2021-12-27

Монастырь Подмаине. В шаге от легенды

 

Монастырь Подмаине (Подострог). Храм Успения Пресвятой Богородицы

 

То чудные свойства земли нашей,

полной перемен таких безумных.

     Петр II Петрович Негош «Горный венец»

 

 

Есть места, известные всем. До них несложно добраться, они популярны, информацию легко отыскать в сети, тысячи фотографий сделаны со всех возможных ракурсов. И именно поэтому такие достопримечательности стоят у меня на последних местах в списке посещений. Таков монастырь Пресвятой Богородицы в Подмаине, последний из монастырей Будванской ривьеры, который я посетил. Однако я абсолютно уверен, что нет такого места, о котором невозможно найти (если хорошо поискать) что-то интересное, непопавшее в тысячекратноперекопипащенные популярные тексты туристических буклетов.

Пренебрегая советом доктора Преображенского, я взялся за чтение «советских газет»! Подшивка «Будванских новостей» за 1974-2000 гг. оказалась весьма занимательным чтением. Свежие новости многолетней давности оказались очень увлекательными. А если информацию последней четверти XX века уложить на то, что о Подластве в 1901 году написал Младен Црногорчевич, то потребуется добавить совсем немного для того, чтобы заполнить пробелы интереснейшей истории этого места.

Монастырь Подмаине (Подострог)

Первое упоминание племени Маины можно отыскать в которском документе 1334 года. Племя занимает земли на холмах над Будвой, и граничит на западе с Грбалем, на севере с Поборями, на востоке с Браичами, на юге с Будвой и Паштровичами. В древности Маины входили в состав Сербского государства, Боснии и Зеты. Вместе со своими соседями, Поборями и Браичами, Маины в средние века были частью владений Балшичей и Црноевичей. После 1422 года и присоединения Котора к Венецианской республике все эти племена оказались под контролем Венецианской республики, а их земли стали частью муниципалитета Будвы. Ключевую роль в этом сыграл Петар Бубич, имевший большое поместье в районе Маина и Побори. Дворянская семья Бубичей из Маины (Лучичи) с приходом венетов сменила православную веру на католическую. Со второй половины XV в. Бубичи активно влияли на управление соседними с Будвой племенами. Говорят, что в голодный год, когда случился неурожай из-за засухи, Петар Бубич подкупил племеных главарей, чтобы они сдались венецианцам. В первой четверти XVII в. в Маине было 120 домов и 300 мужчин, способных носить оружие; в Побори - 50 домов и 130 человек; в Браичах - 60 домов и 150 человек. В XVI - XVII веках эту часть Приморья захватили Османы. Но Венецианская республика вновь вернула себе потерянное в 1647 году. Окончательно территория Приморья перешла венетам после заключения Пожаревацкого мирного договора (1718). С падением Венеции (1797) её на короткий срок сменили австрийцы, сдавшие Приморье в начале XIX века французам, но получившие его вновь в 1814 году.

 

Неурегулированность границ между Черногорией и приморскими владениями Австро-Венгрии привела к пограничному конфликту 1837 года, в котором невольное участие принял русский капитан Егор Петрович Ковалевский. Начавшиеся переговоры по разграничению продолжались до 1842 года. Уполномоченным с русской стороны в комиссии по разграничению был Александр Владимирович Чевкин.

 

<В августе 1839 года> В соответствии с содержанием моих инструкций, я сначала отправился к гражданскому и военному губернатору Далмации, генералу графу Лилиенбергу в Заре, где, взяв необходимые сведения, я отправился в Каттаро, где я нашел австрийскую комиссию <...> Немедленно я отправился в Цетине, чтобы уговорить владыку отправиться в Каттаро с его сенаторами и старейшинами его племени. Этому совету не заставили себя долго ждать, и начались конференции по побережью муниципалитетов Ораовац, Доброта, Спильяри, Скальяри, Побори и Майни.

