Сегодня росписи во дворце Змаевичей, долгое время простоявшем без кровли, почти полностью утеряны. На небольших сохранившихся фрагментах можно увидеть остатки настенного декора, пейзажи — ведуты, крылатых драконов — гербы семьи Змаевичей. (об имении Змаевичей подробнее можно прочитать в расСказке «Пераст. Палаты Змаевичей. За́мок на замке́») Архиепископ Андрия Змаевича решил пригласить молодого художника Трипо Коколю для реализации огромного живописного проекта, который стал, пожалуй, главной работой в жизни Коколя.
Вотивная святыня Пераста, церковь Gospa od Škrpjela серьёзно пострадала от землетрясения 1667 года. Поэтому возникла необходимость её реконструкции и расширения. Монсиньор Змаевич спланировал смысловой ряд росписи интерьера, Трипо Коколя взялся за роспись восстановленного храма. Иконографическим руководством к росписи Коколи послужил Церковная летопись Андрия Змаевича, написанная около 1675 года.
Работы начались в 1684 году, продолжалась до 1695 года. Коколя написал 68 отдельных картин.
Росписи в Gospa od Škrpjela сравнивают с работой Микеланджело в Сикстинской капелле в Ватикане.
На первый взгляд отличий больше, чем сходств. Микеланджело рисовал фрески на мокрой штукатурке, Коколя — маслом на холсте (за исключением изображений корзин с цветами на потолке, которые он выполнил темперой на доске). Для деления росписи на отдельные сюжеты Микеланджело использовал нарисованные «рамы», у Коколя — рамы настоящие – деревянные. Живопись высокого возрождения в Сикстинской капелле словно наполнена светом, барочные сюжеты в церкви на острове, выполненные в темных тонах в стиле тенебризма, наполнены глубокими тенями. Однако несомненное сходство есть. Росписи обоих храмов объединяют сюжеты, посвященные библейским пророкам и античным предсказательницам (сивиллам).
Есть еще одно сходство. Если доподлинно известно, что Микеланджело не делал эскизов, а писал сразу набело, то процесс творчества Трипо Коколя никто из современников не описывал, как я уже упоминал, черновых набросков не сохранилось. Вполне возможно, что пераштянин тоже сразу же писал окончательные варианты своих произведений. Но все же, мне кажется, что он, по крайней мере, должен был как-то обсуждать свою работу с архиепископом Андрия Змаевичем, предлагать варианты и получать одобрение.
По замыслу Змаевича, росписи на торцевой стене над алтарной аркой, в верхних частях боковых стен и на кессонном потолке нефа церкви расположены картины, прославляющие Богородицу, которой посвящено и святилище с чудотворным изображением Богородицы с младенцем XV века. В нижнем ряду боковых стен, над скамьями, Коколя изобразил ветхозаветных пророков и языческих сивилл, держащих раскрытые книги с начертанными в них пророчествами. Единственная новозаветная фигура — Иоанна Богослова с книгой и пером в руке размещена в нижнем ряду, у входа на колокольню. Считается, что в этом образе он написал свой автопортрет. Возможно, что картины нижнего пояса были выполнены в самом начале работ по росписи храма. По сравнению с большими верхними картинами и картинами на потолке в них наблюдается необработанность рисунков, плохо прорисована перспектива. Пророки показаны фронтально, лицом к наблюдателю, которому они указывают значение написанных текстов в свитках и книгах.
Подпись на плане росписей, составленном Мило Монтани – «Spansa i proročica Kimika», в работе Iva Vukušić «Djela Tripe Kokolje u zbirci dominikanskog samostana u Dubrovniku» – «Zarucnica iz Pjesme nad pjesmama i himijska Sibila». Возможно, речь идёт о Кумской Сивилле.
