О том,
как город Бар начал переезжать с горного плато к морю я уже писал в расСказках о княжеской яхте Румия, о железной дороге Бар – Вирпазар и туннеле Суторман и в расСказке о взятии черногорцами Барского побережья после 1877 года.
В этот раз, благодаря информации из югославский путеводителя по Черногории (Драшко
Шћекић «ПУТУЈУЋИ ЦРНОМ ГОРОМ»), можно попробовать и замахнуться на что-то глобальное! Путеводитель издавался в 1980 году, а в 1987-м
вышло его второе издание. На основную информацию г-н Шчекича я постараюсь нанизать то, то мне удалось узнать дополнительно и сопроводить всё ретро-фотографиями, которые удалось датировать.
Полуостров Волуица. Первый пирс |
Пристань 1909. Единственное здание - отель Марина (1905) |
Новый Бар начал строиться в начале ХХ века у
самого берега Барской бухты. Так как это место находилось около пирса-пристани,
люди так и называли его «Пристань». Тем не менее, Совет министров Княжества
Черногория 24 апреля 1908 решил, что новый город, строительство которого только
началось, будет называется Бар (не «Пристань» или «Нова Варош»). Было принято
решение, что район у стен старого города Бар в будущем будет называться «Старый Бар».
В том же году был издан указ, подписанный
князем Николой и несколькими черногорскими старейшинами. Была и торжественная
церемония, на которой выступил князь. Вот, что по этому поводу писал
"Голос черногорцев" в номере от 26 апреля 1908:
Черногорский
князь сказал: "Черногорцы! C большим воодушевлением я вместе с моими
доблестными рыцарями встречаю этот тридцатилетний юбилей, когда я впервые
увидел это прекрасное сербское море. Увидев его красоту, был обворожен этим
замечательным краем, который мы можем сделать один из самых красивых, из тех,
что я видел в мире. А потом, когда я вложил меч в ножны, я поклялся, что сделаю
мой Бар красивым и процветающим ... Мой Бар богат зерном, маслом и вином, имеет
прекрасный климат гор и приморья. Так неужели невозможно создать в подобном
месте промышленность. Поглядите на этот мол, который тянется на двести метров
от середины Волуицы к северу! Он остановит силу Адриатики, а за ним, в тишине и
в надежном укрытии будет развиваться торговля, будут коммерсанты и
путешественники из сербских земель. За этим молом, мы понесем свое знамя к
промышленности и просвещению ... Через темное сердце Сутормана может пройти
железная дорога, носитель прогресса и процветания. Туннель сквозь Суторман
усиливает в нас надежду, что в ближайшее время мы сможем послать помощь своим
братьям на Дунае … мы будем нести культуру и мир, то, к чему стремятся все
великие державы ... "
В том же году был издан указ, подписанный князем Николой и несколькими черногорскими старейшинами. Была и торжественная церемония, на которой выступил князь. Вот, что по этому поводу писал "Голос черногорцев" в номере от 26 апреля 1908:
Антивари — форпост грядущей черногорской культуры... Под окнами отеля Марина, — отличной, только что отстроенной гостиницы, пытающейся устроить путешественника почти что с европейским комфортом, — шумят паровозы Вир-Базарской жел. дор., тюкают ломы и молоты рабочих, созидающих мол.
© Александр Амфитеатров «Славянское горе». 1912
С тех пор в Черногорском княжестве Бару уделяется
значительное внимание. Князь, а с 15 августа 1910 года, король Никола все чаще
находится именно здесь. Он отдыхает и работает в своем красивом дворце, возведенном
на побережье в Тополице. Там он принимает иностранные делегации и гостей,
которые приходят на кораблях в порт Бар, а затем направляются в Цетине. Так Бар,
благодаря порту и дворцу в Тополице, до 1916 года был фактически второй столицей
Черногории.
Однако развитие города и порта было прервано
Первой мировой войной и оккупацией.