     Из донесения А.В. Чевкина Министру иностранных дел России К.В. Нессельроде. 15/27 января 1842 г. С.-Петербург

 

Чевкин советовал черногорцам, как избежать принятия невыгодных австрийских требований. Австрия купила у черногорцев некоторые анклавы на своей территории и таким образом удовлетворилась установленной линией границы, которая соответствовала характеру местности. Среди прочих австрийцам был продан и монастырь Подмаине. Черногория получила денежную компенсацию и согласие Австрии на перевозку по ее территории оружия, боеприпасов, соли и пр.

Маины нередко восставали против власти иноземцев. Они участвовали в восстании против французской оккупации в 1813 году, и в Первом Бокельском восстании 1869 года, когда сильно пострадали от карательных действий австрийской армии. После Первой Мировой войны, в 1918-м, земли вокруг Будвы вошли в состав королевства Сербов, Хорватов и Словенцев (позднее королевста Югославия).

 *** 

Монастырь Подмаине (Подострог). Начало XX в.

Монастырь Подмаине (Подострог). 1930

Монастырь Подмаине (Подострог).
Кадр из фильма "Ложный царь Штепан Малый". Ловченфильм, 1955

Монастырь Подмаине (Подострог)


Монастырь Успения Пресвятой Богородицы – Подмаине расположен недалеко от Будвы, на пологой возвышенности над Будванским полем, примерно в 2 км к северу от Старого города. В 1901 году Младен Црногорчевич писал, что до монастыря можно добраться пешком за два часа. Теперь же от монастырских стен, до ближайших городских кварталов рукой подать. Второе название – Подострог монастырь получил по близлежащей горе Острог.

На самом деле монастырем Подмаине первоначально называлась более древняя обитель, которая находился неподалеку, на Маинском поле, возле церкви св. Петки. Этот монастырь был сборным местом для племен Маина, Побори и Браичи. После того, как он был заброшен, народное вече стали собирать в монастыре Подострог.

Монастырь Подмаине (Подострог). 1974

Время основания монастыря Успения Пресвятой Богородицы теряется в веках. Иногда его основателем называют Стефана Дечанского (Стефан Урош III Дечанский (1285-1331) — король Сербии из династии Неманичей, старший сын короля Милутина). Первое зафиксированное упоминание о монастыре относится к 1630 году, когда была обновлена роспись малого храма Введения Пресвятой Богородицы.

После передачи венецианцам земель вокруг Будвы в 1718 году черногорские владыки сохранили за собой только три монастыря: Подластва (Ластва Грбальска), Подмаине (Подострог) и Станевичи.

 

Чтобы предотвратить действия самозванца Штепана Малого на подконтрольной Республике территории и насильно заставить муниципалитеты Побори, Маины и Браичи вновь заявить о своем подчинении Синьории, в 1768 году венеты решили захватить Подострог и Станевичи. Второй раз венецианские войска напали на монастыри в следующем году. Монастырь Станевичи был взят штурмом. После удаления Шчепана Малого из Маин венецианская армия вероломно окружила вождей трех племен, собравшихся в церкви Пресвятой Богородицы, все они были связаны, а позже повешены перед стенами Котора. Солдаты сожгли дома и наделы в Поборях, Маине и Браичах.

 

Монастырь Подмаине (Подострог). 1976

С падением Венецианской республики монастырь Подмаине остался под юрисдикцией черногорских митрополитов. В 1808 г. Французский генерал Мармон просил митрополита Петра I разрешить ему разместить французскую армию в Подостроге, но получил отказ.

Черногорские владыки были частыми гостями в монастырях Подмаине и Станевичи. Основатель династии Петровичей Негошей владыка Данило часто жил здесь, особенно после событий 1712-1714 годов, когда турки огнем и мечом прошли по всей Черногории. Здесь он и умер 4 января 1735 г. и был похоронен в церкви Введения Пресвятой Богородицы. Сербский писатель и просветитель Досифей Обрадович писал, что владыки Савва и Василий часто останавливались в монастырях Подострог и Станевичи. Владыка Савва в 1747 году выстроил в Подмаине вторую, бОльшую монастырскую церковь, посвященную Вознесению Пресвятой Богородицы. Надолго останавливались здесь и митрополиты Петр I и Петр II Петровичи Негоши. В Подмаине Петр II написал «Свободиаду» и часть «Горного венца».