 |
Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Кумская (Кумийская) Сивилла |
Кумская (Кумийская, Куманская) Сивилла жила в греческой колонии на территории нынешней Италии – городе Кумы. По преданию, дар прорицания она получила от Аполлона. Научив девушку предсказывать будущее, Аполлон поинтересовался, что дать ей в награду за этот нелегкий труд. сивилла попросила долголетия и получила в подарок вечную жизнь … Но вот попросить вечную молодость она не догадалась. Поэтому через несколько столетий бедняжка превратилась в кошмарную дряхлую старуху …
Выше сцен с сивиллами и пророками, на широкой полосе — фризе, по задумке Андрия Змаевича, расположены прямоугольные планшеты, заполненные серебряными вотивными табличками (расСказка «EX VOTO. История бокельских мореходов в картинках»). Над фризом с эксвотами Коколя разместил крупные живописные полотна. В верхней части боковых стен три большие картины: «Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы», «Сошествие Святого Духа», «Успение Святой Девы Марии» и на алтарной перегородке – «Коронация Святой Девы Марии».
 |
Gospa od Škrpjela. Верхний ряд. Северная стена. Сошествие Святого Духа |
Сошествие Святого Духа на апостолов в день ветхозаветного праздника Пятидесятницы случилось на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения). В Библии сказано, что в день Пятидесятницы на апостолов сошел Святой Дух, даровавший им возможность говорить на всех существующих в мире языках. Этот день, по сути, ознаменовал появление мировой церкви Иисуса Христа. В западнохристианской традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, или Торжество Сошествия Святого Духа на апостолов.
 |
Gospa od Škrpjela. Верхний ряд. Южная стена. Успение Пресвятой Богородицы (anonimusi.livejournal.com) |
На южной стене расположена самая большая одиночная картина (длина 9,5 м, ширина 3 м) – Успение Пресвятой Богородицы.
Католики отмечают один из самых важных церковных праздников — Успение Пресвятой Богородицы, более известный как Вознесение Девы Марии каждый год 15 августа. Мария, будучи свободной от первородного греха, была удостоена вознесения на небеса сразу после завершения земной жизни.
Почти во всех живописных сценах, как отдельный мотив или как часть повествовательных композиций, Трипо Коколя поместил изображения ангелов. Чтобы сделать сцену более завершенной, в композиции «Успение Пресвятой Богородицы», например, изображено 42 ангела.
 |
Gospa od Škrpjela. Алтарная перегородка. Коронование Святой Девы Марии (anonimusi.livejournal.com) |
 |
Gospa od Škrpjela. Коронование Святой Девы Марии (фрагмент) |
Сцена Коронование Девы Марии размещена на очень видном месте – на триумфальной арке над святилищем, где находится алтарь с ценной иконой Богоматери. Считается, что это самая слабая картина среди больших композиций, с плохо прорисованной перспективой, перегруженная многочисленными объектами. На картине изображена коленопреклонённая Дева Мария в окружении апостолов, святых и музицирующих ангелов. Некоторые эксперты считают, что в правой части картины между Св. Иеролимом и Св. Антуном Падованским Коколя поместил портрет архиепископа Андрия Змаевича в образе прелата, а за спиной дяди изобразил стоящего Вицко Змаевича.
.jpg) |
Gospa od Škrpjela (Radoslav Tomić «Slikar Tripo Kokolja – povodom tristote obljetnice smrti (1713. – 2013.)») |
 |
Gospa od Škrpjela |
 |
Трипо Коколя. Gospa od Škrpjela. Роспись потолка (anonimusi.livejournal.com) |
Своды церкви разделены декоративными витыми позолоченными рамами с растительным орнаментом, выполненными из резного дерева, на 45 частей Здесь изображены сцены из жизни Девы Марии, фигуры евангелистов, отцов церкви, группы маленьких ангелочков с гербом Пераста, графические поля с корзинами цветов.
В центре потолка Коколя написал «Вознесение св. Марии». Ангелы возносят Деву Марию на небо, а апостолы в нижней части сцены провожают её благочестивыми взглядами, движениями рук, выраженными в напряженных жестах. Трипо Коколя постарался адаптировать эту сцену в центре потолка к взгляду наблюдателя снизу, сильнее выделить ее основными цветами и соединить главных героев светом, источник которого находится в небе, куда восходит Пресвятая Дева Мария.
Вокруг, на десяти восьмиугольных полотнах, расположены сцены из жизни Марии и Христа (Рождение Христа и Марии, Введение Христа и Марии во храм, Благовещение...).
 |
Gospa od Škrpjela. Роспись потолка. Благовещение Пресвятой Богородицы (Radoslav Tomić «Slikar Tripo Kokolja – povodom tristote obljetnice smrti (1713. – 2013.)») |
Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил ей благую весть о том, что она станет матерью сына Божия Иисуса Христа.
