можно найти информацию в сети на русском языке. Правда сведений в таких публикациях совсем немного и написаны они под копирку. Иногда в списках использованной литературы упоминается книга А.В. Щербака «Черногория и ея война с турками в 1877-78 годах». Чем не повод еще раз перечитать это замечательное произведение? Перечитал … Ничего про монастырь не нашел …

 

Существуют две различные версии основания монастыря Святого Апостола и Евангелиста Луки, каждая из которых имеет множество вариаций.

Некоторые историки и народные предания относят его появление к XIII веку. По этой теории монастырь Жупа был построен Неманичами в одно время с монастырем Морача. Иногда даже называется конкретный год строительства – 1235, Основателями называют дочь Стефана Первовенчанного - Комнину Неманич. или одного из сыновей Вукана Неманича, племянников Стефана,

Церковь Святого Апостола и Евангелиста Луки в Гошичах (Кртоли)

Вместе с Неманичами возведение этого монастыря в народе связывают с родоначальником жупского племени Никшичей – Никшей, который, по легенде, был выходцем из приморских областей Грбаля и/или Кртоли. Говорят, что в Грбале, откуда родом предки Никши, была церковь св. Луки, построенная в XI веке, но среди современных храмов я её не нашел. Иногда пишут, что в Кртоли на полуострове Луштица, в селе Богишичи в V веке была построенная церковь, посвященная Святому Луке. Однако и в Богишичах сейчас её нет. Зато есть неподалеку – в Гошичах. Храм построен 1776 году на месте более древнего, одного из старейших на побережье. Церковь упоминается в греческих источниках еще в VII веке. Позже здесь находился бенедиктинский монастырь. Храм несколько раз разрушался, восстанавливался и расширялся, поэтому современное строение не совпадает в плане с оригинальным. Но церковь всегда возводилась на одном и том же месте и была посвящена одному и тому же святому – евангелисту Луке. Никшичи посвятили этому святому и храм в монастыре Жупа. Крестная Слава племенем Никшичей празднуется в день Святого Луки (Лучиндан. 31 октября).

Монастырь Жупа. 1932

Монастырь Жупа. 1932 (фрагмент)



Согласно второй версии, монастырь Жупа появился в XV веке, и первоначально находился рядом с селом Царина, у подножья холма Градина. В XV веке во время землетрясения склон Градины обрушился, под камнепадом была уничтожена большая часть монастыря. Однако некоторые авторы полагают, что это событие случилось еще до Косовской битвы (1389 г.) и было предзнаменованием всех несчастий, случившихся в Сербской державе. Предания связывают восстановление монастыря на левом берегу Грачаницы с Зетскими князьями Црноевичами, которые восстановили его в конце XV века (1492 г.). Но вскоре монастырь вновь был разрушен.

Возможно, монастырь построил (восстановил?) сын героя Косовской битвы князя Лазаря Хребеляновича деспот Стефан Высокий (1377-1427). Работами руководил «мастер из мастеров», знаменитый строитель Раде Неймар (Rade Neimar). Когда монастырская церковь была уже почти закончена Раде упал со строительных лесов и умер через несколько часов. Это произошло в День святого Георгия, поэтому местные жители решили, что смерть Неймара стала наказанием божьим, потому что строительство велось и в праздничные дни. Перед смертью Раде Неймар попросил собравшихся вокруг людей похоронить его на соседнем кладбище как можно скромнее, а на могильном камне написать только имя. Мастера похоронили на кладбище в Ливеровичах. По информации 1937 года здесь еще можно было обнаружить большой белый мраморный крест с сохранившимся именем. В 1960-м на могиле еще лежала надгробная плита, которую позднее передали в Никшичский музей.

Старожилы рассказывают о странном обычае, связанном с могилой мастера. Любого умершего в селах Никшичской Жупы не несли в церковь, как это принято обычно, а сначала гроб с телом укладывали на могилу Раде Неймара, где священник совершал отпевание, и только после этой панихиды процессия отправлялась на кладбище. Появление этого ритуала приписывают самому Неймару. Будто бы он сам перед смертью выразил желание, чтобы каждый христианин, который умирает в Жупе, был отпет на его могиле.


