Монастырь Косиерево. Храм Рождества Богородицы |
Легенда гласит, что Косиеревский монастырь был основан в IV веке во время правления императора Константина, который, проезжая вдоль реки Требишницы, оказался в труднодоступном месте (мјесто тврдо), здесь он построил монастыри Тврдош и Завала. В хорошем месте (једно мјесто добро) был заложен монастырь Добричево. В третьем месте что-то остановило императора. «Мы долго ждали», - произнес Константин (дуго закосијерисмо) и построил на том месте монастырь Косиерево. Всё можно объяснить и более прозаично. Село на левом берегу реки Требешницы получило своё имя по названию очень распространенного на Балканах инструмента. Косиер или косир используется повсеместно. Места с названием Косиерево тоже встречаются часто. Но всё же предание имеет весьма древние христианские корни. Вдоль 90-километровой долины реки Требишницы располагалось 6 православных монастырей. И все они посвящены Пресвятой Богородице.
Косиер - косир |
Административный и коммерческий центр этой области во времена Римской империи находился в селе Паник, древнем Леусиниуме, недалеко от требишницких монастырей. Здесь археологами была обнаружена полихромная напольная и настенная мозаика, датируемая III веком н.э., достоверно изображающая Орфея, с тремя крестами на рукаве, которая датируется 260 годом н.э., то есть до Миланского эдикта, во времена, когда христианство преследовалось.
Из древнейших вещественных
следов основания монастыря упоминают круглую серебряную печать с надписью на
старославянской кириллице «Печать Рождества Пресвятой Богородицы в Косиерево
6778» (т.е. 1270 г.). Две схожие печати, выполненные в том же стиле, из того же
материала, с тем же шрифтом надписей, хранятся в Добричевском монастыре, и обе
относятся к XIII веку: на одной выгравирован 1232 год, а на другой – 1283 год.
Возможно, что монастырь Косиерево был восстановлен во время правления короля Милутина (конец XIII – начало XIV в.). Считается, что монастырская церковь, посвященная Рождеству Пресвятой Богородицы, была построена в первой половине XIV века. В исторических источниках монастырь Косиерево впервые упомянут и его проигумен Дионисий в 1529 году.
. |
Монастырь Косиерево.1867 |
Турки разрушали монастырь в
1687 и 1791 годах. Однако есть упоминание, что в конце XVII века в обители было
двенадцать монахов. В то время многие храмы и монастыри были разрушены и
заброшены, такое многочисленное братство было настоящей редкостью.
Во очередной раз Косиерево
было уничтожено турками во время Первого сербского восстания в 1807 году, но в
1817 году монастырь был восстановлен благодаря усилиям игумена хаджи Дионисия (Добричевца),
который переселился сюда около 1800 г.
И вновь монастырь сильно
пострадал в 1861-1862 гг. Значительное обновление и перестройка монастыря была
предпринята в 1864 г., о чем свидетельствует сохранившаяся каменная надпись с
портала старой церкви. На надписи также стоит имя строителя Тома Томашевича.
В XIX веке в Косиеревском
монастыре часто проходило примирение между враждующими племенами, нарушить
которое было невозможно. Монастырское проклятие считалось чрезвычайно тяжелым.
Монастырская школа была открыта в 1861 году и работала до 1914 г.
В Косиерево с 1875 по 1878
год лечили раненных участников Герцеговинского восстания. Здесь проводились
важные повстанческие собрания. Национальный сход в мае 1875 г. является первым
собранием повстанческих лидеров во время Герцеговинского восстания. Был
определён ход самого восстания и выбраны руководители повстанцев. Монастырь
стал штабом повстанческих операций.
8 марта (23 февраля) в 1878
году в Косиеревском монастыре состоялось третье народное собрание – последнее
собрание герцеговинских повстанцев. После того, как повстанческое собрание в
Тишковце объявило об объединении с Княжеством Сербия, в тот же день сход в
Косиерево объявило об объединении с Княжеством Черногория.
L'illustration. 30.10.1875. Статья о герцеговинских повстанцах: Луке Петковиче, воеводе Михайло Миче Любибратиче и Коста Груиче |
3 марта 1878 года Босния и
Герцеговина получила автономию по Сан-Стефанскому мирному договору. Восстание
еще продолжалось, и повстанцы отправили своих представителей в Берлин с
Меморандумом, принятым на собрании в Тишковце. На Берлинском конгрессе летом
1878 гола они изложили свои требования в 17 пунктах, наиболее заметным из
которых является требование о том, чтобы Босния и Герцеговина была объединена с
Сербией и Черногорией и получила автономию с правом Боснийской национальной
ассамблеи избирать своего губернатора. Что касается возможности оккупации, то
было отмечено, что допускается оккупация сербской армией или смешанная
оккупация Сербией и Черногорией. Признать оккупацию Австро-Венгрией повстанцы
отказывались. Однако судьба Боснии и Герцеговины уже давно была решена, и, хотя
представителям повстанцев разрешили вынести Меморандум на Конгресс, но их
требования были проигнорированы. С подписанием Берлинского соглашения и
оккупацией Боснии и Герцеговины Австро-Венгрией восстание было подавлено.