Монастырь Подмаине (Подострог). 1977

Черногорские монастыри на австрийской (бывшей венецианской) территории всякий раз создавали проблему с упорядочиванием границ между Австро-Венгрией и Черногорией. Еще в 1789 году австрийский генерал Бради выразил уверенность в том, что монастырь Станевичи находится на австрийской территории. А в монастыре Маине генерал намеревался разместить гарнизон, так как монастырские постройки пустовали. Владыка Петр I направил жалобу австрийскому императору и сообщил ему, что генерал Бради намеревается отобрать два монастыря и превратить их в казармы. В этот раз дело улеглось само-собой.

Сразу после смерти митрополита Петра I Австрия вновь подняла пограничный вопрос и вопрос о принадлежности монастырей Станевичи и Подмаине.

В 1830 году Владыка в письме Гагичу (Иеремия Михайлович Гагич (1783 - 1859), с 1815 г. — чиновник российского консульства в Дубровнике, с 1825 г вице-консул, а в 1845-1856 г. консул в Дубровнике) подробно сообщает, как были построены монастыри и на чьей они земле. «Монастырь Маине был построен на земле (или в пределах) тогдашней бывшей Венецианской республики, и начал его строить епископ Руфим Негош (Митрополит Цетинский, 1594-1636)». К этому времени монастырские постройки сильно обветшали и были заброшены. Денег на их содержание у Негоша не было.

Во время своего визита в Россию в 1833 году Петр II посетил в Вене австрийского канцлера князя Меттерниха (Клеменс Меттерних, 1821-1848) и предложил ему купить монастырь Маине со всем его имуществом. Метерних категорически отказался от предложения. Он ответил, что тот может продать монастырь кому хочет. Через год владыка снова обратился к Метерниху с предложением о покупке. На этот раз предложение было принято. В 1838 году, с разрешения черногорских главарей Негош заключил договор австрийским представителем окружным капитаном Боки-Которской Габриэлем Ивачичем по продаже Маинского монастыря со всем имуществом по цене 17000 форинтов серебром. За такую же цену был продан и монастырь Станевичи. Сверх того, владыка получил от австрийцев 30000 форинтов на урегулирование границ.

Так прекратилась церковная юрисдикция черногорских митрополитов над монастырями Маине и Станевичи. Останки митрополита Данило были перенесены в Цетинье усилиями князя Данило лишь в 1856 г., для чего черногорскому князю пришлось испросить специальное разрешение у австрийцев.

Монастырь Подмаине (Подострог). 1990

После приобретения австрийцы использовали Подмаине как военное укрепление. А позже монастырские руины были выкуплены местным священником Филиппом Тановичем (Танджевичем) за 5570 форинтов. Тановичи переселились в Маину в XVI веке из Подгорицы и якобы были «потурченцами». В Маине они вернулись к православной вере. Танович обращался за помощью в востановлении монастыря к Австрии и России. При посредничестве Вука Врчевича и Вука Поповича, лингвистов и собирателей старинных сербских литургических книг (србулей), он продал Вуку Караджичу богатую монастырскую библиотеку старопечатных книг, которую тот увёз в Вену. Танович начал распродавать и монастырские наделы. Однако денег на поддержание и восстановление монастыря все равно не хватало, постройки ветшали и продолжали разрушаться.

В 1864 г. монастырь пострадал от случайного пожара, при котором сгорели многие монастырские ценности. При подавлении Бокельского восстания в 1869 г. австрийцы сожгли монастырь. С этого времени в обители практически никто не жил.

