2021-09-04

Шчепан Поле. Церкви под Соколом

 

Слияние рек Тара и Пива. Шчепан Поле
Вид от монастыря Заградже

 

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод;
Но не курится уж под ним
Кадильниц благовонный дым,
Не слышно пенье в поздний час
Молящих иноков за нас.
     М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

 

Самое пограничье Черногории и Республики Сербской (Босния и Герцеговина) известно в основном рафтерам. Здесь, где Тара и Пива сливаясь образуют Дрину, на равнинном треугольнике, который называется Шчепан Поле, чаще всего заканчиваются речные сплавы. Плоты вытаскиваются на берег, утомленные и довольные завершившимся приключением путешественники могут передохнуть в кемпинге, закусить ракию шашлыком, поделиться впечатлениями, пересмотреть фотки и видосики …


 
Кемпинги на Шчепан Поле

Мост через Тару к пограничному переходу из Черногории в Боснию и Герцеговину

 

Церковь Святого Стефана на Шчепан Поле


Чуть в стороне от шумных компаний укрылись от посторонних взглядов за негустой молодой порослью древние развалины. Жители называют это место «Шчепаница», или просто «Монастырь».

 

Церковь Святого Стефана. Вход в нартекс
Вид на
Соко Град

Название Шчепан Поле (Šćepan Polje), впервые встречается в документах в 1419 году. Во времена первого сербского царства, династии Неманичей, это треугольник между Тарой и Пивой так и назывался - Междуречье (Međurečje).

Церковь св. Стефана, задужбина и усыпальница Великого воеводы Сандаля Хранича Косачи (Sandalj Hranić Kosača; 1370-1435), после турецкого завоевания этих мест в 1465 году была разграблена, а затем сожжена, видимо для того, чтобы легче было снять свинцовую крышу. После этого началось обрушение стен, и все здание исчезло под завалами битого камня.

Церковь Святого Стефана
Вход в центральный неф

Впервые описал исторические памятники в Шчепан Поле Павел Аполлонович Ровинский. Он же указал на руины церкви св. Стефана, хотя разглядеть что-либо в заросшей куче щебня и каменных обломков было почти невозможно.

В начале 70-х годов прошлого века началось проектирование гидроэлектростанции ниже по течению Дрины. Всё Шчепан Поле оказалось под угрозой затопления. Поэтому три лета подряд, в 1971-1973 годах, здесь под руководством профессора Воислава Джурича (В.Ј. Ђурић) проводились обширные исследования с целью срочного описания и возможного сохранения древних памятников истории. К счастью проект строительства плотины не был реализован. В ходе экспедиции были проведены раскопки руин церкви св. Стефана. После расчистки территории, которая заросла кустарником и молодым лиственным лесом, стали хорошо видны развалины, высота которых местами достигала 5 м.

План церкви.
Иллюстрация из книги: Марко Поповић «Соко град над Шћепан Пољем»


Первоначальная церковь была однонефной, с подковообразной апсидой на востоке и боковыми прямоугольными пространствами для хоров. В плане храм имел форму неровного греческого креста, с небольшим отклонением от линии восток-запад. Впоследствии с западной стороны был пристроен просторный крытый притвор (нартекс), а у северо-западной стены - небольшая часовня.

Церквь св. Стефана – самый крупный храм, построенный в областях, управляемых могущественной семьей Косача в XV веке. Она могла быть построена в начале третьего десятилетия XV века. Вероятно, пристройки были добавлены несколько лет спустя (возможно, притвор был выстроен во времена герцога Стефана Вукчича Косачи). В конце того же десятилетия одновременно были расписаны все внутренние пространства храма, притвора и часовни. Скорее всего все этапы строительства церкви Св. Стефана были завершены к осени 1429 года.

 

Графическая реконструкция. Кровля нартекса не прорисована.
Иллюстрация из книги Marko
Popović, Svetlana Vukadinović "Crkva sv. Stefana  na Stepan Polju pod Soko-Gradom"

Общая длина с церкви притвором составляла более 25 м, ширина - около 10 м. Его внутренние размеры 8,80 х 7,50 м. Своей композицией храм продолжает традиции древней архитектуры сербского государства Рашка, а стилистические решения сочетают в себе примеры как древнеславянской, так и готической архитектуры. Скорее всего над возведением церкви кроме местных мастеров для строительства были приглашены зодчие из Приморья и Дубровника.

Внешние стены основной церкви были сложены из рядов грубоотесаных блоков местного известняка. Внутренние стены и стены часовни у северной стороны гораздо тоньше наружных. Для выравнивания рядов применялись пластинки сланца.

