![]() |
Пераст. Дом Трипо Коколя и Миро Монтани (все дроно-фоты выполнены Павлом Пономарёвым) |
![]() |
Пераст. Бюст Трипо Коколя. Скульптор Ваня Радауш |
Примечательно, что одновременно с Трипо Коколей жил и творил еще один пераштянский художник. Антун Мазарович (1658-1705) так же, как и Коколя, изучал живопись в Венеции. Но в последствии перебрался в Австрию. Мазарович обладал немалым талантом. Работая в Вене, он написал портреты многих Габсбургов, в том числе императора Иосифа I и Марии Терезии.
![]() |
Gospa od Škrpjela. Нижний ряд. Северная стена |
![]() |
Gospa od Škrpjela. Царь Давид и Ливийская сивилла (Radoslav Tomić «Slikar Tripo Kokolja – povodom tristote obljetnice smrti (1713. – 2013.)») |
![]() |
Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Ливийская Сивилла |
Во время войны израильтян с филистимлянами, на поединок от филистимлян вышел великан Голиаф. Рост Голиафа составлял, по современным меркам, более 2,7 м, а доспехи весили 57 кг. Согласно Книге Царств, он 40 дней на виду израильского войска вызывал на бой противника. Лишь молодой пастух Давид вызывался противостоять Голиафу и отправился на бой с пращой и камнями в пастушеской суме. «Что ты идешь на меня с палкою и камнями? Разве я собака?» — смеялся Голиаф. Юноша запустил камень в противника. А когда тот потерял сознание, его же мечом (своего у Давида не было!) отсёк голову великану.
Давид стал царем всего Израиля около 1005 г. до Рождества Христова.Ливийская Сивилла (Либика, Ливианина) была дочерью дочери Посейдона Ламии и Зевса, и жила в оазисе Сива в Ливийской пустыне. Она родилась до Троянской войны и предсказала в своих оракулах, что Елена будет воспитана в Спарте, и ради неё греки захватят Трою. Либика упрекала людей в поклонении и служении идолам. Плутарх рассказывает историю о том, что Александр Македонский, после основания Александрии, отправился в оазис Сива, где сивилла подтвердила его божественную личность и назвала законным фараоном Египта.
![]() |
Gospa od Škrpjela. Пророк Захария и Европейская Сивилла (anonimusi.livejournal.com) |
![]() |
Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Захария |
Пророк Захария, предвозвестивший пришествие в мир Христа, родился во время плена иудеев в Вавилоне. Когда иудеям разрешили вернуться во Иерусалим, Захария был еще ребенком. Имя Захария означает на еврейском «Господь вспомнил» или «тот, о ком помнит Бог».
Сивилла Европейская / Европия, носила собственное имя Самонея. Жила она за 133 года до Рождества Христова. Предсказала падение Царьграда.
Замечательная статуя Европейской Сивиллы создана скульптором Джованни Зорзони в 1717 году и установлена в Летнем саду Санкт-Петербурга.
![]() |
Gospa od Škrpjela. Нижний ряд. Северная стена |
![]() |
Gospa od Škrpjela. Пророк Аввакум и Самийская Сивилла |
Аввакум (Хавакук) – восьмой из 12 малых пророков Ветхого Завета. Автор названной его именем книги, предсказавший приход Мессии и падение Иерусалима. Аввакум жил в VII веке до н.э. и считается покровителем детей.
Самийская / Самосская Сивилла (Самия, Фито, Феменоя, Самонефа, лат. «Sibylla Samia») — Жила во II тысячелетии до н. э. на греческом острове Самос. Известно, что она ходила в разноцветных одеждах, всегда носила с собой книгу. Она так же предсказала приход Христа: «Великого Бога Сын придёт, как Человек Телоносец… Он подставит под удары чистое плечо и венок наденет колючий…». По преданию, изобрела героическую поэзию и первой начала изрекать оракулы в стихах.
