2017-04-25

Пойдем-ка покурим-ка!


… По Берлинскому трактату Антивари, входя в состав Дульцынского округа, передан Черногории. Антиварийская бухта примыкает к песчаному прибрежью, глубока, обширна, имеет хороший якорный грунт, но открыта для северных и западных ветров; только с южной стороны рейд защищен скалистым мысом Пунта-Воловица ... В дурную погоду, вследствие сильного волнения и прибоя, стоянка в бухте для судов небезопасна. ... Капитан над портом назначается из природных черногорцев, но по берлинскому трактату, Австрия имеет право санитарного надзора на всём побережьи Черногории.
Барон Н. Каульбарс «Заметки о Черногории» 1882 г.


.

=  ДОМ НА ПРИСТАНИ  =

Задворки порта Бар весьма неаппетитны! С одной стороны, за забором видны какие-то полуразрушенные портовые строения и горы металлолома, а с другой – жутковатый цыганский поселок с хижинами, собранными из «того, что было», с кучами всевозможного мусора, с тряпьем на веревках, с покореженными остовами автомобилей.
У самого подножья мыса Волуица, за решетчатым забором, находится магазин секонд-хенда. Как он выживает в такой дыре мне совершенно непонятно. Но заехать сюда я решил вовсе не ради одежки «с барского плеча». Меня интересовало соседнее с магазином здание и его история.


Фотография 2004 года. Теперь на месте кустов перед зданием Монополии замусоренный цыганский поселок

.


Здание Табачной Монополии самый старый и единственный коммерческий объект культурного наследия в Барском муниципалитете. В отчете комиссии Министерства Культуры 2004 года указано, что здание расположено в промышленной зоне Бара на месте Старой Пристани. Хотя здание было отремонтировано 80-е годы XX века, но существуют протечки кровли, техническое состояние не поддерживается. Нет таблички «защищено законом» (нет её и сейчас).


Фотография 2004 года

.

.

После окончания черногоро-турецкой войны 1877-78 годов, и с началом новой черногорской истории, за экономическое влияние над этим маленьким и нищим, но, при этом весьма важном в геополитическом смысле, княжеством развернулась нешуточная схватка между Австро-Венгрией и Италией. Однако Италия изначально имела немалый бонус – королеву Елену – дочь черногорского князя Николы. А вот Австрии не удалось реализовать в полной мере даже те её «хотелки», которые были черным-по-белому записаны в условиях Берлинского Конгресса. Даже, уж казалось бы, абсолютно решенное дело с прокладкой железной дороги и то оказалось в руках итальянцев.


Бар. Пристань
Фотография начала 
XX века

Отель Марина в Баре (Антибари)
Фотограф Franz Nopcsa. 1903 - 1916


Возможно, стоит напомнить, что к началу XX века Баром всё еще назывался город, который ныне известен как Старый Бар, а новый город, который начал строиться в барской бухте, на склоне мыса Волуица. стал называться Пристань.
В 1904 на вершине Волуицы Маркони устанавливает первую в регионе радио-телеграфную станцию. В 1905 итальянцы начинают строительство порта и получают право на взимание всех портовых пошлин (австрийцам достался лишь санитарный контроль). В 1908 году итальянцы прокладывают железную дорогу от нового порта до Вирпазара. На склоне Волуицы в 1908 году итальянская компания строит отель «Марина». Эта же компания чуть раньше получает от князя Николы монопольное право на импорт и обработку табака на территории Черногории. Концессия была выдана на 15, а затем продлена на 25 лет. Основное табачное производство было размещено в Подгорице, а склады выстроены в других черногорских городах. Здание в Подгорице было разрушено во время Второй Мировой войны. На его месте в 2005 году был установлен памятник королю Николе I Петровичу Негошу.
Здание Табачной Монополии (Monopola duvana / Monopola skladište duvana) на Пристани было возведено в 1903 году. Большое двухэтажное здание в венецианском стиле было построено из бутового камня на известковом растворе. Главный фасад симметричен относительно центрального входа.


Здание Табачной Монополии
Иногда в БарИнфо находят совершенно уникальные снимки. Но зачем же так их поганить своим логотипом?!

Работники компании Barsko društvo перед зданием Табачной Монополии


От целой сети экономических порабощений <…> избавило Черногорию только вмешательство Италии, успевшей предложить условия более выгодныя и менее опасныя, чем австрийский кредитор-ростовщик. Но, ведь, это – лишь применение стараго правила:
– И злая тварь мила перед тварью злейшей!
И суть дела для Черногории нисколько не меняется оттого, что ея табачная монополия, параходния и железнодорожныя начинания очутились в руках итальянских, а не австрийских. На пути удачливаго кулакастал менее богатый, но более покладистый, барин. Опять временно выручил кругом задолжавшаго бедняка «по-родственному», однако, отнюдь себе не в убыток, а с процентом. Может быть, с процентом не Иудушки Головлева, но, все же, не весьма «божеским».
Александр Амфитеатров «Славянское горе». 1912


Своими эксклюзивными привилегиями итальянцы пользовались как и положено «акулам капитализма». В 1910 они вдвое подняли цену на свою продукцию, чем вызвали всеобщее возмущение в поголовно курящей Черногории.