  

Монастырь очень большой: 60 м в длину, из которых одну половину занимает большой дом, а другую – маслиновая роща, где расположен и дом бывшей монастырской паствы. Большой дом построен на сводах и имеет два этажа. Все пространство обители обнесено высокими стенами (укреплениями), на которых с восточной стороны находился главный вход, существующий и по сей день. Рядом с укреплениями есть две сторожевые башни: восточная сторожевая башня на верхней стороне монастыря ниже, а другая на западной стороне, более высокая и на обоих этажах прорезана частыми бойницами.

У моста была монастырская маслобойня, а чуть ниже мельница для зерна, получавшие воду из ручья Гржевицы и из источников Калудрак и Толиняк.

Первоначальную конструкцию зданий монастыря можно различить не везде, поскольку в последнее время многое изменилось. Для священника Филипа Тановича в монастырской стене с южной стороны пробили двое ворот, и оградили треть маслиновой рощи и новой зерновой мельницы, а позже маслобойни. Ров, из которого вода стекает на мельницу, вызывает прорыв влаги через своды в монастырские здания. Вместо старых небольших и редких окон были пробиты более крупные и более частые окна в монастырском доме. Немало изменений произошло и в монастырской усадьбе. Чтобы заплатить сумму в 5000 фор., которую священник Филип Танович и его братья должны были австрийским властям за монастырь, была продана большая часть некогда значительных монастырских владений.

Церковная утварь, привезенная из России священником Ф. Тановичем, а вместе с ними та, что сохранились со времен митрополита Данило, и церковные книги, всё сгорело около 1860 года. Монастырь сгорел во второй раз в 1869 г., восстановлен в 1872 г.

     Младен С. Црногорчевић «Цркве и манастири у опћини Будванской» (1901)

  

В Первую мировую войну в монастыре находились австрийский военный гарнизон и тюрьма. До 1953 года монастырь оставался в частной собственности семьи Танович. А в 1953 году был национализирован и стал единственным монастырем в бывшей Югославии, который находился в государственной собственности. До землетрясения 1979 года здесь некоторое время жил иеромонах Горазд Деклева из Словении. 15 апреля 1979 года, и без того разрушенный монастырь, пострадал еще больше. После землетрясения 1979 года Подмаине никто не восстанавливал, хотя на этот монастырь, как и на все прочие, были выделены средства. В 1995 году муниципалитет Будвы сообщил Министерству культуры Черногории, о том, что Будва согласна на то, что Подмаинский монастырь вместе с комплексом зданий и землёй будут переданы во владение и собственность Цетинской Черногорско-Приморской митрополии Сербской Православной Церкви, с целью принятия необходимых мер по восстановлению, обновлению и возрождению этой святыни и чрезвычайно важного памятника культуры. Однако большая часть прежнего монастырского поместья по-прежнему осталась в частной собственности.

Монастырь Подмаине (Подострог). Главный вход и храм Успения Пресвятой Богородицы

Настоятель монастыря Савва (Коматович). 1998

Восстановление монастыря началась в марте 1995 года схимонахом Саввой Коматовичем. Монах Сава восстановил монастырь св. Петки в Стубале (Сербия), а затем в Дульево (Паштровичи). Он был уже серьезно болен, и начав восстановление Подмаине, испросил Черногорско-Приморского митрополита Амфилохия благословения перед смертью и высшего монашеского признания - великой схимы. Однако митрополит отказался, поручив Савве восстановление Подмаинского монастыря. Пришлось настоятелю «отложить собственную кончину» и вместе с немногочисленной братией взяться за тяжелейшую работу. К восстановлению бывшей резиденции черногорских митрополитов присоединились некоторые компании и местные власти.

Летом 1995 года начался ремонт храма Успения Пресвятой Богородицы. В апреле 1997 года институт защиты памятников завершил консервацию росписей в часовне Введения Пресвятой Богородицы, а затем началась реконструкция большого конака.

С помощью трех монахов Савва сначала восстановил малую церковь, находившуюся под руинами конака. Затем были отремонтированы жилые помещения и храм Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 1747-1756 году. Из огромных каменных палат вырастали завидные постройки, и епископ Амфилохий сдержал свое обещание и даровал старцу Савве великую схиму.