![]() |
Gospa od Škrpjela. Нижний ряд. Южная стена |
![]() |
Gospa od Škrpjela. Пророк Михей и Тибуртинская Сивилла |
Пророк Михей (с еврейского языка означает – кто подобен Богу) с угрозою обращался к иерусалимским жителям, предрекая грядущее бедствие. Причиной божественного гнева против Иерусалима он считал нечестие жителей Иудеи, в особенности преступления иудейских вельмож, священников, ложных пророков и судей. «Сказано тебе, человек, что есть добро и чего ждет от тебя Господь: поступать справедливо, хранить верность, смиренно ходить пред Богом твоим».Тибуртинская / Тибуртианская Сивилла (лат. «Sibylla Tiburtina») носила имя Альбунея. Она жила приметно в VII веке н.э. в италийском городе Тибур (современный Тиволи), расположенном примерно в 20 милях к северу от Рима. Однако легенда связывает эту сивиллу со временем рождения Христа. Римский сенат за большие заслуги перед народом решил провозгласить императора Октавиана Августа богом. Август решил спросить у сивиллы, следует ли всем поклоняться ему как богу. Вместо ответа прорицательница показала ему видение молодой женщины с младенцем высоко в небе. А голос с небес произнес: «Это дева, которая зачала спасителя мира, который затмит всех римских богов». Август отказался от своего обожествления.
![]() |
Gospa od Škrpjela. Суламифь и Кумийская (?) Сивилла |
Суламита (Суламифь) – героиня «Песни Песней», невеста царя Соломона.
Истории о великой, чувственной и прекрасной любви посвящена повесть Александра Ивановича Куприна «Суламифь»: «Любовь же бедной девушки из виноградника и великого царя никогда не пройдет и не забудется, потому что крепка, как смерть, любовь, потому что каждая женщина, которая любит, — царица, потому что любовь прекрасна!»
Подпись на плане росписей, составленном Мило Монтани – «Spansa i proročica Kimika», в работе Iva Vukušić «Djela Tripe Kokolje u zbirci dominikanskog samostana u Dubrovniku» – «Zarucnica iz Pjesme nad pjesmama i himijska Sibila». Возможно, речь идёт о Кумской Сивилле.
![]() |
Микеланджело Буонарроти. Сикстинская капелла. Кумская (Кумийская) Сивилла |
Кумская (Кумийская, Куманская) Сивилла жила в греческой колонии на территории нынешней Италии – городе Кумы. По преданию, дар прорицания она получила от Аполлона. Научив девушку предсказывать будущее, Аполлон поинтересовался, что дать ей в награду за этот нелегкий труд. сивилла попросила долголетия и получила в подарок вечную жизнь … Но вот попросить вечную молодость она не догадалась. Поэтому через несколько столетий бедняжка превратилась в кошмарную дряхлую старуху …
Выше сцен с сивиллами и пророками, на широкой полосе — фризе, по задумке Андрия Змаевича, расположены прямоугольные планшеты, заполненные серебряными вотивными табличками (расСказка «EX VOTO. История бокельских мореходов в картинках»). Над фризом с эксвотами Коколя разместил крупные живописные полотна. В верхней части боковых стен три большие картины: «Успение праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы», «Сошествие Святого Духа», «Успение Святой Девы Марии» и на алтарной перегородке – «Коронация Святой Девы Марии».
![]() |
Gospa od Škrpjela. Верхний ряд. Северная стена. Сошествие Святого Духа |
Сошествие Святого Духа на апостолов в день ветхозаветного праздника Пятидесятницы случилось на пятидесятый день после Воскресения Иисуса Христа (десятый день после Его вознесения). В Библии сказано, что в день Пятидесятницы на апостолов сошел Святой Дух, даровавший им возможность говорить на всех существующих в мире языках. Этот день, по сути, ознаменовал появление мировой церкви Иисуса Христа. В западнохристианской традиции в этот день празднуют Пятидесятницу, или Торжество Сошествия Святого Духа на апостолов.
![]() |
Gospa od Škrpjela. Верхний ряд. Южная стена. Успение Пресвятой Богородицы (anonimusi.livejournal.com) |
На южной стене расположена самая большая одиночная картина (длина 9,5 м, ширина 3 м) – Успение Пресвятой Богородицы.
Католики отмечают один из самых важных церковных праздников — Успение Пресвятой Богородицы, более известный как Вознесение Девы Марии каждый год 15 августа. Мария, будучи свободной от первородного греха, была удостоена вознесения на небеса сразу после завершения земной жизни.