Монастырь Жупа. 1937

Монастырь Жупа. 1940

Монастырь Жупа. Юго-восточный вход

Самая популярная историческая версия говорит, что после разрушения монастыря под Градиной, его решили восстановить на другом (левом) берегу реки Грачаницы. По преданию, монахи и местные жители разобрали завалы, выстроились цепью, и передавали из рук в руки всё, что можно было использовать для возведения нового монастыря. Событие произошло в 1627 году. Надпись об этом была найдена на надгробии строителя Йовицы, который участвовал в восстановительных работах. Позже для лучшей защиты вокруг монастыря были возведены каменные стены.

Монастырь Жупа. 1975

 
Церковь Святого Апостола и Евангелиста Луки 

Монастырь Жупа. Колокольня и погост 

Монастырь св. Луки играл видную роль в жизни христиан Жупы. Здесь было место народных сходов, празднеств, похорон и сборов во время частых военных походов.

Активная жизнь в монастыре текла во времена архимандрита Аксентия Шундича (Аксентије Шундић / 1750 – 1826), который несколько лет был его старейшиной. Он всячески помогал своим землякам, жителям сел у подножья Требешской Главицы, на западе Жупы, недалеко от Никшича. Близкое соседство с никшичскими турками дорого обходилось требешанам. В качестве одного из посланников Аксентий Шундич в 1794 году отправился в Россию договориться о переселении требешских изгнанников. Переселенцы прибыли под Одессу в 1804 году, а уже в 1807-м начали строительство монастыря. В 1817-году, по примеру своих предков, построивших Жупский монастырь, новая обитель была освящена во имя Святого Луки.

Во время сербского восстания Георгия Черного (Карагеоргия) 1804-1806 гг. Шундич вел постоянную переписку с сербскими повстанцами и черногорским митрополитом Петром I Петровичем. А в 1805 году стал одним из лидеров восстания старых герцеговинских племен: Жуплян, Горнепольцев и Дробняков. Шундич участвовал в битве при Нови-Пазаре (1809), где повстанцы Карагеоргия одержали победу над турками. Аксентий Шундич стал кавалером Ордена Святой Анны второй степени, который получил от Российской Императрицы Екатериной Великой.

Рядом с Жупским монастырем в 1819 году архимандрит построил большое здание, которое в народе называли башней Аксентия. Он умер в 1826 году в селе Кути и похоронен недалеко от монастыря св. Луки.

Церковь Святого Апостола и Евангелиста Луки 

 
Монастырь Жупа. Справа монастырский конак (келейный корпус) с церковью св. Амфилохия Иконийского

Монастырь Жупа. Северо-западный вход и келейный корпус

Монастырь Жупа часто становился прибежищем гайдуков, воевавших против османов. Из-за постоянных нападений османов братия иногда покидала монастырь на весьма продолжительное время. Рассказывают, что в 1789 году монахи оставили его, забрав с собой ценности: серебряные изделия, кресты, евангелие и другие церковные принадлежности. Турки неоднократно разрушали грабили и сжигали монастырь. Обитель была брошена в 1809 году, и оставалась пустой почти полвека. Когда в 1809 году народ поднял восстание против османов, лидеры из Жупы, Бршно, Озринича, Никшичского поля и Рисана на всеобщем сборе основали с Жупском монастыре первое народное правительство - Кулук, и отправили письмо черногорскому митрополиту Петру I. В письме, кроме прочего, была просьба вернуть в монастырь служителей.

 

Жупляне, дробняки и пивяне весьма неохотно и не всегда платили гарач туркам, подобно граховянам, крепко стоя за свою независимость и веру. Местность не благоприятствовала им так, как, например, васовичам, журжевым ступам и другим племенам, составляющим совершенно независимые округи, в которые не смеют показаться турки, а потому пивяне, дробляне и жупляне постоянно клонились на сторону Черногории, с которой некогда состояли в связи и которая часто посылала им помощь, но не могла их совершенно освободить от турок. Много крови пролилось на их плодородных полях, которые сторицею бы воздали человеку за труд, но люди здесь совсем отучились от труда и земледелия, много курганов и могил выросло на месте прежних деревень и много еще бедствий предстоит этой прекрасной стране.

