2021-09-09

Столив. От Марии до Ильи

 

Вид на Горний Столив. Рисунок Z. Petrovic, 1952

  

Минут годы, и вот означенный
Камень, плоским смененный, снят.
Нашу гору застроят дачами, —
Палисадниками стеснят.

Говорят, на таких окраинах
Воздух чище и легче жить.
И пойдут лоскуты выкраивать,
Перекладинами рябить,

Перевалы мои выструнивать,
Все овраги мои вверх дном!
Ибо надо ведь — хоть кому-нибудь
Дома — в счастье, и счастья в дом!

      Марина Цветаева «Поэма Горы» (1924)

 

 

Столив расположен между Лепетане (проливом Вериге) и Прчанью, на склоне полуострова Врмац, от берега моря и до высоты 204 м над уровнем моря. Поселок раскинулся у моря и на возвышенности, между каштановыми рощами. У моря находится Доний Столив (Stolivo Inferiore), а на возвышенности - Горний Столив (Stolivo Suporiore).

     Сава Накићенович «Бока». 1913

Известно, что склоны полуострова Врмац были заселены еще в глубокой древности, во времена Акрувиума, так называли поселение, которое предположительно находилось на месте Котора. Из-за опасности нападения турок и набегов пиратов с моря, поселения на восточном побережье полуострова Врмац до XV-XVI веков находились на крутых склонах хребта, на некотором отдалении от береговой черты, на высоте около 200 м от моря, и только некоторые строения, необходимые для торговли и судоходства, располагались у побережья. В средневековых Прчани и Муо группы домов располагались в полосе между берегом и дорогой, которая шла выше, параллельно прибрежной линии вдоль склона полуострова. Древний Верхний Столив, расположенный на чрезвычайно крутом склоне, весь состоял из домов, расположенных рядами, на высоте более 200 м над уровнем моря.

Столив был основан в XIV веке и упоминается как поселение Которского муниципалитета еще в 1326 году. Этим годом датируется нотариальный документ, в котором упоминаются виноградники (Vinea de Stolivo). Существует каменная плита, найденная в ходе раскопок в Столиве на территории бывшего имения Петра Витина с надписью на латинском языке, содержание которой соответствует упомянутому нотариальному письму. Этот камень теперь является одним из экспонатов в сокровищнице на острове Богоматери на скале, а ее точная копия хранится в Историческом архиве в Которе.

В конце XVIII века, в селении проживало около 1200 жителей, было четыре магазина, две маслобойни и четыре хлебопекарни.

В XIV веке пахотными землями, садами, огородами, виноградниками и домами в Вечебрдо, Доньей Ластве, Мрчеваце, Столиве владело аббатство св. Георгия. В Столиве располагались поместья монастыря и которской знати. В XIV веке большое имение с церковью св. Василия (Святой Богородицы) принадлежало словенскому канцлеру Стефану Калоджуржевичу (Stefan Kalođurđević).


Столив. Конец XIX века

Доний Столив, 1900

В XVI - XVIII веках, под крылом Венецианской республики, приморские поселения Которского залива переживали значительный подъем и активно развивались. В отличие от Прчани, где жители постепенно перебрались на побережье и забросили свои дома и церковь на возвышенности, Верхний и Нижний Столив развивались параллельно, между ними на склоне располагались террасированные земельные наделы, каштановые и оливковые рощи. Много новых домов было построено в центральной части Нижнего Столива. В XVII XVIII веках многие знатные жители Пераста возвели в Столиве свои палаты. Здесь поселились представители семей Висковичей, Андричей, Буйовичей, Буровичей. Кроме богатых палат, окруженных садами, берег залива начали обживать и люди попроще: рыбаки, моряки, земледельцы, ремесленники. В XVII веке в Перасте и Столиве по приглашению Венецианской республики стали селиться гайдуки, сыгравшие важную роль в сражениях с турками.

Доний Столив, 1916. Церковь св.Марии
 

.