Уборка табака. Открытка от «соседей» - из Боснии и Герцеговины

Плантация Зетского табака
Старая фотография

Гости на открытии Табачной Монополии в Подгорице
19 мая 1905 года

Принц Данило перед зданием Табачной монополии в Подгорице

Мастерская Табачной монополии

  
Работа на итальянской табачной фабрике была очень тяжела. И здесь следует упомянуть имя замечательного человека - доктора Эрнесто де Бенедетти.
Эрнесто де Бенедетти (Ernesto de Benedetti), итальянский еврей, работал врачом в табачной компании «Barsko društvo». В его обязанности входил контроль за состоянием здоровья работников и персонала, а также оказание медицинской помощи. Бенедетти, в качестве добровольца, участвовал в Балканских войнах 1912-13 гг. на стороне Черногории. Это был единственным врач в районе Пристани. И, кроме приема пациентов в своём рабочем кабинете, он не отказывал ни одному из местных жителей, если те приходили со своими проблемами прямо к нему домой.
Вместе со своей женой Милицей Рафаилович из Паштровичей доктор активно помогал деньгами и информацией партизанам во время Второй Мировой войны. Супруги Бенедетти были схвачены немцами. Милица была повешена, а Эрнесто в январе 1944 года отправили в концентрационный лагерь в Германию, где он умер.


.


Однако есть в истории здания Табачной Монополии и весьма черная страница.
В марте 1945 года, в Косово титовскими партизанами была проведена принудительная мобилизация нескольких тысяч албанцев (по албанским данным примерно 11000), которые до этого времени скрывались в горах. Из Призрена три колонны безоружных призывников под конвоем партизан шли пешком через горы Косова и Черногории в Бар. Здесь албанцы должны были пройти обучение, и отправлены на кораблях на фронт в район Триеста. Вторая колонна из 2472 человек (по албанским данным 4700 человек) 1 апреля спустилась к барскому полю. Косовары растянулись на несколько километров, люди были вымотаны и истощены. Очевидцы помнят, что на сотни метров от колонны распространялся невыносимый запах. Основная часть новобранцев была размещена в здании Монополии.
Здесь подробности истории расходятся.
По официальной версии, кто-то из косоваров бросил припрятанную гранату из окна второго этажа. Взрывом был убит партизанский комбриг Божо Дабанович. После этого начался хаос. Толпа бросилась бежать с территории табачной фабрики. Чтобы остановить бегущих партизаны начали стрелять в воздух. Затем открыли огонь на поражение.
Согласно албанской версии, после того как новобранцы были загнаны на территорию фабрики, черногорцы окружили здание со всех сторон и открыли по ним огонь из пулеметов. Есть свидетельства, что в здании в этот момент находилось около тысячи косоваров и еще от 2200 до 2500 рекрутов оказались на внутреннем дворе. По рассказам выживших, резня была подготовлена заранее.
Так или иначе, но этот исторический факт в социалистической Черногории старались не афишировать.




=  ЧТО КУРИЛ ЯПОНЕЦ?  =

.

.

Напротив главного входа в здание Табачной Монополии находится затейливая каменная скульптура. История её появления началась летом 1986 года, когда перед руководителями школ Бара была поставлена задача благоустройства школьных дворов и привлечения учащихся к искусству.
В то время заместитель директора начальной школы «Blažo Jokov Orlandić» Александр Павичевич посетил колонию искусств в Даниловграде, где познакомился с несколькими художниками и скульпторами из художественного центра в Белоплавичах.
Одним из скульпторов был молодой аспирант Академии прикладных искусств в Белграде японец Ясуши Хори (Yasushi Hori). Павичевич предложил ему сделать несколько скульптур, которые могли бы быть выставлены перед школами в Баре. Хори охотно согласился.
Переехав в Бар, скульптор сначала жил в семье Павичевичей, а затем ему выделили квартиру, которая была расположена в здании бывшей Табачной Монополии. Для работы Хори были выделены каменные блоки, предоставленные коммунальной службой города.
Уже в 1987 году у Хори были готовы три скульптуры. Две установили перед школой «Blažo Jokov Orlandić», а одна, которую скульптор назвал «Храм Солнца», перед зданием, в котором он жил. В 1988 еще две скульптуры были установлены перед гимназией в Баре. В 1989 году Ясуши создал скульптуру для надгробного памятника своему другу Александру Павичевичу, который внезапно умер.
Скульптуры перед школой «Blažo Jokov Orlandić» пропали в 90-х. Так же исчезла одна из скульптур перед гимназией, а вторая была повалена и сейчас видна из-под земли лишь частично. А вот «Храму Солнца» повезло больше. И сегодня он стоит перед зданием бывшей Монополии.
Ясуши Хори стал всемирно известным скульптором. Он живет в Ханое. Его работы можно увидеть во Вьетнаме, Италии, Японии, Корее, ОАЭ, Турции, Египте, Румынии, Франции, Бангладеш и Китае. Хори был участником многих международных выставок. Некоторые из его скульптур были представлены посетителям на международной выставке, посвященной открытию Олимпийских игр в Пекине в 2006 году.


.

.


Примечания:
Фраза для заголовка расСказки заимствована из мультфильма «Масяня. Эпизод 13»
Работы Ясуши Хори можно посмотреть по ссылкам здесь или здесь


Основные источники информации:

Комментариев нет:

Отправить комментарий