Сава Комненович скончался в монастыре Подмаине в 1998 году в возрасте 76 лет. За свою монашескую жизнь он восстановил пять церквей и три монастыря. Вершиной его земного пути стал воссозданный из руин монастырь Подмаине. Похоронен старец Савва в монастырской церкви Успения Пресвятой Богородицы.

 



***

Монастырский сегодня комплекс составляют несколько объектов различного назначения. Самое старое изображение монастыря Подострог сохранилось на на акварели Феодора Карачая 1838 года. К большому сожалению мне не удалось найти репродукцию карачаевского рисунка. На нем явно видна восточная башня, от которой сегодня осталось лишь разрушенное основание рядом с главным входом в монастырь.

На территории монастыря находятся два храма. Меньшая церковь Введения Пресвятой Богородицы XV века, задужбина Црноевичей, над которой надстроен монастырский конак, и храм Успения Пресвятой Богородицы 1747 года, построенная митрополитом Саввой Петровичем Негошем.

 

Часовня в честь св. Богородицы находится в северо-западной части монастыря. Её иногда называют подземной часовней, потому что северная стена находится под землей, а остальные – под жилым зданием монастыря. Длина до 4 м. и ширина около 2 м. <…>

Поскольку часовня не имела полукруглой апсиды, то святая трапеза смещена к стене. Она формируется из горизонтальной плиты, уложенной на две вертикальные <…>

Неизвестно, был ли в часовне иконостас, или она была полностью расписана. Из-за воздействия влаги часовня находится в плачевном состоянии, фрески <…> напоминают аналогичные работы в церквях: св. Николая в Пелиново в Грбале и св. Петра (св. Петки) в Мркови на Луштице, которые также построены митрополитом Данилой Петровичем-Негошем <…>

Притвор имеет длину 2 м. и ширину 3 м. Его западная сторона, где раньше была дверь, теперь замурована <…> Входная дверь с небольшим окном рядом с ней сегодня находится на южной стене <…>

В этом монастыре в 1735 году представился и был похоронен основатель династии Петровичей-Негошей, уже упомянутый митрополит Данило. Его могила находилась в сводчатом помещении у южной стены часовни. Когда его останки позже были перенесены в большую церковь этого монастыря, в гробнице был найден крест из слоновой кости <…>

Уже упоминалось, что монастырская часовня была построена митрополитом Данило Петровичем-Негошем, но раньше на том же месте была церковь.

     Младен С. Црногорчевић «Цркве и манастири у опћини Будванской» (1901)

 

Храм был перестроен и расписан иеромонахом цетинского монастыря Виссарионом в 1630 году. Возможно, что под фресками Виссариона остались фрагменты старой живописи со времен основания монастыря Подмаине. Консервационно-реставрационные работы над фресками были завершены экспертной группой Республиканского института охраны памятников культуры к 1998-99 годам. К началу 2000 года были сооружены подпорные стены, каменные скамьи около церкви и чесма – святой источник, над которым осталось выложить мозаичный образ Божией Матери.

Монастырь Подмаине (Подострог). Святой источник рядом с церковью Введения Пресвятой Богородицы

 

***

 

Большая монастырская церковь в честь Успения св. Богородицы. Сложена из блоков красного и белого камня, которые уложены горизонтальными слоями. Колокольни нет. Восьмиугольный купол установлен на двускатную крышу и имеет четыре окна. Окна на стенах и в алтарной апсиде замурованы. Над западной дверью – каменный венец, над ним полукруглая каменная панель, а над ней окно-розетка, украшенная резьбой. Искусная резьба покрывает дверные перемычки и косяки западных и южных ворот. На середине каждой перемычки вырезан черногорский двуглавый орел со змеёй в когтях, а по углам - четыре евангельских символа.

<…> более трети храма между центральной частью под куполом и фасадной стеной представляет собой крестовый свод. Алтарное пространство возвышается над полом на три ступени.