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать
А.С. Пушкин «Птичка». 1823 г.
 |
Gospa od Škrpjela. Роспись потолка. Встреча Девы Марии и праведной Елизаветы. (Iva Vukušić «Djela Tripe Kokolje u zbirci dominikanskog samostana u Dubrovniku») |
Пресвятая Дева Мария, желая поделиться радостью со своей родственницей Елисаветой, поспешила навестить ее. От Ангела Она знала, что у Елисаветы тоже вскоре родится сын. Когда Елисавета увидела Марию и услышала Ее приветствие, младенец (будущий Иоанн Креститель) внутри у нее встрепенулся, возрадовался и прославил неродившегося Младенца Христа. Во чреве Девы Марии, Божественный Младенец тоже приветствовал неродившегося ещё пророка.
 |
Gospa od Škrpjela. Роспись потолка. Поклонение пастырей. (Saša Brajović, Milena Ulčar «Legends, Images and Miracles of the Virgin Mary in the Bay of Kotor in Early Modern Period») |
Картина иллюстрирует стихи Евангелия от Луки, описывающие Рождество Господа Иисуса Христа и поклонение пастухов: «И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк. 2:16).
 |
Gospa od Škrpjela. Роспись потолка. Поклонение королей (Iva Vukušić «Djela Tripe Kokolje u zbirci dominikanskog samostana u Dubrovniku») |
Принесение даров младенцу Иисусу тремя странствующими языческими волшебниками королевских кровей (поклонение королей). Следуя за Вифлеемской звездой, мудрецы пришли к новорожденному Спасителю, Иисусу Христу и оставили ему в качестве знака преклонения золото, мирру и ладан. В православии принято считать странствующих мудрецов волхвами-волшебниками.
В церкви Gospa od Škrpjela Коколе пришлось создавать весьма замысловатые композиции на полотнах разного формата: от квадратных полей с пророками и сивиллами до огромных, вытянутых по горизонтали композиций в верхних частях нефа и шестигранных, восьмигранных и крестообразных на своде церкви. Несомненное влияние венецианской традиции прослеживается и в отдельных сюжетах, и во всей концепции росписи. Это предполагает роспись церковного интерьера крупными живописными сценами, представляющими перед верующими фрагменты из жизни Марии и Христа. Однако специалисты отмечают, что у художника возникли трудности в оформлении пространства, и это не позволило ему единообразно и последовательно решать проблемы общей перспективы. Не удалось Коколю обозначить роль каждой из картин в построении единого стиля, объединить темы картин в единое целое, сюжеты остались отдельными и не связанными друг с другом.
***
В Сикстинской капелле фотографировать запрещено. И хотя церкви Богородицы на утесе такого запрета нет, но не только фотографировать, а и просто рассматривать картины здесь чрезвычайно сложно. Свет, проникающий сквозь четыре крупных овальных окна в верхней части стен, еще больше сгущает тени, а подвесные лампы лишь мешают осмотру.
Я уже писал раньше, что меня очень удивило отсутствие какого-либо каталога эксвотов, хранящихся не только в Gospa od Škrpjela, но и в других бокельских храмах. С творчеством Трипо Коколя ситуация аналогичная. Никакого каталога произведений художника нет. Мне не удалось не удалось найти даже полного описания росписей внутреннего убранства храма. Очень помогли сведения, собранные в работах замечательного искусствоведа и знатока бокельской истории Мирослава Монтани. Я уже упоминал это имя в расСказке «Остров Святого Георгия (2). Остров мертвых». Собирая информацию о некрополе в церкви Святого Георгия на одноименном острове перед Перастом я бы не смог разобраться без сведений из работы Миро Монтани «Uz kamene spomenike sv. Đorđa».