      Егор Петрович Ковалевский «Жизнь и смерть последнего владыки Черногории и последовавшие затем события»» (Писано в 1854 г.)


В марте 1852 года османский генерал Омер-паша Латас решил разоружить герцеговинцев, что вызвало народное возмущение. Зимой 1852-53 года началось восстание, в котором герцеговинцы воевали вместе с черногорцами. В ответ Омер-паша направил войска против Черногории и племен на пограничных территориях. Для того, чтобы перехватить турецкую армию князь Данило Петрович отправил в Жупу отряд под предводительством своего брата - воеводы Мирко. Вместе с жуплянами черногорцы держали оборону в Жупском монастыре. Несмотря на многократное численное превосходство и наличие артиллерии, взять обитель штурмом туркам не удалось, и большая часть турецкой войска направилась через Планиницу в Белопавличи. Юнаки воеводы Мирко выполнили поставленную перед ними задачу, османы решили идти в обход Черногории. Темной ночью отряд воеводы Мирко покинул монастырь незамеченным, и к утру уже пришел на помощь защитникам монастыря Острог.

В 1853 году монастырь Жупа в очередной раз был разрушен и сожжен. В пламени пожара погибло множество ценных вещей, старых книг и уникальная Жупская летопись. В том же году Жупа Никшичская была освобождена от турок. Жители сразу же начали работы по восстановлению обители. Которые продолжались три года.

 

Во время Герцеговинского восстания 1875 года, по просьбе черногорского князя Николы Русский Красный Крест организовал возле монастыря Жупа госпиталь для лечения герцеговинских раненых, в котором работало десять врачей. Госпиталь действовал и во время черногоро-турецкой войны, до освобождения Никшича в 1877 году. После окончания войны в Аксентиевой башне была открыта первая начальная школа в Жупе. По указанию короля Николы в 1881 году монастырь был восстановлен. На месте разрушенной монастырской церкви построили новую, выполненную по образцу церкви Успения Богоматери монастыря Морача, в виде однонефного храма с куполом и поперечным трансептом перед апсидой и алтарем, так, что в плане храм имеет вид креста. Над входом в здание укреплена мемориальная таблица: «Этот храм Святого Луки построил Николай I, князь черногорский, за упокой души своего дяди князя Даниила в 1881 г.» Выше расположена шестилепестковая розетка. Пол внутри храма выложен каменными плитами. Напротив Царских врат сооружен амвон - полукруглая площадка, высота которой несколько выше, чем уровень пола в остальной части храма. Внутреннее пространство освещается хрустальной люстрой. В 1884 году храм в честь Святого Апостола Луки получил новый дубовый иконостас.

Источник Александра I Карагеоргиевича

Монастырь Жупа. Юго-западный вход

В 1917 году австро-венгерские солдаты разграбили монастырь, сняли колокола и конфисковали две старинные маленькие пушки, перенесенные сюда в 1877 году из кулы Вольтица.

В 1933 году на территории монастыря к югу от церкви был устроен источник, средства на который «Александр I Карагеоргиевич король Югославии благоизволил даровать».

В 1937 году монастырь снова оказался в опасности. Речки Грачаница и Гойуша из-за сильных дождей вышли из берегов, снесли все сельские заборы и насыпи и подошли вплотную к стенам обители. На этот раз братии и пастве под руководством настоятеля архимандрита Никодима Янюшевича удалось побороть стихию. Отец Никодим очень много сделал для монастыря в 1930-х годах. А в 1941 году был убит партизанами. Они расстреляли его через закрытую дверь кельи, а затем ограбили обитель.