В XVII веке население Столива все больше связывает свою жизнь с мореплаванием и морской торговлей. Жители всячески стремились, чтобы Столив стал морским поселением. Этот статус открывал для них новые возможности. В начале XVIII века Столив наконец смог освободится от монастырской опеки и зависимости от Пераста, и в 1721 году получить статус морского поселения, а в 1790 (1767?) году был признан отдельным муниципалитетом, когда количество судовладельцев и судов дальнего плавания достигло достаточного количества, согласно венецианским критериям.

Количество жителей, несколько уменьшившееся ко второй половине XVIII века, вновь стало расти: в 1760 году - 677 человек, в 1776 году - 805 человек, а в 1798 году - 1398 человек.

 

Как и прочие жители сел на полуострове Врмац, Столивляне носят смешанный костюм, ни бокельский, ни черногорский, ни французский, который все же наиболее близок к бокельскому. Каждое из поселений имеет свои особенности, а все вместе несут на себе отпечаток того, что они долгое время жили под управлением Венеции. Они говорят на черногорском языке, смешанным с итальянскими словами, так что он стал их особым диалектом.

     Сава Накићенович «Бока». 1913

.

.

.

Окончательный вид Столив приобрел в XIX веке, когда в Горнем Столиве была построена колокольня церкви св. Илии, а в Доньем Столиве - церковь св. Марии. В 1 км от церкви располагалось кладбище (1844 г.) с капелой св. Михайла. К этому времени многие жители переселились из Верхнего Столива в «Ново-село» (Novo selo), как тогда называли Нижний Столив.

В австро-венгерский период по побережью залива была проложена государственная дорога. До этого времени верхние селения на Врмаце соединяли только деревенские дороги, больше похожие на тропы. На восточной стороне полуострова главная из них шла параллельно берегу на высоте около 200 м над уровнем моря. Этим путем на склоне можно было добраться из пригородов Котора (Шкальяри) до Горнего Столива и дальше к проливу Вериге и селению Лепетане. Тропы спускались вниз, к заливу, и убегали поперек полуострова, из Горнего Столива в Горну Ластву. Сегодня все тропы заросли и частично осыпались. Эти маршруты считаются пешеходными и часть из них регулярно размечается и расчищается местными туристическими клубами.

 

Доний Столив тянется вдоль карая залива на 2 км вдоль государственной дороги. от мыса Марков Рт до пролива Вериге. Дома сгруппированы 2-З к ряду. Здесь есть причалы для лодок, почта и телеграф, армия, муниципалитет, несколько корчм; все дома находятся на верхней стороне дороги, только кузница Маривовича на нижней стороне дороги у моря.

Здесь есть приходская церковь Богоматери и малые церкви Св. Павла и св. Василия.

     Сава Накићенович «Бока». 1913

 

Как и в соседней Прчани, судовладельцы и коммерсанты из Столива часто выделяли средства на местное строительство. Столивские капитаны передавали в церкви свои экс-воты – обетные дары, выполненные в виде картин или серебряных табличек с благодарностью за спасение жизней от морских опасностей, войн или болезней.

Церковь св. Марии в Доньем Столиве (Crkva Imena Marijina / crkva Svete Marije) первоначально была выстроена как семейная часовня семьи Милатовичей (Milatović) в 1774 году, о чем гласит надпись на фронтоне над входом. Однонефное здание с прямоугольной апсидой сложено из тесаного камня. Над входом розетка. К западному углу фасада в 1833 г. была пристроена трехэтажная колокольня с крышей в виде четырехгранной пирамиды. В церкви находится могила семьи Милатовичей, которые передали в дар храму главный алтарь и алтарь Лурдской Богоматери.

В храме хранятся церковные атрибуты, перенесенные в XIX веке из церкви Святого Павла в Которе. Наиболее значительным является деревянное распятие начала XVII века. Интерьер украшают картины Йосипа Томинаца (Josip Tominac) «Сцены из жизни Христа» (1843 г.) и Джовани Баттисты из Удины (XV в.) «Христос Страстотерпец» (Imago pietatis). Это весьма распространенный в период позднего средневековья сюжет, на котором изображали Христа, восставшего из могилы. В церкви св. Марии хранится двадцать серебряных экс-вотов.