 |
Расположение росписей Трипо Коколя в церкви Gospa od Škrpjela. План из работы Miroslav Montani «Josip Rossi, restaurator radova Tripa Kokole», 1956 |
 |
Расположение росписей Трипо Коколя в церкви Gospa od Škrpjela. План из работы Miroslav Montani «Josip Rossi, restaurator radova Tripa Kokole», 1956 |
***
Творчество Трипо Коколя е ограничивается росписью интерьера церкви Госпа од Шкрпела. Он расписал фресками алтарную часть небольшой церкви Святой Анны над Перастом, оставив на фреске подпись: «В своих молитвах помяни меня, грешного Трипо Коколью, молю.» (V molitvach tvoiech spomenise od mene grescnica Tripo Cocoglia pitvr molim). В своем родном городе Коколя написал картины святых для церкви Святого Ивана и сцены из жития Святого Антония в одноименном монастыре, Он украсил своими работами церкви в Доброте, Которе, Прчане. В 1704 - 1709 годах по заказу Вицко Буйовича Коколя написал фрески в церкви Святого Воскресенья в Кумборе. Кроме работ на сакральную тематику Трипо писал портреты современников: Вицко Буйовича, Крсто Змаевича, Франа Висковича... Сохранился и его собственный автопортрет, выполненный в 1690 году.
 |
Трипо Коколя. Автопортрет. 1690 |
 |
Трипо Коколя. Фреска в алтарной части церкви св. Анны. Пераст (Gracija Brajković «Freska Tripa Kokolje u crkvi sv. Ane u Perastu») |
 |
Прчаньский Богородичный храм |
 |
Прчаньский Богородичный храм. Икона Трипо Коколи в правом алтаре |
 |
Прчаньский Богородичный храм. Икона Трипо Коколи «Богоматери Розария со св. Домиником, св. Екатериной Сиенской, св. Антонием, св. Николаем и неизвестный доминикаским святым. 1710-1713 (Iva Vukušić «Djela Tripe Kokolje u zbirci dominikanskog samostana u Dubrovniku») |
%20Izgled%20juznog%20dijela%20plafona%20muzickog%20salona.jpg) |
Пераст. Палата Маркович-Мартинович (ныне Радулович). Вид на южную часть потолка музыкального салона (Jasminka Grgurević «Obrada enterijera u sakralnoj i stambenoj arhitekturi Perasta») |
 |
Пераст. Палата Висковичей. Деталь декора свода лоджии (Jasminka Grgurević «Obrada enterijera u sakralnoj i stambenoj arhitekturi Perasta») |
Трипо поддерживал дружеские и профессиональные отношения со многими видными семьями и людьми Пераста. В 1703 году Коколя был шафером на свадьбе Вицко и Елы Буйович. Однако привычный ритм жизни был перечеркнут ужасной катастрофой. Конфликт, который долго назревал в Перасте, разрешился в 1709 году убийством Вицко Буйовича (расСказка «Убийство в Перасте. Что случилось? Я свидетель!». Это событие не могло не отразиться на жизни Коколи. Хотя нет никаких сведений о причастности художника к той или другой враждующей стороне, Трипо вынужден был покинуть Пераст. Он перебрался на остров Корчула и продолжал работать в Далмации. Коколя расписал несколько церквей и дворцов в Дубровнике, на Корчуле (Церковь Всех Святых). Последней и особенно ценной работой, выполненной в 1712 - 1713 годах, является цикл картин на кессонном потолке хоров в доминиканской церкви в Боле на острове Брач. Роспись состоит из 12 квадратных полей с портретами святых и большего центрального восьмигранного поля, на котором изображен Апофеоз Святого Доминика. Изображения святых он окружил натюрмортами, которые во многом повторяют мотивы потолка в церкви Gospa od Škrpjela. Трипо Коколя умер на Корчуле 18 октября 1713 года в возрасте пятидесяти двух лет и был похоронен в доминиканской церкви.
***
Со временем, из-за большого количества влаги и соли, росписи в храме Gospa od Škrpjela начали ветшать. В записях 1845 г., сделанных куратором Национального музея в Загребе Михайло Сабляром, отмечается, что цвета на картинах сильно потускнели, а краска повреждена влагой и местами отвалилась. Примерно к 1880 году роспись храма находились в очень плохом состоянии.
Муниципальная администрация Пераста объявила конкурс на реставрацию картин. Победителем стал францисканский монах ордена Святого Иеронима художник из Задра Иосип Росси. С ним 1 сентября 1883 года администрация заключила договор на сумму 2000 форинтов. Фра Иосип Росси (1843 - 1890) обучался живописи и получил диплом Академии искусств в Венеции, затем продолжил своё обучение в Милане и Риме.