Купола у храма не было, но все три травеи сводились к единому своду, выполненному в готическом стиле с преломлением по продольной оси. Свод опирался на опорные арки.

На западной стороне храма находилась колокольня особой конструкции. Она стояла примерно в 1 м перед западной стеной и была соединена с основным зданием арочным проходом. Предполагаемая высота колокольни может составлять от 13 до 15 метров.


Церковь Святого Стефана. Южная сторона. 1973
Иллюстрация из книги Marko
Popović, Svetlana Vukadinović «Crkva sv. Stefana na Stepan Polju pod Soko-Gradom»

Интерьер церкви разделен двумя парами небольших пилястр на три травеи примерно равных размеров. Алтарь отделяла от нефа каменная алтарная перегородка. Высота каменного иконостаса была, вероятно, не менее 2,5–3 м. Алтарную перегородку, пилястры с капителями, арки, дверные косяки и переплеты окон, украшала каменная резьба. Венцы и консоли вдоль стен были украшены резьбой как снаружи, так и внутри нефа и притвора. Все внутренние поверхности стен храма, в том числе и каменный иконостас, были покрыты фресками, которые сохранились лишь на небольших участках цоколя. Многочисленные фрагменты фресковой штукатурки были обнаружены в завалах, покрывавших остатки церкви, и вокруг неё.

Церковь Святого Стефана. Апсида


Церковь Святого Стефана. Гробница Великого воеводы Сандаля Хранича Косачи

Внутри, вдоль южной стены западной травеи, была сооружена гробница основателя церкви Великого воеводы Сандалья Хранича. Это место в византийских и сербских храмах традиционно предназначалось для захоронения основателей. Еще во время строительства церкви из деревянных плит с каркасом массивных дубовых брусьев, скрепленных железными клиньями, была сооружена погребальная камера. На неё сверху была установлена каменная плита, которая являлась постаментом для большого монолитного стечка весом около 2,5 тонн в виде массивного низкого сундука с плоской верхней поверхностью.

Захоронение осуществляли, сделав подкоп рядом со стечком с его северной стороны, и затем поместив умершего в погребальную камеру. Позднее тем же путем в могилу пробрались и грабители. В могиле археологами был обнаружен относительно хорошо сохранившийся скелет, антропологический анализ которого, к сожалению, не проводился. Осталось только наблюдение исследователей, что это был скелет «высокого человека мужского пола, крепкого телосложения и необычной формы черепа с ярко выраженным лбом». Гробница оказалась вскрытой и разграбленной. Кости умершего, были повреждены и сдвинуты. Позднее кости были переданы в музей в Сараево.

Гробница основателя не единственное захоронение в церкви св. Стефана. Могилы были обнаружены в притворе и часовне у северной стороны. Некрополь располагался и вокруг храма. Однако раскопки и зондирование для подробного изучения захоронений не проводились. Археологи выявили и расчистили только захоронения с установленными надгробиями-стечками.

На северной стороне церкви, у западной стены, была пристроена небольшая надгробная часовня (параклис) размером 2,89 х 2,26 м. В центре этой часовни находилось крупное надгробие-стечак, от которого остались только фрагменты. Стечак был разбит, а могила под ним осквернена еще до начала разрушения церкви. Несомненно, здесь покоился один из самых важных членов семьи Косача, возможно, один из братьев Сандаля Хранича, или кто-то из окружения наследника воеводы, герцога Стефана Косачи.

Церковь Святого Стефана со стороны входа в нартекс

Примерно в 20 м к северу от церкви были обнаружены следы крупного здания размером примерно 20 х 10 м. Но и оно не было исследовано.
Ничем не подтверждается название этого места «монастырь». Судя по всему, Штепаница все же была только приходской церковью.
К сожалению информацию, полученную экспедицией 1971 – 73 годов нельзя назвать полной. Позднее в Шчепан Поле раскопок не проводилось. И лишь в 2012 году были выполнены незначительные исследования и консервация церкви св. Стефана.

Церковь Святого Стефана. Южная сторона


Церковь Святого Стефана. Южная сторона

Стечки у южной стены храма

 ***

 



Монастырь Святого Иоана Крестителя в Заградже

 

После смерти великого воеводы Сандаля его племянник и наследник, впоследствии герцог Стефан Вукчич Косача (Stjepan/Stefan Vukčić Kosača; 1404–1466), продолжая семейную традицию, построил свою задужбину в Заградже (Zagrađe). Храм расположен выше Штепан Поля, в предгорной седловине, над слиянием рек Пива и Тара.

Церковь возвели вероятно в 1450-1460 годах на фундаменте более старого храма

Стефан Вукчич Косача, который к своему титулу герцога добавил слова «Святого Саввы», подчеркнув этим свою православную веру, а также обозначив непрерывную связь с династией Неманичей.

