А что такого притягательного в прогулках по горам? Почему туда тянет снова и снова? Почему я при встрече каждый раз спрашиваю соседа: «Тимур, а не пора ли в горы?» Почему хочется плюнуть на все дела и добрых восемь, а то и десять часов карабкаться по острым камням, опираясь на вырезанную из лавра палку?Колючая ежевика, жара, а воды уже на донышке, больное колено и сбился с пути – но как только ты спустишься и посмотришь наверх – начинает хотеться обратно.
От Негушей до Залазей совсем недалеко. Но удивительно, как близко с туристическими Негушами и въездом в национальный парк «Ловчен» начинается черногорское запустение. В местечке Врба, где стоит старый австрийский пограничный пост, теперь граница обитаемой Черногории и оставленной. Отсюда до Велих Залазей идёт чудесная австрийская дорога, вполне пригодная для современных автомобилей. Единственным современным автомобилем, который мы встретили, был остов жёлтого микроавтобуса. Он до сих пор висит на скалистом утёсе метрах в тридцати ниже дороги. Судя по очертаниям искорёженного кузова и другим косвенным признакам, этой машине лет пятьдесят. Кстати, он сослужил нам добрую службу. Спускаясь в долину к Велим Залазям, форсируя перевал Лук, возвращаясь, – удобно ориентироваться и ободрять себя шуточками об этом бедолаге.Автобус лежит как раз в том месте, где дорога делает резкий поворот (совпадение? Не думаю!), а после начинается самое интересное.Я вдруг понимаю, что мои глаза не справляются. Взгляду не удаётся загрузить, а мозгу обработать всё, что внезапно оказалось передо мной. Мы шли поплёвывая и рассуждая и короле Николе и Йосипе Сладе – а тут, бултых… Я не знаю, можно ли описать эти ощущения словами. Полагаю, это можно выразить только математически: ого-го! х (высоко+глубоко+далеко). Думаю, так. Долина, где лежат Залази, находится между небом и обрывом в Боку, у перевала Лук, и прямо у нас под ногами, тут, возле жёлтого автобуса.
Раньше от Доброты в
Вельи Залази вёл конный путь. В селе было около 50 добротных, больших каменных
домов. Но люди из села ушли, дома лишились крыш, окон и дверей. Сейчас остовы
построек почти совсем заросли. Лишь пара домов укрыта сверху чем попало, лишь
для того чтобы дать временное убежище и схоронить от дождя приходящих сюда
пастухов. На ближайшие поля по-прежнему выгоняют пастись скот. |
Церковь святых врачевателей Космы и Дамиана вроде как под защитой государства. Или должна там быть. На самом деле, боюсь, что нет. Вообще церкви в Черногории очень часто – частная собственность, тех родов, что строили когда-то эти церкви. В данном случае – Джуровичи, Пророковичи и прочие. В этой церкви роскошный иконостас. Изготовлен в 1902 году. Фамилия Джуровичей стоит рядом с именем короля (тогда ещё князя) Николы. Богатое было село!
. |
. |
. |
. |
. |
Один из домов, который используется как временное пристанище пастухов Очаг еще жив |
Прекрасно сложенный и прекрасно сохранившийся бассейн |
Перевал Лук на то и перевал. Переходить через него довольно утомительно. Особенно туда-обратно. Особенно, зная, что надо возвращаться назад. Зато спускаясь к Малим Залазям, мы увидели Боку! Тот самый ракурс! Съесть по батончику мюсли и трети банана – и двинуть в обратную дорогу, вот она, цель пути!Мы находимся на расстоянии 1000 метров над землёй. Это довольно много, примерно то же видят люди, взлетая из аэропорта Тивата. Они видят. А мы разглядываем, сидим, болтаем ногами и грызём батончики мюсли.
И ведь я совсем не спортсмен и не скалолаз, да и в Черногории не впервые, чтобы дурить от восторга и быть сбитым с толку всякими там красотами. А всё-таки поход в горы – это всегда что-то особенное и важное, с замиранием сердца и беспокойной ночью накануне, как перед экзаменами.
. |
*** *** *** *** *** ***
Не прошло и четырех лет … Октябрь 2020. Дополнение.
Собирая материал по
Залазям, я очень переживал, что рассказывать почти не о чем. А тут вдруг мне
попалась замечательная статья: Mašo Miško Čekić «Vjekuša i Dačica», в которой
не обошлось и без Вельих Залазей.
Несмотря на то, что
общее название всей моей черногорской писанины носит название «расСказки», в
описании исторических событий сказок я стараюсь избегать. Порой без местных
легенд не обойтись. Ну как скажите, рассказывая о Будве, не упомянуть о каменотесе
Марко Митрове и Елене? Эта будванская легенда, правдивая пераштянская история о
несчастном артиллеристе, легенда о скочиджевойке Розе Мрконич … Все они трагичны, все
заканчиваются несчастными смертями. А так хочется чего-нибудь яркого, доброго,
счастливого и позитивного!
И, вот представьте,
оказывается есть такое счастье именно в Вельих Залазях!