Один из самых значительных меценатов - капитан и торговец Гашпар Иванович (Gašpar Ivanović. 1795–1878), который жертвовал крупные суммы церквям св. Марии и св. Илии. На свои средства он построил мощеную дорогу от Нижнего до Верхнего Столива. При строительстве была умело использована конфигурация местности. Дорога шириной около 2 м состоит из широких ступеней и пологих пандусов, и сейчас находится в хорошем состоянии. Маршрут начинается от берега, рядом с кладбищем и часовней св. Михаила (Миховила).

Часовня св. Михаила

По правой стороне тропы тянется каштановый лес. Известно, каштаны в Средиземноморье начали разводить еще в эпоху Римской империи. Плантации каштанов в Столиве появились с приходом в Боку Венецианской республики. Каштаны упоминаются в документах уже в первой половине XIV века. Жители Горнего Столива столетьями употребляли их в пищу. Кроме варёных и печенных, каштаны также использовались для производства хлеба и меда. Мед, темный по цвету и горький на вкус, обладает целебными свойствами, и полезен особенно для астматиков. Молотые плоды каштанов употребляли с кофе вместо сахара. В тяжелые военные времена каштаны были основным источником пищи не только для жителей Столива, но и для всего Врмаца. Столивские каштаны были весьма ходовым товаром на Которском базаре. Сегодня сохранились деревья, которым около 400 лет. Когда-то регулярные каштановые рощи заросли молодой порослью. Древние деревья стареют и падают, стволы никто не убирает.

Вдоль левой стороны тропы в Горний Столив расположены террасированные участки, которые используются в качестве пастбищ. Вероятно, из-за крутого рельефа, и раньше здесь не было пахотной земли.

.

.

.

 

Чуть выше Доньего Столива на подъеме с левой стороны тропы находится местное кладбище с небольшой часовней св. Михаила (Kapela Sv. Arh. Mihaila), над входом в которую выбита дата постройки –1882.

 

Положение Столива таково, что, будучи защищенным хребтом Врмац, он не согревается почти никаким солнцем. Снег выпадает редко, в селе холодно, страдает от буры, которую несет из Рисана, называют «рисанкой». Дуют и юго, и западняк, а дождь приносит юго.

Земля под посевы бедна - годится только для каштанов…

В Горном Столиве все дома сгруппированы возле церкви Св. Илии. Строения образуют один острый угол, вершина которого находится у св. Илии... Такое расположение делает это село похожим на стол.

Сава Накићенович «Бока». 1913

 

Вид на Пераст с дороги к Горнему Столиву

Сушествует легенда, описывающая зимние холода в Боке. Напротив Столива в местечке Дражн Врт и сегодня стоит кула знаменитого предводителя гайдуков Байо Пивлянина, в которой он зимовал с 1672 года до своей гибели в 1685 году. Говорят, что однажды зимой Которский залив замерз! И Байо, встав одной ногой на заледенелую апельсиновую корку, смог прокатиться в Столив, где жила его возлюбленная. На мой взгляд, это просто шикарная легенда, хотя и совершенно фантастическая.

.

.

.

Первые постройки Горнего Столива и цистерна для сбора дождевой воды, построенная в 1877 году, находятся на высоте 216 метров над уровнем моря. Каменная цистерна до сих пор в хорошем состоянии. Савва Никиченович писал: «В Доньем Столиве много хороших источников воды. В Горнем Столиве воды нет, но из цистерн пьют дождевую».

 

В Горнем Столиве находится церковь Св. Илии, которая была расширена в 1556 году и освящена в 1748 году. Обновлена в 1846 году при участии Гашпара Ивановича, а в 1905 году она была расписана фресками... В ней 5 алтарей, а колокольня построена в 1833 году. Кладбище возле церкви с капелой св. Антуна…

     Сава Накићенович «Бока». 1913

Горний Столив, 1917

Церковь Святого Илии находится на вершине села. Она занимает самое видное место в селе, и к ней ведут столивские улицы-лестницы. Время её первоначального строительства достоверно не установлено.