В ноябре 1883 г. муниципальная администрация Пераста опубликовала обращение к согражданам с просьбой о пожертвовании на срочный ремонт и реставрацию картин в храме Шкрпелской Богоматери.
Сограждане!
<...> Учитывая нынешний печальный упадок некогда знаменитой Родины, у нас нет надежды на лучшее будущее; наши силы слабы и вряд ли могли бы создать новые, более известные произведения. Если бы наша любовь к месту рождения, к которому нас манит память наших предков и наше благочестие повелевала бы нам стремиться и участвовать во всяком жертвоприношении, которое ему угодно, мы бы, по крайней мере, сохранили то, что они нам оставили.
<...> Нашим гражданам известно также, что обычные доходы церкви не позволяют думать о действии, требующем немалых затрат, так что Муниципальная Администрация надеется на благочестие и единодушное сочувствие своих Граждан.
<...> Муниципальная администрация, как покровитель Храма, обращается к своим согражданам с самым горячим призывом, <...> помочь своим вкладом. совершить действо, которое будет во славу Пресвятой Богородицы и в честь Родины.
<...> Пераштяне! Давайте покажем по этому поводу, что мы достойные сыны наших предков.
 |
Иосип Росси |
Для реставрации все холсты из храма были сняты, свернуты и отправлены в Задар в мастерскую Росси. Работу предполагалось завершить за один год, но она была закончена только в 1885 году. Многие эксперты считают, что картины были отреставрированы недостаточно качественно. Единственная картина, которую не вывозили на реставрацию — «Рождение Девы Марии» с потолка нефа. После возвращения произведений Трипо Коколя в церковь на острове фра Росси и помещает свою собственную картину «Непорочное зачатие» в левый алтарь храма.
Подробную информацию о росписях Коколя и их реставрации Иосипом Росси можно найти в работе Miroslav Montani «Josip Rossi, restaurator radova Tripa Kokole».
***
 |
План дома Трипо Коколя в Перасте. Из записей Михайло Сабляра. 1845 г. (Radoslav Tomić «Slikar Tripo Kokolja – povodom tristote obljetnice smrti (1713. – 2013.)») |
.jpg) |
Дом Трипо Коколя в Перасте. 1950-е (Marija Mihaliček «Miroslav Miro Montani») |
Биографы художника пишут о том, что в 1705 году Трипо Коколя и братья Буйовичи поменялись домами. Коколя переехал из дома возле церкви Св. Ивана в западной части Пераста в дом Вицко Буйовича в центральной части Пераста, над церквями Св. Николая и Св. Ивана, на старой Вельей улице, недалеко от башни Мартиновичей. Этот дом некогда был частью большого, ныне полуразрушенного, комплекса зданий в центре Пераста, принадлежавшего знаменитой семье мореплавателей Марковичей-Мартиновичей. Это небольшое, прямоугольной формы, двухэтажное, с односкатной крышей здание сохранилось до наших дней и сохранило свой прежний вид времен Коколи, с небольшими изменениями в интерьере. Дом расположен на склоне, построен из местного камня, крыша покрыта черепицей. С севера двор защищен каменной подпорной стеной и ограждён стеной перед фасадом. Главный фасад ориентирован на юго-запад, к морю. К дому от набережной ведут каменные ступени. За домом располагается сад и пристройка. На первом этаже теперь расположены кухня, столовая и гостиная, по внутренней деревянной лестнице можно подняться наверх — в спальню.
***
 |
Пераст. В центре дом Трипо Коколя и Миро Монтани |
 |
Пераст. Дом Трипо Коколя и Миро Монтани у правого края |
 |
Пераст. Дом Трипо Коколя и Миро Монтани |
Здание охраняется государством как дом художника Трипо Коколя и … профессора Мирослава Монтани (Miroslav Montani).