Церковь в нынешнем виде была построена мастером Томо Томашевичем в 1864 году. В 1898 году Василием Джиновским (возможно, вместе с братом) написаны иконы. Македонские иконописец Василий Джиновски работал в монастырях Горни и Доньи Брчели, в соборном храме св. Василия Острожского в Никшиче, в церкви св. Николая в Главатях (Грбаль), вместе с братом Миловоем – в церкви св. Иоанна и св. Архангела Михаила в Сотоничах, в монастыре Орахово, в церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Цетинском монастыре. Ими выполнена и икона при входе в этот монастырь.
Павел Аполлонович Ровинский
упоминал, что Косиеревский монастырь расположен недалеко от берега реки
Требишницы, на возвышенном плато. Он окружен стеной. Во двор снаружи ведут
большие арочные ворота. А основная часть монастыря с церковью находится внутри
еще одной стены, в которой пробита очень маленькая дверь (высотой 1,5 м и
шириной 25 см), так что ни всаднику не проехать, ни пройти лошади. Очевидно,
это было сделано для предотвращения наглости, которую позволяли себе турки,
иногда даже въезжая верхом в саму церковь.
Во время Первой мировой
войны, в 1914 году, австрийцы разграбили монастырь, разрушили церковь, а
келейные корпуса сожгли. При этом почти все ценности монастыря были уничтожены.
Три монастырских колокола успели спасти, зарыв их в песок.
Черногорский князь Данило Петрович Негош (1851-1860) дал обещание косиеревскому игумену Феодосию (Мишковичу) передать в монастырь мощи какого-нибудь святого. Преемник и племянник Даниила князь Никола I, выполняя это обещание, в 1884 г. перенёс в Косиерево мощи Святого Арсения Сремского, второго архиепископа сербского, ученика cв. Саввы I, которые до этого лежали в Ждребаонике (Белопавличах). В августе 1914 г. черногорцы под обстрелом перенесли святые мощи в монастырь Острог, а затем в монастырь Ждребаоник под Даниловградом. Сегодня мощи св. Арсения вновь хранятся в Косиерево.
Благодаря королю Югославии Александру Карагеоргиевичу в 1933 году в Косиерево был построен новый храм Рождества Пресвятой Богородицы. Он не повторял формы и размеры разрушенного храма, а был построен в совершенно новом стиле, вдохновленном церквями моравской школы. Спроектировал новый храм один из самых значительных творцов межвоенной сербской сакральной архитектуры русский архитектор Василий Михайлович Андросов (1873–1934).
Во время работы в Санкт-Петербурге
в 1906 году Андросов построил доходный дом (пр. Профессора Попова, 32), по его
проекту в 1915 году был построен Учительский институт имени императора
Александра II (сейчас Администрация Выборгского района). В 1920 году Андросов
эмигрировал в Королевство Сербов, Хорватов и Словенцев. Он проектировал
общественные и жилые дома в Белграде, самое известное из которых — Главный
почтамт на углу бульвара короля Александра. В 1929 г. при деятельном участии
Андросова было завершено строительство храма Святого Благоверного князя
Александра Невского. Василий Михайлович Андросов выполнил проекты кафедрального
храма св. Троицы в Лесковце, храмов св. Параскевы-Пятницы в Кумарево, св.
Апостолов Петра и Павла в Доньей-Лакошнице. Множество церквей по его проектам
было выстроено Косовской-Митровице. Андросов в присущей ему манере, в
сербско-византийском стиле, построил свыше 50 церквей, и спроектировал еще
столько же.
Храм посвящен Рождеству Богородицы в монастыре Косиерево имеет размеры 15 х 9 м и выполнен в виде триконха – трилистника. Церковь венчают два купола. Один установлен на квадратном основании в центральной части храма, а другой – на башне-звоннице с западной стороны. Все фасады Рождественской церкви в Косиерево богато детализированы, подчеркивая игру света и тени, украшены профилированными аркадами с выступающими карнизами. Окна арочные, над каждым по окулусу. Она была сложена из правильно отесанных каменных блоков, уложенных горизонтальными рядами. Кровля каскадирована и подчеркивает вертикальные линии храма.