Горний Столив, 1950-60.
Слева на право: церковный дом,
часовня св. Антуна,
здание церковной школы,
церковь св. Илии



Церковь и колокольня расположены на плоском плато, окруженном невысокой оградой, с которой открывается вид на Доний Столив, Пераст с островами, Котор и Рисанский залив. Церковь однонефная, с входом с запада и прямоугольной алтарной частью с востока. Над входным порталом находится восьмилепестковая каменная розетка. С северной стороны пристроена колокольня за которой находится ризница. Здание сложено из тесаных каменных блоков. Крыша двускатная, с водосточным желобом.

Внутри сводчатый полукруглый свод нефа, который разделен пилястрами и полукруглыми арками на три травеи. Алтарная часть (пресвитерий) возвышается над уровнем нефа и тоже сводчатое завершие. Каменная арка между нефом и пресвитерием выполнена с верхним изломом. Церковь освещена боковыми полукруглыми высокими окнами и двумя меньшими окнами на главном фасаде. С западной стороны находятся хоры в виде деревянной галереи. Пол в храме выполнен из каменных плит двух цветов, расположенных в ортогональном порядке. На стенах видны остатки гипсового декора. В церкви св. Илии хранится серебряная церковная утварь, а стены украшают вотивные таблички. В церкви три мраморных алтаря (главный у алтарной части и два у восточной стены) и по одному деревянному алтарю на северной и южной стенах. Росписи главного алтаря с изображениями Святого Илии, Богоматери Розарияи и Святого Иоанна Крестителя выполнены в 1852 годах словенским художником Йосипом Томинацем (1790–1866). Иконы Святого Доминика (1853) и Святого Рокко (1857), кисти Томинаца украшают боковые алтари. Картины заказал в Триесте, Гашпар Иванович. Йосип Томинац учился в Венеции и Риме, жил и работал в Триесте и Гориции. Кроме религиозных библейских церковных композиций, он известен своими портретами знатных жителей Любляны и Триеста. В Черногории известен его портрет митрополита Петра II Петровича Негоша.

Колокольня украшена башенными часами, механизм которых безотказно работал более 100 лет. Каждый день местный житель поднимался на башню и заводил часы вручную. Не так давно механизм заменили на электронный. Возможно, колокольня существовала и до 1833 года. Её изображение можно обнаружить на карте Столива XVIII века

Перед храмом находится старинное столивское кладбище, которое образует небольшую площадь. По краю площадь обрамляет невысокая каменная стена со скамейкой вдоль всей её длинны. Рядом расположены цистерна для воды, часовня св. Антуна и полуразрушенное здание церковной школы, чуть ниже расположен церковный дом. Со стороны залива недалеко от церкви св. Илии расположена небольшая церковь Святой Анны, которая предположительно была построена в XII и XIII вв.

Дома в Горнем Столиве стоят очень плотно, вытягиваясь рядами вдоль линий одинаковой высоты над уровнем моря. При этом дома расположены параллельно направлению сильнейшего ветра – боры. Обычно группы домов в линии принадлежит одной семье. С увеличением членов семьи, рядом с самым старым зданием выстроились в ряд новые дома. Радом с домами устраивались цистерны для сбора дождевой воды. Эта местность на горном склоне совершенно безводна и каждый капля воды драгоценна. Из-за крутого рельефа местности строения в поселке расположились на нескольких террасах. Между террасами проходят узкие извилистые улочки-лестницы с множеством ступенек.


.

.

.
.


К концу XIX, началу XX века, с резким увеличением количества пароходов, Бокельский парусный флот стал стремительно терять популярность. Это очень быстро отразилось на обнищании населения городов Боки Которской, для которых морская торговля несколько столетий была основным источником доходов. Столив не стал исключением. Начался быстрый отток жителей.

 

<В Столиве> Из Герцеговины 5 братств, из Черногории 4, из Боки 8, из Конавле и Долмации по одному. Несколько братств из Албании и с неустановленными историческими корнями. Коренных жителей нет… Всего в Горнем и Доньем Столиве 166 домов и 347 жителей (48 православных, 299 католиков).