Да-да. Дом Трипо Коколья до последнего времени принадлежал семье Монтальди-Монтани,
Miroslav Miro Montani (1904 - 1973) родился в Сплите 21 сентября 1904 года в семье Кати Конденар, уроженки острова Корчула, и пераштянина Вицко Монтани. В 1930 году Миро окончил юридический факультет в Загребе и некоторое время работал юристом. Поначалу он занимался скульптурой как любитель, затем учился у скульптора Иво Кердича и работал в одной мастерской с Габриэлем Ступичем. Монтани выставлял свои работы на IV выставке хорватских художников 1948 г. и в других экспозициях. Среди немногих сохранившихся скульптур Монтани и его очень удачный автопортрет. Параллельно с обучением ваянию он изучал историю искусства на философском факультете в Загребе и в 1947 году стал куратором, а в 1952 году — директором, загребской Глиптотеки — музее скульптур. Глиптотеку (Gliptoteka) основал в 1937 году известный музеолог и коллекционер проф. д-р Антун Бауэр с целью собрать и сохранить гипсовые слепки архитектурной пластики недвижимых памятников хорватского культурного наследия. С 1950 года Глиптотека является неотъемлемой частью Югославской академии наук и искусств (сегодня – Хорватской академии наук и искусств).
Для её размещения были выбраны здания заводского комплекса, построенные в 1869-1940 гг. На протяжении нескольких десятилетий комплекс реконструировался и превращался в современное музейное пространство. С 2000 года здесь был устроен Парк скульптур, в котором произведения выставлены на открытом воздухе.
Миро Монтани руководил этим культурным учреждением до своей смерти 10 марта 1973 года.
За два десятилетия управления этим единственным в то время в Югославии уникальным учреждением, специализированным художественным музеем, где хранится и экспонируется крупнейшая коллекция оригинальных произведений скульптуры XIX и XX века. и гипсовые слепки, Мирослав Монтани внёс свой вклад в улучшение музейного обслуживания, расширение, адаптацию и перепрофилирование комплекса, и особенно в крупномасштабные проекты, показавшие искусство скульптуры разных эпох. Монтани организовал множество выставок, писал тексты для каталогов и изданий Академии, являлся автором книг о выдающихся далматинских скульпторах и художниках прошлого.
Деятельность Мирослава Монтани чрезвычайно многогранна: художник-скульптор, историк искусства, музеолог, реставратор и руководитель уникального культурного учреждения. Кроме этого, он проводит исследования и публикует работы, связанные с культурой и историей. Монтани отдал дань своему родному Перасту и Боке. Как эксперт и эрудит, он подготовил ряд ценных статей, опубликованных в профессиональных журналах, издаваемых в Сплите, ежегодниках и антологиях Академии в Загребе, Трудах исторического Института в Задаре, французском морском журнале «Нептуния», Ежегоднике Морского музея в Которе, монографии «12 веков Бокельского флота» (12 vjekova Bokeljske mornarice)...
 |
Миро Монтани. Автопортрет (Marija Mihaliček «Miroslav Miro Montani») |
 |
Миро Монтани (Marija Mihaliček «Miroslav Miro Montani») |
Миро Монтани любил проводить каникулы в Перасте, в доме, который он унаследовал в 1936 году после смерти своей тети Эмилии Монтани. Этот дом был родным и для пераштянского художника эпохи барокко Трипо Коколя. Дом Монтани до 90-х годов прошлого века (когда были разорваны последние связи этой семьи с Перастом) был примером сохранения самобытности. Для человека, который жил искусством, лелеял традиции и уважал наследие, было нормальным, чтобы каждый камень, каждая балка, окно и бойница оставались там, где их поместил прежний строитель. Монтани писал в 1956 году: «Дом Трипо Коколи, принадлежащий семье Монтальди-Монтани, расположен в старой части Пераста, в линии епархии Змаевичей, недалеко от башни Мартиновича на старой Вельей улице. Он сохранил свой старый вид времен Коколи с небольшими изменениями в интерьере лестницы. Он окружен стеной спереди, имеет собственные бойницы и встроенный колодец, а крыша построена односкатной».
Родной дом Трипо Коколя был внесен в Реестр недвижимых памятников культуры в 1961 году.
Предки Монтани жили в Перасте, поэтому Миро считал его своим родным городом, историю культуры которого он уважал и изучал. Он писал о Трипо Коколе и его картинах в церкви Богоматери Шкрпельской, о Иосипе Росси, реставраторе картин Коколя (Miroslav Montani «Josip Rossi, restaurator radova Tripa Kokole», 1956). Из-под пера Миро Монтани вышел необычайный синтетический отчет об исторических событиях, выдающихся личностях, архитектуре и живописи в стиле барокко, эксвотах и памятниках под названием «В тени событий золотой эпохи Пераста» (U sjenci zbivanja zlatne epohe Perasta). Он оставил ценные свидетельства о пераштянах, морской живописи, парусных кораблях Пераста и морских сражениях. Ему принадлежит наиболее полное исследование об острове Святого Георгия близ Пераста – «Uz kamene spomenike sv. Đorđa» (1963), которое содержит точный план и расположение всех надгробных плит знатных пераштянских семей внутри церкви на острове перед Перастом, с описанием, идентификацией, чтением эпиграфических записей и интерпретацией геральдики.