Очень жаль, что в таком красивом храме нет ни иконостаса, ни книг, ни утвари. В церкви две гробницы, в одной из которых, как уже говорилось, <…> находились останки митрополита Данилы, оттуда они были перенесены в Цетинье в 1856 году.

Эта церковь была построена черногорскими митрополитами Саввой и Василием Петровичами-Негошами в 1747 году, а работы над деталями завершались до 1756 года, когда митрополит Василий, вернувшись из России, заплатил за них 647 дукатов.

     Младен С. Црногорчевић «Цркве и манастири у опћини Будванской» (1901)

 

Монастырь Подмаине (Подострог). Храм Успения Пресвятой Богородицы

Монастырь Подмаине (Подострог). Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Большой монастырский храм Успения Пресвятой Богородицы расположен в восточной части монастыря. Это однонефная церковь с просторной апсидой и восьмиугольным куполом, который установлен прямо на крышу без подставки. Размеры: длина 19 и ширина 6 м. Интерьер церкви был украшен фресками, написанными в 1747 году Рафаилом Димитриевичем из Рисана.

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Царица Елена и царь Константин

Храм Успения Пресвятой Богородицы. Святой Петр Цетинский, Митрополит Савва с успенским храмом в руках, митрополит Василий

Храм Успения Пресвятой Богородицы

К середине 1970-х роспись была утрачена почти полностью. Храм пострадал во время землетрясения 1979 года. К концу 1998 большую церковь Успения Пресвятой Богородицы отремонтировали и укрепили. Белградский художник Владимир Кидишевич начал восстановление фресок. Он расписывал храм по мокрой штукатурке, как это делали старые мастера. Работы проводились на средства благотворителей и при поддержке Министерство по делам религии и муниципалитет Будвы. К началу 2000 года три четверти фресок были написаны, установлен иконостас, отремонтирован фасад.

28 августа 2000 года большая церковь Успения Пресвятой Богородицы была освящена митрополитом Амфилохием впервые за его двухвековую историю. Освящение было приурочено к празднованию двухтысячелетия христианства и 170-летия со дня кончины святого Петра Цетинского.

 

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы

Храм Успения Пресвятой Богородицы

***

 

Монастырь Подмаине (Подострог). 1998 

Монастырь Подмаине (Подострог). Негошева терасса. Вид на Будву

Монастырь Подмаине (Подострог). Негошева терасса и западная башня


Строительство нового монастырского здания – конака на старых фундаментах началось в 2001 году. Одновременно проводилось восстановление террасы с юго-западной стороны монастырского комплекса.

 

 

На стройной сторожевой башне <…> вывешивали черногорский стяг с крестом всякий раз, когда в монастыре находился какой-либо владыка. В отсутствие владыки стяг снимали.

Заслуживает внимания комнаты владыки Раде и его двоюродного брата Георгия Савова Петровича.

Владыка Раде предпочитал работать здесь в свободное время. Его поэтическая душа целиком была пленена природными красотами этой волшебной околицы.

Комната Владыки Раде, так называемая «Владычина соба», находится на восточной стороне монастырского здания. Это большой зал с двумя окнами, откуда открывается великолепный вид на богатые края, которые изгибаются полукругом от Будвы до Паштровичей.

«Георгиева комната» (Джурджиева соба) находится на западной стороне монастырского здания. Это также большая комната с тремя дверьми и четырьмя окнами, которая пострадала при пожаре 1869 года. <…> Над дверями, которыми она соединялась с другими помещениями монастыря, выгравирован на особой большой пластине герб, разделенный двумя диагоналями на четыре треугольных поля с эмблемами; корона, над ней одноглавым орлел с распростертыми крыльями, далее лента, на которой выгравирована итальянская надпись: PETROVICH.