Почти во всех живописных сценах, как отдельный мотив или как часть повествовательных композиций, Трипо Коколя поместил изображения ангелов. Чтобы сделать сцену более завершенной, в композиции «Успение Пресвятой Богородицы», например, изображено 42 ангела.
![]() |
Gospa od Škrpjela. Алтарная перегородка. Коронование Святой Девы Марии (anonimusi.livejournal.com) |
![]() |
Gospa od Škrpjela. Коронование Святой Девы Марии (фрагмент) |
Сцена Коронование Девы Марии размещена на очень видном месте – на триумфальной арке над святилищем, где находится алтарь с ценной иконой Богоматери. Считается, что это самая слабая картина среди больших композиций, с плохо прорисованной перспективой, перегруженная многочисленными объектами. На картине изображена коленопреклонённая Дева Мария в окружении апостолов, святых и музицирующих ангелов. Некоторые эксперты считают, что в правой части картины между Св. Иеролимом и Св. Антуном Падованским Коколя поместил портрет архиепископа Андрия Змаевича в образе прелата, а за спиной дяди изобразил стоящего Вицко Змаевича.
![]() |
Gospa od Škrpjela (Radoslav Tomić «Slikar Tripo Kokolja – povodom tristote obljetnice smrti (1713. – 2013.)») |
![]() |
Gospa od Škrpjela |
![]() |
Трипо Коколя. Gospa od Škrpjela. Роспись потолка (anonimusi.livejournal.com) |
![]() |
Gospa od Škrpjela. Роспись потолка. Благовещение Пресвятой Богородицы (Radoslav Tomić «Slikar Tripo Kokolja – povodom tristote obljetnice smrti (1713. – 2013.)») |
Благовещение Пресвятой Богородицы. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и сообщил ей благую весть о том, что она станет матерью сына Божия Иисуса Христа.В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу дароватьА.С. Пушкин «Птичка». 1823 г.
![]() |
Gospa od Škrpjela. Роспись потолка. Встреча Девы Марии и праведной Елизаветы. (Iva Vukušić «Djela Tripe Kokolje u zbirci dominikanskog samostana u Dubrovniku») |
Пресвятая Дева Мария, желая поделиться радостью со своей родственницей Елисаветой, поспешила навестить ее. От Ангела Она знала, что у Елисаветы тоже вскоре родится сын. Когда Елисавета увидела Марию и услышала Ее приветствие, младенец (будущий Иоанн Креститель) внутри у нее встрепенулся, возрадовался и прославил неродившегося Младенца Христа. Во чреве Девы Марии, Божественный Младенец тоже приветствовал неродившегося ещё пророка.
![]() |
Gospa od Škrpjela. Роспись потолка. Поклонение пастырей (Saša Brajović, Milena Ulčar «Legends, Images and Miracles of the Virgin Mary in the Bay of Kotor in Early Modern Period») |
Картина иллюстрирует стихи Евангелия от Луки, описывающие Рождество Господа Иисуса Христа и поклонение пастухов: «И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях» (Лк. 2:16).
![]() |
Gospa od Škrpjela. Роспись потолка. Поклонение королей (Iva Vukušić «Djela Tripe Kokolje u zbirci dominikanskog samostana u Dubrovniku») |
Принесение даров младенцу Иисусу тремя странствующими языческими волшебниками королевских кровей (поклонение королей). Следуя за Вифлеемской звездой, мудрецы пришли к новорожденному Спасителю, Иисусу Христу и оставили ему в качестве знака преклонения золото, мирру и ладан. В православии принято считать странствующих мудрецов волхвами-волшебниками.
В церкви Gospa od Škrpjela Коколе пришлось создавать весьма замысловатые композиции на полотнах разного формата: от квадратных полей с пророками и сивиллами до огромных, вытянутых по горизонтали композиций в верхних частях нефа и шестигранных, восьмигранных и крестообразных на своде церкви. Несомненное влияние венецианской традиции прослеживается и в отдельных сюжетах, и во всей концепции росписи. Это предполагает роспись церковного интерьера крупными живописными сценами, представляющими перед верующими фрагменты из жизни Марии и Христа. Однако специалисты отмечают, что у художника возникли трудности в оформлении пространства, и это не позволило ему единообразно и последовательно решать проблемы общей перспективы. Не удалось Коколю обозначить роль каждой из картин в построении единого стиля, объединить темы картин в единое целое, сюжеты остались отдельными и не связанными друг с другом.