Церковь в Заградже.15 августа 1994 года

Церковь в Заградже. 1996

Храм в Заградже является одной из крупнейших сакральных построек, возведенных на землях владетельной семьи Косача. План этой церкви представляет собой неправильный прямоугольник, суженный к западу. Ширина по восточной (алтарной) стене - 9 м, по западной стене - около 7 м, внешняя длина - 16 м, высота - 11 м. Церковь построена из грубо отесаных каменных блоков среднего размера, уложенных рядами. Возможно, что фронтон западного крыла был увенчан колокольней. Какому святому была посвящена церковь неизвестно.

Внутреннее пространство разделено на три травеи (пролета). Сводчатый потолок западной травеи выполнен в готическом стиле, с продольным изломом в центральной части. Алтарная часть, является самой широкой и заканчивается апсидой, трехсторонней снаружи и полукруглой внутри. Полукруглый свод апсиды тоже выстроен с готическим изломом. Алтарное пространство отделено от нефа каменной алтарной перегородкой с тремя проемами. В каменном иконостасе были вырезаны ряды глухих аркад и ниш, которые продолжались и на продольных стенах. Нет достоверных доказательств того, что стены когда-либо были расписаны, но было установлено, что внутренняя часть храма была оштукатурена. Скорее всего церковь расписать просто не успели. Возможно, что не успели даже освятить.


Купол. 1967. Церковь в Заградже. 1972
Иллюстрации из книги Марко Поповић «Соко град над Шћепан Пољем»


Иконостас. Графическая реконструкция. Иллюстрация из книги Драган Воjводић «Ктиторска делатност Стјефана Вукчића Косаче».
Иконостас. 1958. Иллюстрация из книги Марко Поповић «Соко град над Шћепан Пољем»


Подкупольное пространство имеет чрезвычайно сложную конструкцию. Если посмотреть на купол снаружи, можно увидеть, что он установлен на восьмиугольный барабан, в котором прорезаны четыре окна. Восьмиугольный снаружи купол имеет сферическую внутреннюю конструкцию, которая опирается на восьмиугольное основание. Ниже просторное прямоугольное центральное пространство со сложным сочетанием колонн, арок и пилястр образует квадратное основание купола. Строение купола и подкупольного пространства говорит о влиянии исламской архитектуры. Основной силуэт здания и внешний вид мощного, относительно низкого и широкого купола очень напоминают основной внешний вид османской мечети. Такое влияние османского искусства, можно легко объяснить временем, когда была построена церковь, прямыми и частыми контактами герцога Стефана с османами. Как и в других храмах, Косачи связывают очень разные влияния в архитектуре, являющиеся следствием сложных обстоятельств, в которых они жили, правили и стремились выжить безопасно и как можно дольше.

Всё это не спасло герцогскую задужбину. С лета 1465 года по лето 1466 года турки вторглись в Герцеговину и заняли всю ее восточную и почти всю центральную часть. Османы разорили церковь в Заградже и сняли свинцовые листы, укрывавшие крышу.


План церкви в Заградже
Иллюстрация из книги Марко Поповић «Соко град над Шћепан Пољем»

В 1971 и 1972 годах археологи под руководством профессора Джурича исследовали руины храма. Церковь стояла без крыши, с частично разрушенным сводом над алтарной зоной и сильно поврежденным западным фасадом. Территория вокруг церкви была засыпана землей и щебнем.

Внутри было найдено поврежденное и перевернутое надгробие-стечак из розового известняка, а у северной стены нефа обнаружено место, где надгробие было установлено. Церковь в Заградже была не просто задужбиной герцога Стафана, который задумал храм как свою будущую усыпальницу. Для будущего захоронения было подготовлено место с надгробием в виде стечка на плите-постаменте. Размер плиты примерно 2,20 на 1 м и толщиной от 20-30 см. Стечак в виде гребня, высота которого не превышала 0,85 м, был установлен в углубление на поверхности плиты, глубиной примерно 2 см. Боковые стенки стечка полированные, без надписей, что является обычным для захоронений правителей в сербских средневековых церквях. Чаще всего портрет умершего с именем выполнялся на фреске, расположенной над стечком. Но могила в новом храме, который так и не был завершен полностью, так и осталась пустой. Косача умер 22 мая 1466 года и был похоронен в Герцег Нови. Существует легенда, по которой самые близкие Косаче слуги погрузили тело умершего на лошадь и тайно перевезли из Герцег Нови в Заградже. Но никаких подтверждений этому нет. Захоронение в храме было вскрыто «охотником за сокровищами». Стечак оказался перевернут, поврежден и смещен его к центру. Никаких следов захоронения археологи не обнаружили. После завершения археологических исследований части надгробия были собраны и помещены на основание на прежнее место, рядом с северной стеной. Но камень стечка оказался настолько хрупким, что его повредили еще больше.