Весной 1942 года в монастыре Жупа был схвачен партизанами иеромонах Гавриил Дабич. Его искалеченное тело было найдено в Драговоличах, в яме, называемой Плоча. В августе 1942 г. священномученик был похоронен на монастырском кладбище.

В 1941 году Никшичкая Жупа была оккупирована итальянскими войсками. В 1943 году итальянские войска вошли в долину для подавления восстания местных жителей. Они сожгли сотни религиозных книг и документов монастыря. Сам монастырский комплекс был серьезно поврежден. Жупа были освобождена в ноябре 1944 года 6-й черногорской партизанской бригадой.

После Второй Мировой войны монастырь пребывал в запустении. В конце 1990-х годов началась новая реконструкция. В 1997 году монастырь стал женским. В 1998 году келейный корпус, который занимало туристическое предприятие «Оногошт» был передан церкви.

Церковь Амфилохия Иконийского

Церковь Амфилохия Иконийского

Церковь Амфилохия Иконийского

Возможно, что наша просьба была не совсем удачной и несвоевременной. В монастыре шли последние приготовления к Рождеству, а мы вдруг нарушили установленный распорядок и попросили разрешения поснимать обитель с дрона. Такое решение могла принять только настоятельница, но её не оказалось на месте. Однако нас уверили, что настоятельнице немедленно позвонят, а пока разрешение будет получено, усадили пить чай с плюшками. У нас впереди был еще целый день путешествий, поэтому постных монастырских плюшек нам выдали с собой в дорогу.


 
Основные источники знаний:
«Грачаница и Гоjуша порушиће манстир св. Луке у Жупи» / «Vreme». Beograd, 23.11.1937
«Da li je ovo uistini grob Rada Neimara» / «Politika», 26.06.1938
«У селима око НикшиЋа мртваци се пре сахране опојавају на гробу Рада Неимара» / «Politika», 08.12.1940
Милан Пековић «Никшићка жупа». 1975
Dragana Milošević «Manastir Župa Nikšićka»
Славиша Т. Јовановић «Župski manastir Svetog Luke. Župa Nikšićka”

Монастырь Жупа. Фотография Павла Пономарева

Монастырь Жупа. Фотография Павла Пономарева

Монастырь Жупа. Фотография Павла Пономарева

Совсем рядом с монастырем св. Луки расположен памятник бойцам V пролетарской черногорской бригады, погибшим в июле 1942 года в битве у Сутески.
Партизанской бригадой, которая насчитывала около 900 бойцов, командовал знаменитый Сава Ковачевич. Во время битвы при Сутьеске отряд потерял более 600 бойцов, в том числе 8 бойцов из долины Чупа Никшичкской. В этом бою погиб и сам Ковачевич.
В начале 1980-х годов Общество ветеранов Жупы и Союз рабочих Никшича организовали комитет по созданию мемориального комплекса. Проект памятника разработал местный архитектор Никшича Любо Воеводич. Официально комплекс был открыт 29 ноября 1984 года.
Центральным элементом комплекса является бетонный конус высотой примерно 11 м, расположенный в центре сложной возвышенной платформы. Прямо у основания юго-восточной стороны памятника находится одна длинная закругленная гравированная мемориальная плита из черного гранита. Украшение в виде звезды смонтировано на самой вершине скульптуры. Основание, на котором расположен памятник, если смотреть сверху, также имеет форму звезды.


Основной источник знаний: 
Monument to the Fallen Soldiers on Sutjeska (Споменик палим борцима на Сутјески)

Монастырский сад и памятник бойцам V пролетарской черногорской бригады,
погибшим в июле 1942 года в битве у Сутески

Памятник бойцам V пролетарской черногорской бригады


 

РасСказки о Никшиче и Никшичских околицах:

Никшич. Обо всём понемногу
Кула Вольтица. Вся жизнь впереди
Средневековая крепость Сусиед. На герцогских развалинах
Случайно в Грахово
Грахово 1836 - Граховац 1858. Безумство храбрых
Церковь Святого Георгия в Грахово. Доктор Полисадов

 













Комментариев нет:

Отправить комментарий