***
![]() |
Расположение росписей Трипо Коколя в церкви Gospa od Škrpjela План из работы: Miroslav Montani «Josip Rossi, restaurator radova Tripa Kokole», 1956 |
![]() |
Расположение росписей Трипо Коколя в церкви Gospa od Škrpjela План из работы: Miroslav Montani «Josip Rossi, restaurator radova Tripa Kokole», 1956 |
***
Творчество Трипо Коколя е ограничивается росписью интерьера церкви Госпа од Шкрпела. Он расписал фресками алтарную часть небольшой церкви Святой Анны над Перастом, оставив на фреске подпись: «В своих молитвах помяни меня, грешного Трипо Коколью, молю.» (V molitvach tvoiech spomenise od mene grescnica Tripo Cocoglia pitvr molim). В своем родном городе Коколя написал картины святых для церкви Святого Ивана и сцены из жития Святого Антония в одноименном монастыре, Он украсил своими работами церкви в Доброте, Которе, Прчане. В 1704 - 1709 годах по заказу Вицко Буйовича Коколя написал фрески в церкви Святого Воскресенья в Кумборе. Кроме работ на сакральную тематику Трипо писал портреты современников: Вицко Буйовича, Крсто Змаевича, Франа Висковича... Сохранился и его собственный автопортрет, выполненный в 1690 году.
![]() |
Трипо Коколя. Автопортрет. 1690 |
![]() |
Церковь св. Анны в Перасте |
![]() |
Трипо Коколя. Фреска в алтарной части церкви св. Анны |
![]() |
Трипо Коколя. Фреска в алтарной части церкви св. Анны |
![]() |
Богородичный храм в Прчане |
![]() |
Прчаньский Богородичный храм. Икона Трипо Коколя в правом алтаре |
![]() |
Пераст. Палата Маркович-Мартинович (ныне Радулович). Вид на южную часть потолка музыкального салона (Jasminka Grgurević «Obrada enterijera u sakralnoj i stambenoj arhitekturi Perasta») |
![]() |
Пераст. Палата Висковичей. Деталь декора свода лоджии (Jasminka Grgurević «Obrada enterijera u sakralnoj i stambenoj arhitekturi Perasta») |
***
Сограждане!
<...> Учитывая нынешний печальный упадок некогда знаменитой Родины, у нас нет надежды на лучшее будущее; наши силы слабы и вряд ли могли бы создать новые, более известные произведения. Если бы наша любовь к месту рождения, к которому нас манит память наших предков и наше благочестие повелевала бы нам стремиться и участвовать во всяком жертвоприношении, которое ему угодно, мы бы, по крайней мере, сохранили то, что они нам оставили.
<...> Нашим гражданам известно также, что обычные доходы церкви не позволяют думать о действии, требующем немалых затрат, так что Муниципальная Администрация надеется на благочестие и единодушное сочувствие своих Граждан.
<...> Муниципальная администрация, как покровитель Храма, обращается к своим согражданам с самым горячим призывом, <...> помочь своим вкладом. совершить действо, которое будет во славу Пресвятой Богородицы и в честь Родины.
<...> Пераштяне! Давайте покажем по этому поводу, что мы достойные сыны наших предков.