Церковь св. Иоана Крестителя

Церковь св. Иоана Крестителя

В ходе раскопок исследователи расчистили остатки узкой длинной часовни, пристроенной к северной стене церкви. Согласно наиболее распространенной исторической версии, герцог Стефан был женат три раза. Две его последние супруги были католичками. Местные жители называют часовню «Мессой» (Миса). По легенде она была выстроена для одной герцогских из жен-католичек. Часовня имеет прямоугольное основание с небольшой полукруглой апсидой с восточной стороны, которая находится не в направлении продольной оси часовни, а сдвинута ближе к северной стене церкви. Стены сложены из более мелких блоков известняка, чем те, что использовались при строительстве стен самой церкви, а сохранившаяся апсида сложена из более крупных блоков. Между храмом и часовней не было прохода. Отдельный вход в часовню располагался на западном конце северной стены. Наиболее вероятно, что у неё была односкатная крыша на деревянной конструкции, которая являлась продолжением крыши церкви. В западной части часовни под каменными плитами пола, рядом с северной стеной церкви, археологами была обнаружена разграбленная могила с потревоженными останками скелета. Казалось, подтверждается и еще одна местная легенда о похороненной здесь супруге Стефана Косачи. Однако после проведенных исследований было установлено, что скелет принадлежал взрослому мужчине.

Часовня у северной стены церкви св. Иоана Крестителя

Апсиды церкви св. Иоана Крестителя и часовни

Восстановление церкви в Заградже началось в 1998 году. Основные работы продолжалось до 2001 года. Тогда же было основано братство монастыря Заградже. Храм освятили в честь святого Иоана Крестителя. В 2005 году был уложен новый мраморный пол в церкви, восстановлена каменная резная алтарная перегородка. Были построены жилые строения, вокруг монастырского двора возведены стены, на западной монастырской стене сооружена колокольня.

Для того, чтобы продолжить работы на монастырском дворе и строительства большого конака, с согласия всех жителей соседнего села Бриег, летом 2005 года начались сложные работы по эксгумации останков на старом заброшенном сельском кладбище, которое находилось на северо-западной стороне монастырского погоста. Монастырь взял на себя организацию расходы по эксгумации и организации братской могилы с мраморной надгробной плитой, работы над которой завершилось к весне 2007 года.

В дальнейшем продолжились работы по расширению монастырского двора, строительству большого жилого здания. В храме восстанавливали внутреннее убранство. После завершения реставрации был расписан иконостас, стены и купол.

Роспись жрама

Роспись жрама

Роспись жрама


За почти семь десятилетий правления Великого воеводы Сандаля и герцога Стефана было построено большое количество православных храмов. По словам профессора В. Джурича, достояние семьи Косачей выделяется среди прочих построек своего времени своими размерами, иногда необычными решениями, исключительной красотой формы и пропорций. Богатство семьи и постоянные связи с зодчими и художниками южных городов адриатического побережья позволили создать прекрасные храмы, в которых продолжились традиции древнего сербского государства Рашка и были привнесены западные стилистические элементы церковной архитектуры. Связи с Османским царством повлияли на появление мусульманских элементов в строительстве.


А что же Сокол, о котором упомянуто в названии?
Места здесь ему оказалось маловато.
Для него нужна отдельная расСказка. "Соко Град на Пиве. Небоскрёб герцога Стефана"


 
Монастырь Заградже
Фотография Павла Пономарева

 

Основные источники знаний:

Tatjana Mićević-Đurić, Valerija Soldo-Rešetar «Likovne umjetnosti i obitelj Kosača»
Атанасије Јевтић «О херцегу Стефану Косачи 1435-1466 и његовом тестаменту»
Дејан Газивода «Археолошки локалитети на подручjу рjеке Таре»
Драган Во
jводић «Ктиторска делатност Стјефана Вукчића Косаче»
Marko Popović, Svetlana Vukadinović «Crkva sv Stefana na Stepan Polju pod Soko-Gradom»
Марко Поповић «Задужбина и гробни храм херцега Стефана за Загдаћу под Соко градом»
Марко Поповић «Соко град над Шћепан Пољем»
Милош Луковић «Заједничка граница области Косача и Бранковића»
Милош Луковић «Трасе средњовековних путева на дурмиторском подручју»


Комментариев нет:

Отправить комментарий