Район Тополица. 10 марта 1905 г. Князь Никола I Петрович Негош с княгиней Миленой и детьми во время закладки первого камня нового города |
… Продолжение активного строительства Бара возобновилось только
в 1952 году, и это было строительство нового порта и нового города. К этому моменту город был локализирован в двух
местах: Порт Бар у подножья горы
Волуица. В том месте, где князь Никола
заложил в апреле 1908 года первый
камень будущей Пристани, и город
Бар на Тополице, недалеко
от дворца Николы I.
Так называемый второй этап строительства официально завершился в 1978 году. К этому времени был
выстроен новый современный порт, с грузооборотом
до пяти миллионов тонн в год.
Порт Бар (рекламный буклет): "Конструкция
порта разработана таким образом, что он
способен обеспечить услуги на самом современном уровне, в соответствии
с текущей и перспективной
потребностью развития морского и внутреннего транспорта".
В рамках этой концепции были построены комплексы для переработки генеральных и навалочных
грузов, контейнерный терминал,
причал для обслуживания колесной техники, пассажирский
терминал, большие площади открытых и крытых складов, зернохранилища,
хранилища для наливных грузов,
холодильники ... Все эти объекты оборудованы современным портовым оборудованием,
что позволяет соответствовать высоким стандартам обслуживания.
Порт оборудован железнодорожным и
автомобильным грузовыми комплексами.
Площадь порта составляет около 300 гектаров.
В дополнение к
пассажирскому терминалу была построена одна из крупнейших и самая современная на Адриатическом море марина, примерно на 1000 причалов.
В последующие годы Порт будет и дальше развиваться,
модернизироваться, чтобы отвечать на
растущие потребности транзита различных
грузов. Это позволяет и его географическое положение.
21 августа 1965 года в новый порт впервые зашло советское судно. Теплоход "Лениногорск" доставил 9500 тонн чугуна для металлургического комбината "Борис Кидрич" в Никшиче.
|
Бар 1970-е . У причала нового порта пришвартован паром Свети Стефан (первый) Фотография сделана видимо с крыши отеля Агава |
|
|
|
Бар 1980-е |
|
Город Бар (ранее Пристань), в
ходе строительства крупного порта, был перенесен на Тополицу,
в самую красивую часть просторного Барского поля. Как говорят баране, это был третий перенос Бара (первый
- в V или VI веке с морского
побережья к склонам горы Румия,
на плато Лонджа, второй в начале ХХ
века снова к морю, рядом с Пристанью, к подножию горы Волуица).
Перенос осуществлен как ради порта, так и в
интересах развития самого города. Порт теперь
может свободно развиваться
и использовать пространство для
нужд автомобильного и железнодорожного
транспорта, а также расширять складские
и торговые площади. Город также беспрепятственно расширяется на основе градостроительного плана.
В то время как порт уже активно строился, город
рос гораздо медленнее. Как будто он ждал момента, чтобы посмотреть, что будет, когда
закончится строительство порта, для того, чтобы найти новое место для себя. И
когда строительство порта закончилось, то город быстро вышел на равнину Тополицы
прямыми и широкими улицами с гармоничными зданиями, бульварами, просторными
магазинами, прогулочными дорожками, аллеями, спортивными площадками и парками,
принимая всё больше и больше очертания современного мегаполиса. Особенно своей
монументальностью и красотой украшает город универмаг "Выбор" на
площади из белого мрамора, а также прибрежная набережная с мариной, культурный
центр, замок и парк короля Николы, отель "Тополица", спортивные
площадки рядом с ним и на побережье. Эти красивые объекты, в соответствии с
планом, были созданы к 1985 году. Конечно, за исключением княжеского дворца и
старинного парка.
Пожалуй,
настало время вспомнить о человеке, работа которого во многом определила лицо
города.