![]() |
Иосип Росси |
***
![]() |
План дома Трипо Коколя в Перасте. Из записей Михайло Сабляра. 1845 г. (Radoslav Tomić «Slikar Tripo Kokolja – povodom tristote obljetnice smrti (1713. – 2013.)») |
![]() |
Дом Трипо Коколя в Перасте. 1950-е (Marija Mihaliček «Miroslav Miro Montani») |
Биографы художника пишут о том, что в 1705 году Трипо Коколя и братья Буйовичи поменялись домами. Коколя переехал из дома возле церкви Св. Ивана в западной части Пераста в дом Вицко Буйовича в центральной части Пераста, над церквями Св. Николая и Св. Ивана, на старой Вельей улице, недалеко от башни Мартиновичей. Этот дом некогда был частью большого, ныне полуразрушенного, комплекса зданий в центре Пераста, принадлежавшего знаменитой семье мореплавателей Марковичей-Мартиновичей. Это небольшое, прямоугольной формы, двухэтажное, с односкатной крышей здание сохранилось до наших дней и сохранило свой прежний вид времен Коколи, с небольшими изменениями в интерьере. Дом расположен на склоне, построен из местного камня, крыша покрыта черепицей. С севера двор защищен каменной подпорной стеной и ограждён стеной перед фасадом. Главный фасад ориентирован на юго-запад, к морю. К дому от набережной ведут каменные ступени. За домом располагается сад и пристройка. На первом этаже теперь расположены кухня, столовая и гостиная, по внутренней деревянной лестнице можно подняться наверх — в спальню.
***
Пераст. В центре дом Трипо Коколя и Миро Монтани |
Пераст. Дом Трипо Коколя и Миро Монтани у правого края |
Пераст. Дом Трипо Коколя и Миро Монтани |
![]() |
Миро Монтани. Автопортрет (Marija Mihaliček «Miroslav Miro Montani») |
![]() |
Миро Монтани (Marija Mihaliček «Miroslav Miro Montani») |
![]() |
Миро Монтани. Май 1960 (Marija Mihaliček «Miroslav Miro Montani») |
Основные источники знаний:
Ivan Kukuljević Sakcinski «Trifun Kokoljić». 1854
Саво Накићеновић «Бока (антропогеографска студија)». 1913
Zorica Čubrović «Ka poznavanju urbanističkog razvoja Perasta»
Gracija Brajković «Freska Tripa Kokolje u crkvi sv. Ane u Perastu»
Iva Vukušić «Djela Tripe Kokolje u zbirci dominikanskog samostana u Dubrovniku»
Jasminka Grgurević «Obrada enterijera u sakralnoj i stambenoj arhitekturi Perasta»
Radoslav Tomić «Slikar Tripo Kokolja – povodom tristote obljetnice smrti (1713. – 2013.)»
Radoslav Tomic «Tri nove slike Tripa Kokolje»
Biserka Milić «Peraštanke: Bogatstvo doma i grada»
Momčilo Macanović «Nijemi propovjednik Boke kotorske – barokni slikar Tripo Kokolja»
Vanda Babić «Od Olova do Škrpjela: uloga marijanskih običaja u životu autohtonih Hrvata»
Srećko Vulović «Djelatnost izdavačke kuće Gospa od Škrpjela i arhivski i bibliotečki izvori»
Saša Brajović «Venecijanski identitet kulture i vizuelne kulture Boke Kotorske 1420. – 1797.»
Saša Brajović, Milena Ulčar «Legends, Images and Miracles of the Virgin Mary in the Bay of Kotor in Early Modern Period»
Pijo Mate Pejić «Slikar fra Josip Rossi»
Miroslav Montani «Josip Rossi, restaurator radova Tripa Kokole», 1956
Marija Mihaliček «Miroslav Miro Montani»
«A Study on the Protection of the Cultural Properties in the Municipality of Kotor for the purposes of preparation of Spatial Plan of the Municipality of Kotor». 2015
![]() |
Franz Laforest. Пераст. 1880 |
![]() |
Фрагмент фотографии. Виден дом Трипо Коколя с характерной односкатной крышей |
РасСказки о Перасте и пераштянах:
Пераст. Коколя и Монтани. Кто, кто в теремочке живет?
Защитники Пераста
Убийство в Перасте. Что случилось? Я свидетель!
Пераст. Палаты Змаевичей. За́мок на замке́
Остров Святого Георгия (2). Остров мертвых
Остров Святого Георгия (1). Ну, мне надо было!
EX VOTO. История бокельских мореходов в картинках
Савва, Матвей, Иван и, примкнувший к ним, Ибрагим…
"Наутика". Русский кусочек Пераста
Капитан Уильям Хост освободитель Котора
Федор фон Карачай. Когда молчат пушки
Дорогами хоббитов. Форты Шаник, Враново Брдо, Гребен и Површница
Пераст. Благословенный берег
Спасибо!
ОтветитьУдалитьНа здоровье! :-)
Удалить