Случилась эта история в 1430 году. Молодой красавец, статный черногорский юнак Дачица Добреков Гачович часто спускался в Котор из своих родных Вельих Залазей. Он торговал на базаре каштадиной* и искусно изготовленными им самим луками и стрелами. Совершенно непонятно, как удалось добру молодцу познакомиться с красной девицей из знатной семьи Вьекушей Паскуали. Как и все прочие молодые незамужние девушки в Боке, она могла выходить из дома только в церковь, и только в сопровождении взрослых родственников. При этом девушка должна было быть укрыта с головы до пят.
Однако скандал в
благородном семействе случился громкий! Дачица и Вьекуша полюбили друг друга,
и девушка сбежала с любимым за отроги Пестинграда, из сытого и чопорного Котора
в черногорскую деревушку Вельи Залази! Шум на всю Боку! Похищена девушка
знатных кровей! Похититель - черногорец! И хотя всем было известно, что
никакого похищения не было, но ведь по-иному и быть не могло.
Для семьи Вьекуша перестала
существовать. Общаться с девушкой продолжала только бабушка по материнской
линии, Елуша Буча, урождённая Болица. Она умерла через год после замужества
внучки, и ставила той в наследство свою часть доходов от виноградников и
поместья в Думирдане. По завещанию Вьекуше и её наследникам могло принадлежать
и само это большое имение, но только в том случае, если девушка вернётся в
Котор и выйдет замуж за другого мужчину. Если же она останется с Дачицей, то
сможет пользоваться доходом от бабкиной собственности только пока сама жива, а
само имущество должно перейти брату Вьекуши Якше.
Долгих девять лет
оскорбленный отец Вьекуши Лука Яков Паскуали не мог оправится от трагедии. Но
родительские чувства всё же оказались сильнее светских условностей. В 1439 году
Лука объявил, что прощает свою дочь и зятя. В присутствие родственников Лука
дал им своё отцовское благословение. Вьекуша и Дачица упали на колени, прося у
него прощения, обещая впредь повиноваться ему во всем. Это счастливое событие
случилось 23 февраля 1439 года.
Однако,
прощение-прощением, а неравный брак так и остался неравным. А посему, Вьекуша
должна была отказаться от приданого на сумму около 1000 перперов. Этой
громадной по тем временам суммы могло бы хватить на покупку двух палат в
Которе, или десятка ремесленных домов, или еще больше виноградников и поместий
на побережье Боки. Прощение было получено, но фамильная собственность не могла быть
отдана человеку из другого круга, более низкого социального статуса, даже если
он стал мужем любимой дочери.
Вьекуша оказалась перед
выбором: или она получает имение бабушки и приданое отца или выберет Дачицу.
Решение девушки известно. Она выбрала любовь.
А Дачица через месяц
после примирения вместе со своим дядей в складчину купил большое церковное
имение в Доброте куда переехал с Вьекушей из Вельих Залазей.
Данчуловина |
Историки считают, что
от Дачицы (Danijel > Dančo > Dančul > Dančulović) пошел род Данчуловичей.
Потомки Данчи поселились в Черногории, на родине, в Вельих Залазях и в Негушах.
В XVI столетии Данчуловичи упоминаются среди шестидясети знатных
семей Котора. Представители рода расселились по Боке. Они жили в Шкальяри,
Белишах на Луштице, в Кртоле, Ластве (Тиват), Герцег Нови и Прчани.
В документе 1595 года
говорится, что Алекса Данчулов вступил во владение землей с виноградниками в
районе Брды, недалеко от острова Михольская Превлака, которую ему продал Вицко
Болица за 11 талеров. Да-да, это как раз то поместье, которое известно и сейчас
под названием Данчуловина.
Бази Иванкович "Бригантин Миливой" |
Оказавшись в Прчани
Данчуловичи конечно же стали моряками. В Богородичном храме хранится обетнаякартина капитана Ивана Данчуловича. На картине, написанной художником Бази
Иванковичем, изображен бригантин «Миливой», которым Данчулович командовал в
1881-82 г.г.
Парусник вышел из
Триеста в порт Булонь-сюр-Мер на севере Франции. 8 января недалеко от побережья
Северной Африки, у мыса Кап-Бон (Рас-эль-Тиб), корабль попал в шторм. Сильный северный
ветер порвал паруса, волны начали захлестывать палубу и повредили носовую часть
судна, Но опытный капитан смог обойти коварный мыс и продолжить путь в сторону
Гибралтара.
Пережив смертельную
опасность, Иван Данчулович, как и многие другие прчанские капитаны, заказал
обетную картину и принес её в дар приходской церкви Прчани.
Прчань. 1900 |
Примечание:
* Каштрадина (кастрадина)
- вяленое копченое мясо кастрированного барана или козы. От латинского castrare
(кастрировать).
На кроссовом моцике там же нормально проехать можно?)
ОтветитьУдалитьесть буквально пара мест, где камни завалили тропу.
Удалитьно и эти места, при большом желании, для кроссового мотоцикла преодолимы :-)