Монтани оказал большую помощь при работе над чтением каменных надписей на верхних зонах фасадов пераштянских дворцов, церквей и колоколен. Особенно трудоемкой была работа по снятию гипсовых слепков с вотивных изразцов в церкви Шкрпелской Богоматери в 1960-е годы. Пераштяне и его сын Джордже помогли Мирославу работать на строительных лесах. Для специальной коллекции он выбрал около сорока серебряных вотивных табличек, копии которых теперь хранятся в фонде Глиптотеки.
В 1957 году он был одним из инициаторов основания Общества друзей города Пераста и установки памятников трем выдающимся личностям Пераста: Матии Змаевичу, Трипо Коколе и Марко Мартиновичу, которые выполнил известный скульптор Ваня Радауш (Vanja Radauš).
 |
Миро Монтани. Май 1960 (Marija Mihaliček «Miroslav Miro Montani») |
Основные источники знаний:
Ivan Kukuljević Sakcinski «Trifun Kokoljić». 1854
Саво Накићеновић «Бока (антропогеографска студија)». 1913
Zorica Čubrović «Ka poznavanju urbanističkog razvoja Perasta»
Gracija Brajković «Freska Tripa Kokolje u crkvi sv. Ane u Perastu»
Iva Vukušić «Djela Tripe Kokolje u zbirci dominikanskog samostana u Dubrovniku»
Jasminka Grgurević «Obrada enterijera u sakralnoj i stambenoj arhitekturi Perasta»
Radoslav Tomić «Slikar Tripo Kokolja – povodom tristote obljetnice smrti (1713. – 2013.)»
Radoslav Tomic «Tri nove slike Tripa Kokolje»
Biserka Milić «Peraštanke: Bogatstvo doma i grada»
Momčilo Macanović «Nijemi propovjednik Boke kotorske – barokni slikar Tripo Kokolja»
Vanda Babić «Od Olova do Škrpjela: uloga marijanskih običaja u životu autohtonih Hrvata»
Srećko Vulović «Djelatnost izdavačke kuće Gospa od Škrpjela i arhivski i bibliotečki izvori»
Saša Brajović «Venecijanski identitet kulture i vizuelne kulture Boke Kotorske 1420. – 1797.»
Saša Brajović, Milena Ulčar «Legends, Images and Miracles of the Virgin Mary in the Bay of Kotor in Early Modern Period»
Pijo Mate Pejić «Slikar fra Josip Rossi»
Miroslav Montani «Josip Rossi, restaurator radova Tripa Kokole», 1956
Marija Mihaliček «Miroslav Miro Montani»
«A Study on the Protection of the Cultural Properties in the Municipality of Kotor for the purposes of preparation of Spatial Plan of the Municipality of Kotor». 2015
%201024.jpg) |
Franz Laforest. Пераст. 1880 |
 |
Фрагмент фотографии. Виден дом Трипо Коколя с характерной односкатной крышей |
РасСказки о Перасте и пераштянах:
Пераст. Коколя и Монтани. Кто, кто в теремочке живет?
Защитники Пераста
Убийство в Перасте. Что случилось? Я свидетель!
Пераст. Палаты Змаевичей. За́мок на замке́
Остров Святого Георгия (2). Остров мертвых
Остров Святого Георгия (1). Ну, мне надо было!
EX VOTO. История бокельских мореходов в картинках
Савва, Матвей, Иван и, примкнувший к ним, Ибрагим…
"Наутика". Русский кусочек Пераста
Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Федор фон Карачай. Когда молчат пушки
Дорогами хоббитов. Форты Шаник, Враново Брдо, Гребен и Површница
Пераст. Благословенный берег
Спасибо!
ОтветитьУдалитьНа здоровье! :-)
Удалить