…
Нет-нет, мы не будем вспоминать о Жане Эйфеле, башню которого, так беспощадно
критиковали поначалу все парижане. Уж если говорить о Барской «монументальности
и красоте», то непременно следует сказать об архитекторе Батриче Мийовиче (Batrić
Baćo Mijović).
На
русском языке о Батриче Мийовиче не написано ни слова. Да и
сербские/черногорские источники о нем информируют весьма скудно. Мне, например,
так и не удалось отыскать год рождения Мийовича. А уж единственная фотография в
сети просто поражает своим мизерным размером и отвратительным качеством.
Архитектор
Batrić Mijović окончил факультет архитектуры в Белграде в 1963 году, работал в
качестве руководителя Бюро городского планирования и проектирования в Баре, был
главой независимого бюро ARC Bar.
Он
проектировал отель "Агава" в Баре, гостиницы в Чани и Сутоморе, здания
"Red Bank" (в настоящее время JP Vodovod i kanalizacija), Робну Кучу - универсальный магазин “Izbor” (Выбор), Барскую марину, множество жилых и туристических объектов, а
также общественные и религиозные здания.
Batrić
Mijović занимался реконструкцией и восстановлением культурно-исторических памятников
в Баре и на территории муниципалитета, реставрировал объекты Старого Бара: церковь Св.
Вида, Мечеть Омербаши, водоводый виадук.
Умер Мийович в 2012 году. Похоронен на Барском кладбище Gvozden brijeg.
Робна Куча “Избор” (Выбор). Фотография 1981-82 г. |
Робна Куча “Избор” (Выбор). Фотография 1981-82 г. |
Робна Куча “Избор” (Выбор). Фотография 1981-82 г. |
Робна Куча “Избор” (Выбор). 1984 |
Бар. Середина 1980-х |
Бар 1984 |
Робна Куча. Фотографы: Anto Baković и Milan Pesić |
Робна Куча “Избор” и только что отстроенная марина |
Отель Агава 1971-73 гг. Построен в 1966 году. 5 этажей, 157 номеров |
Отель Агава |
Отель Агава |
Отель Агава после землетрясения 1979 г |
Отель Агава после землетрясения 1979 г |
После 1979 от неё уцелел один этаж. В 2017 "Агаву" разобрали окончательно. На месте отеля сейчас жилой дом |
Вернемся
к путеводителю «Putujuci Crnom Gorom». Нам с вами осталось дочитать совсем немного.
Бар является не
только портом, но и туристическим
городом. Многие говорят, что климат Бара похож на климат Хвара. У
города есть большие песчаные
пляжи, длинной в несколько километров.
Они начинаются в центре,
от пристани для яхт, и продолжаются с краткими перерывами до Сутоморе.
Пляжи и отели Сутоморе также
широко известны. Это можно сказать и о Чани, где есть
большой песчаный пляж в живописной бухте,
на их фоне расширяется туристическая курортная зона с комфортабельными
отелями.
…
В летнее время в Барскую область приезжают
десятки тысяч отечественных и иностранных туристов, которые не только
проживают в комфортабельных отелях
и хорошо организованных лагерях, но и в частных домах.
***
Вместо
послесловия.
Путеводитель «Putujuci Crnom Gorom» переиздавали еще несколько раз. Если я не
ошибаюсь, самое свежее издание 1998 года.
Книжку
до сих пор можно найти в продаже.
Интересная история!
ОтветитьУдалитьХорошо написана.
(навреное, потому - что история то, действительно, интересная!0
Спасибо
история интересная, и списывал я с отличника ;-)
УдалитьЭтот комментарий был удален администратором блога.
ОтветитьУдалитьТам где под фото написано "Бар 1981" - это фото все таки из 70х - отель Агава еще на месте.
ОтветитьУдалитьИ то верно! :-)
Удалитьогромное (ОГРОМНОЕ) спасибо за пост!
ОтветитьУдалитьСпасибо вам за интерес :-)
Удалить