Сава Накићенович «Бока». 1913

Ризница церкви св. Илии
Вид через арку колокольни

Количество жителей в приморских городках сокращалось в течение всего XX века. На полуострове Врмац верхние поселения Муо, Прчани, Ластвы и Столива обезлюдили совершенно. Горний Столив, пожалуй, сопротивлялся дольше других. Последние постоянные жители покинули село лишь несколько лет назад. Множество домов частично разрушилось и находится в аварийном состоянии. Домовладельцы из Доньего Столива порой навещают родовые гнёзда в верхнем селе. В последнее время в некоторых домах началось восстановление. На подъеме в Горний Столив мы догнали двух мужчин и лошадь, которая тащила наверх пачку пластиковых окон.

Часовня св. Антуна
Часовня св. Антуна и здание церковной школы

Если о Столиве рассказывать нечего, то рассказывают легенды о происхождении названия этого места. Неизвестно, как село получило свое название. На этот счет существуют три легенды. Во-первых, от Вериге до мыса Марков Рт протекает сотня ручьев (sliva). Во-вторых, каждому столивскому жениху приходилось до свадьбы посадить сто маслин (oliva). В-третьих, планировка домов в Горнем Столиве такова, что их расположение имеет вид стола/столов (stolovi). Однако найти подтверждения каждому из вариантов весьма сложно.

Еще Сава Накиченович в 1913 году писал, что несмотря на легенду о сотне ручьев от пролива Вериге до мыса Марков Рт, местность эта чрезвычайно засушлива, а ручьи никто никогда не пересчитывал. Он же отмечал, что постройки Горнего Столива образуют угол, вершина которого находится у церкви св. Илии, и такое расположение делает селение в плане похожим на стол (столы). Пожалуй, это и есть наиболее достоверный вариант. Предположение о высаживании свадебных олив не выдерживает никакой критики. Зная примерное количество жителей и весьма долгий срок жизни маслиновых деревьев, мы бы должны были видеть сегодня весь склон вокруг Горнего Столива, усаженный оливковыми рощами.

Здание церковной школы

А вот каштановых рощ на склоне Врмаца между Нижним и Верхним Столивом предостаточно. И именно в честь этого дерева проводится ежегодный столивский фестиваль Костанжада. Кроме каштана визитной карточкой Столива является камелия. Красивые розовые и белые цветы, которые сегодня часто можно увидеть во дворах Доньего Столива, два столетия назад привезли моряки из далекой Японии. Каждую весну проводится Фестиваль камелий и выбирается «Дама - камелия».

Вид на Пераст от церкви св. Илии

Основные источники знаний:

Сава Накићенович «Бока (Антропогеографска студjа)». 1913
Vesko Milović «Crnom GoromGornji Stoliv»
Mirjana Vasiljević «Magično putovanje kroz Stoliv – Boka Kotorska»
Jovan J. Martinović «Sakralna arhitektura okoline Kotora»
Jovan J. Martinović «Vodič za vodiče»
Expedio «Kulturna baština Vrmca»
Ivan Crkvenčić, Antun Schaller «Boka Kotorska: društveno-političke promjene i razvoj etničkog sastava do 1918. Godine»
Dubravka Jovanović «Gornji Stoliv, poljubac mora i planine»
Miro Marušić «Svetkovina Svetog Ilije u Gornjem Stolivu – mjestu između neba izemlje»
Antonela Stjepčević «Stoliv: Small Place with Long History Embracing Chestnutsand Camellias»


Вид на Пераст из Доньего Столива

РасСказки о полуострове Врмац:

EX VOTO. История бокельскихмореходов в картинках
П – Прчань, П – Печаль
Прчань. На net и суда нет
Дворец Жупа. Не верь глазам своим!
Австрийские блокгаузы в Тивате. Каменное ожерелье Арсенала.
Церкви в Доньей Ластве
Vrmac Trophy
Батарея Шкальяри на поле чудес
Врмац. Вот такая История …
Форт Горажда – твердокаменная грибница
Форт Врмац без изюминки
Околесица вокруг Троицы

 

Художник Роман Кошелев. Горний Столив


3 комментария:

  1. Анонимный18 сентября, 2023

    Спасибо за информацию,очень интересно,для меня эти места дороги,знакомы и любимы!

    ОтветитьУдалить