Во время Второй Мировой войны титовские партизаны разграбили монастырь, в 1942 году убили собрата монастыря иеромонаха Феофана Беятовича и священника Косиеревского прихода о. Ристо Ярамаза.
. |
Монастырь Косиерево на авсро-венгерских картах 1869-1887 гг. |
Место, где располагался монастырь Крсиерево, на Гугл-карте |
Вид на Билечское озеро от Црвены Стены |
В 1960-х история монастыря
Косиерево на берегу Требишницы закончилась.
В связи со строительством
плотины «Гранчарево» и затоплением долины реки Требишницы для создания
искусственного Билечского озера в период с 1964 по 1966 год монастырская
церковь была перенесена на ее нынешнее место в село Петровичи (Баньяни),
неподалёку от границы с Герцеговиной, в 40 км от черногорского города Никшич.
От затопления удалось спасти всего три памятника культурного наследия:
монастыри Добричево и Косиерево и мост Арсланагича. Это случилось благодаря
жителю Билечи – профессору Стэндфордского университета в Лос-Анджелесе д-ру
Вейину Вучиничу, который пожертвовал около 80 000 долларов.
. |
. |
Храм Рождества Богородицы |
Косиеревская церковь не была расписана, поэтому перенести монастырь оказалось относительно просто. Храм обмерили обмерили и демонтировали каменную облицовку. На новом месте в селе Петровичи было построено идентичное здание из современных строительных материалов, которое облицевали старым камнем. После завершения работ интерьер был расписан художником Наумом Андричем, одним из немногих живописцев, который работал в стиле сербской средневековой фресковой живописи. Из сокровищницы прежнего Косиерево сохранилось только несколько серебряных лампад. Среди большого количества русских печатных книг выделяется роскошно переплетенное Евангелие 1856 года. Церковь получила новую резную алтарную перегородку, работы мастерской Урошевич из Белграда. Иконы в иконостасе написаны монахиней Анастасией из Градаца близ Чачака. Старый иконостас братьев Джиновских был перенесен в церковь Богородицы в Беловичах–Подлют. В обновленной церкви осталась только старая икона Святой Троицы.
. |
. |
Храм Рождества Богородицы |
Небольшая старая
кладбищенская церковь св. Архангела Михаила, датируемая первой половиной XVI
века, находится недалеко от Богородичного храма, на старом сельском кладбище.
Стены церкви прорезаны бойницами и хранят память о Герцеговинских воеводах,
которые отреставрировали ее в начале XVII века.
У монастырских ворот в 2000
году была построена копия Негошевой часовни на Ловчене – часовня св. Апостола и
Евангелиста Луки, освященная в 2004 году. Под часовней были захоронены останки
80-90 умерших, замученных коммунистами в 1944 году.
. |
. |
Часовня св. Апостола и Евангелиста Луки |
Помимо храмов, монастырский
комплекс включает в себя келейный корпус и гостевой дом, который построен
благодаря бескорыстной помощи братства Лучичей.
Кроме мощей св. Арсения
Сремского ныне в монастыре хранится стопа св. Апостола и Евангелиста Луки.
. |
Монастырь Косиерево. Дроно-фото Павла Пономарёва |
Церковь св. Архангела Михаила. Фотография Ильи Груздева |
Основные источники знаний
Komisija
za utvrđivanje stanja nepokretne kulturne baštine Crne Gore «Manastir
Kosijerevo. Petrovići, opština Nikšić». 2004.
Tatjana Pejović «Manastiri na tlu Crne Gore»
Čedomir Popović Zeno «Manastir Kosijerevo»
Билећанин Чедомир Поповић: Зено Манастир Косијерево – у дјетињству физичко, а данас духовно уточиште!
Помозимо обнову фресака манастира Косијерева
Manastir Kosijerevo
Drugi život manastira Kosijerevo
Народна скупштина у манастиру Косијерево (1875)
Народна скупштина у манастиру Косијерево (1878)
Никола Анђелић «Манастир Косијерево: Симбол несаломивог духа православне Херцеговине»
Мужской монастырь Косиерево
Мужской монастырь Косиерево
Монастырь Косиерево. Дроно-фото Павла Пономарёва |
РасСказки о
достопримечательностях Никшича и никшичских околицах
Дужское ущелье. По долинам и по взгорьям*
Никшич. Обо всём понемногу
Средневековая крепость Сусиед. На герцогских развалинах
Кула Вольтица. Вся жизнь впереди
Монастырь Жупа. Вариации на тему
Грахово 1836 - Граховац 1858. Безумство храбрых
Церковь Святого Георгия в Грахово. Доктор Полисадов
Случайно в Грахово
Комментариев нет:
Отправить комментарий