<…>

Перед монастырским домом расположено на красивом плато, которое тщательно вымощено и окружено скамьей <…> Она была построена митрополитом Саввой Петровичем-Негошем и значительно украшен епископом Раде (Петром II Петровичем-Негошем). Большой интерес здесь представляет колодец, диаметр которого составляет почти метр. Отогнутые уголки украшены пальметтами (Пальметта — симметричный орнамент, который представляет собой стилизованное изображение веерообразного листа пальмового дерева); с двух сторон были вырезаны головы львов и ангелы с крыльями, а с других – два <…> черногорских двуглавых орла с коронами, которые держат в когтях <…> свитых больших змей. <…> это искустное произведение чудесным образом напоминает тех двуглавых орлов, которые сохранились в развалинах Цетиньского двора Иванбега.

     Младен С. Црногорчевић «Цркве и манастири у опћини Будванской» (1901)

 

Монастырь Подмаине (Подострог). Колодец 

В 1999 году начались работы на террасе монастыря, создание которой приписывается Петру II Петровичу Негошу, и поэтому называют Негошевой или Владычиной. Террасу укрепли, устроили гидроизоляцию, чтобы влага не проникала в конак. Все сохранившиеся старые плиты отреставрированы и использованы вновь. Было отремоньтровано здание бывшей мельницы по переработке оливок. В нем запланиковали устроить монастырскую ризницу и иконописную мастерскую. Продолжалось обустройство ворот, погоста, возведение подпорных стен. И здесь не обошлось без помощи местных компаний и отдельных черногорцев.

Монастырский комплекс был полностью отреставрирован к 2007 году.

 

***

Мост на Гржевице. 1972

Совсем рядом с монастырем Подмаине через поток Гржевица (na Velikoj vodi) переброшен небольшой одноарочный каменный мост из грубо обтесанного камня. С обеих сторон к мощеному переходу ведут ступени из каменных плит. Верхнее полотно моста слегка изогнуто и повторяет форму арки.

Еще в 1972 году «Приморские новости» писали о его бедственном состоянии. Тоже указано и в отчете комиссии Министерства культуры и Министерства охраны окружающей среды по определению состояния недвижимого культурного наследия Черногории 2004 года.

А между тем мост этот совершенно уникальный! Это чрезвычайно редкая достопримечательность наполеоновской эпохи. Мост был построен во время французского владения Будвой, между 1807 и 1814 годами.

Еще один старый полуразрушенный французский мост находится в центре Будвы и, к сожалению, разрушен еще больше.

 

Мост на Гржевице

Мост на Гржевице

 

Основные источники знаний:

Младен С. Црногорчевић «Цркве и манастири у опћини Будванской». 1901
Драгана Ивановић «Манастир Подострог» / «Primorske novine» 25.04.1984
Станко Пановић «Подмаине ни у плану» / «Primorske novine» 29.04.1990
Станко Пановић «Обишли смо разрушене манастире с Матиjом Бећковићем. Заборављена и «Света гора» / «Primorske novine» 27.10.1990
Станко Пановић «Манастир Подмаине. Наjзад у крилу – цркве» / «Primorske novine» 02.1995
П. Савић «Настоjатељ манастира Подмаине код Будве старац Сава умро тек пошто jе испунио велики задатак» / «Primorske novine» 31.01.1998
Васо М. Станишић «Записано у манастиру Подострог. Ко чека и дочека» / «Primorske novine» 29.11.1998
Комнен Булатовић «Продаjа манастира Маине и Стањевићи» / «Primorske novine» 31.03.2000
Васо М. Станишић «У манастиру Подострог 28. Августа на дан Успениjа пресвете
Богородице освећена велика црква» / «Primorske novine» 30.09.2000
Јован Б. Маркуш «Обнова манастирâ и цркава у Црној Гори у вријеме МитрополитаАмфилохија – Манастир Подмаине»
Небојша Бабић «Племе Маини»

  

РасСказки о ближайших к Будве монастырях.

Грбаль
Кавачи. Монастырь св. Матроны Московской
Монастырь Подластва

Побори
Монастырь Станевичи

Маины
Монастырь Подмаине (Подострог)

Паштровичи
Монастырь Градиште
Монастырь Прасквица
Монастырь Прасквица и монастырь Режевичи
Монастырь Рустово
Монастырь св. Спиридона
Монастырь Дульево
Монастырь Войнич

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий