![]() |
Морача у Старой Златицы |
Златица лежит по левую,
или турецкую, сторону Морачи. Турки говорят, что она принадлежит им, и сеют там
пшеницу; черногорцы утверждают, что Златица составляет издревле их достояние, и
пожинают пшеницу под неприятельскими выстрелами. Златица только в версте от
Подгорицы, одной из самых сильных пограничных крепостей со стороны Черногории.
С северной стороны к ней примыкают Кучи, вновь присоединившаяся к Черногории
провинция, в которой много магометан и много недоброжелателей Черногории и
которой все население враждовало с Мартыничами, с южной — тянутся турецкие
владения.
Никто не знал, в каком положении был перевоз через Морачу. С
того времени, как турки и черногорцы общими силами разрушили чудесный мост ее,
перевоз через Морачу был предоставлен произволу, который не очень о нем
заботился; запастись лодками нам было неоткуда, и так мы отправились на удачу. Во всяком случае, я мог
осмотреть развалины Диоклеи, находившиеся по сю сторону Морачи, о которых так
много мне говорили.
Егор Петрович Ковалевский «Четыре месяца в Черногории» (Писано в 1841 г.)
Античный мост на Мораче, Римский мост, Мостина,
Дуклянов мост, Златицкий мост, мост Юстиниана – это всё названия одного и того
же моста… моста, которого нет!
Ах, как бы было замечательно и удобно, двигаясь на север, пересечь Морачу в
этом месте! И жители древней Диоклеи это прекрасно понимали.
Поэтому в полутора километрах по течению выше города, в районе села Старая
Златица, перекинули через реку шикарный мост и соединили себя коротким путём с
церковным комплексом в местечке Доляни. Говорят, что случилось это в VI веке,
во время правления Юстиниана (Византийский император Флавий Пётр Савватий
Юстиниан правил с 527 года до своей смерти в 565 году).
![]() |
. |
![]() |
. |
В своих черногорских путешествиях я часто «сам себе режиссёр». Сам выбираю для себя места, которые хочется посетить. Однако в моих скудных знаниях полно историко-культурных прорех, и я порой чего-то не досматриваю. Вот и в этот раз надо было бы сначала заехать в Доляни, где на территории нынешнего монастыря Златица находятся руины базилики и триконхоса, возведенных в конце V — первой половине VI веков. Но об этом месте я узнал слишком поздно. А посещение Дуклянова моста было намечено заранее, поэтому мы направились прямиком в Стару Златицу.
От моста сегодня осталось лишь семь мощных опор. А что, как и когда здесь было раньше,
однозначного ответа нет.
![]() |
Пьеро Стикотти – остатки моста на Мораче. 1882 |
![]() |
Пьеро Стикотти – рисунки каменных табличек с надписями из опоры моста |
![]() |
Пьеро Стикотти. 1934 |
Вариант Стикотти (Pjero Sticotti).
В 1892 году по заказу Венского университета археолог из Триеста Пьеро Стикотти
начал исследование Дукли, а четыре года спустя, вместе с помощниками, приступил
к раскопкам. Ему принадлежит наиболее полное исследование этого
древнего поселения, результаты которого были изложены в монографии «Римский
город Доклея в Черногории», изданной на немецком языке в Вене в 1913 году.
Работы 1892 года были частью более широкого исследования Черногории и Албании. Стикотти
вместе с Лукой Еличем (Luka. Jelić) посетил окрестности Доклеи, район Крушевац в
Подгорице и Златицу. Елич занимался топографией, составлял планы и
фотодокументацию, готовил описания остатков строений, которые были обнаружены к
тому времени. Вот тут-то исследователям и попался на глаза старый мост.
Пьеро Стикотти пришёл к выводу, что мост через Морачу был построен во времена
Римской империи. В конце IX или начале X века мост был разрушен
паводком. Вновь мост разрушили намеренно в конце X и начале XI века для того,
чтобы защитить город от войска царя Самуила (помните о тесте св.
Йована-Владимира?). Дукля оказалась изолирована, поэтому новым центром на левом
берегу Морачи стала Златица (Доляни), где до настоящего времени сохранились
остатки древней сакральной архитектуры.
Когда турки заняли этот регион, ниже по течению от
Дукли они построили Визирев мост через Морачу, выше по течению восстановили и
реконструировали мост в Старой Златице. По мнению Стикотти, хотя мост и
напоминает римский, но конструкция, встроенные в опоры римские блоки, необычная
ширина моста (2,50 м) и крутые подходы к главной арке указывают на то, что он
был выстроен именно турками. Пьеро Стикотти обнаружил вмурованные в опоры моста
сполии – таблички (скорее всего, из Дукли) с надписями на латыни. По мнению
исследователей, надписи на них датируются II веком. Учитывая положение и тип
надписей, можно с уверенностью сказать, что они не были встроены в опоры моста
изначально, при строительстве моста, а появились во время более поздних
реконструкций.
По информации Стикотти, Дуклянов мост был разрушен Пиперями.
P. Sticotti «Die Römische Stadt Doclea in Montenegro». 1913
![]() |
. |
![]() |
. |
Вариант Ровинского (Павел
Аполлонович Ровинский).
Первым русским исследователем, который увидел руины античного моста на Мораче
был Егор Петрович Ковалевский. В 1838 году он очень хотел посетить место в говорящим
названием Златица (Ведь именно на поиски золота он и отправился в Черногорию).
Но о разрушенном мосте в своих записках лишь упомянул.
Павел Аполлонович Ровинский в 1892 году встречался с Пьеро
Стикотти. Обоих интересовал древний город Диоклея. оба высказали своё мнение по
поводу старого моста на Мораче.
Павел Аполлонович считал, что мост на Старой Златице был римским. Он
утверждал, что за 100 лет до его посещения мост еще действовал. По народному преданию, его разрушили Пипери,
чтобы отрезать путь туркам через Морачу.
Павел Ровинский
«Черногория в её прошлом и настоящем», т.4
![]() |
. |
![]() |
Максим Шобаич |
Вариант Шобаича (Максим Шобајић).
Уроженец Даниловграда, этнограф Максим Шобаич (Maksim Šobajić) в своей книге «Древности в Зете» (1892)
описывает остатки древних поселений. Нашлось здесь место и
для Златицы. Шобаич
пишет: «… говорят, что главный выход <из Диоклеи> был на Морачу, где был
мост на цепях, от которого, как говорят некоторые, на берегу у воды виден след
стены, а это и есть поле Загорич по направлению к Златице.»
Максим Шобајић «Старине
у Зети». 1892
![]() |
. |
![]() |
Йован Эрделянович |
Вариант Эрделяновича (Jovan Erdeljanović).
Сербский этнолог Йован Эрделянович в начале XX века путешествовал по этому региону и провел
многочисленные обследования племени Пипери. Он отмечал, что никаких
следов поселений рядом с мостом у Старой Златицы не обнаружено, но было
«довольно большое кладбище и небольшая церковь». Эрделянович описывал семь
мостовых опор с углами, обращенными на встречу течению реки. Все пилоны были
сложены из прекрасно обтесанных каменных блоков и на них можно было увидеть
остатки сводов. Златицкий мост, по мнению Эрделяновича, простоял до конца XVIII века, когда его разрушили после битвы при
Круси в 1796 году, чтобы помешать туркам из Подгорицы переходить на правый
берег Морачи.
Jovan Erdeljanović «Kuči,
Bratonožići i Piperi». 1907-1911
![]() |
. |
![]() |
. |
Вариант Катанич и Гойковича (Nadežda Katanić i Milan
Gojković).
Надежда Катанич и Милан Гойкович в работе, посвященной изучению старых каменных
мостов и акведуков в Сербии, Македонии и Черногории, отмечали, что мост на
Златице идентичен римскому мосту в Дукле, который не сохранился. То
есть ими было высказано предположение, что был еще один подобный мост ниже по
течению, построенный гораздо раньше турецкого Визирева моста? Но ведь и Ровинский и Шобаич считали, что мост
на Мораче был единственной связью для Дукли!
Nadežda Katanić i Milan Gojković «Грађа за проучавање старих камених мостова и
акведуката у Србији, Македонији и Црној Гори». 1961
![]() |
. |
![]() |
Компьютерная визуализация древнего и средневекового вариантов моста из книги Стево Вучинича (архитектор (арх. F.Velimirović) |
Вариант Вучинича (Stevo Vučinić).
В 2014 году обширную работу об античном мосте опубликовал Стево Вучинич. Сделав
подробный обзор всех исторических источников, подробно разобрав внешний вид и
состояние остатков моста, автор приходит к выводу, что «Мост на Старой Златице
был построен около 555 года (549?), во времена византийского императора
Юстиниана. По форме и конструкции он представляет собой пример позднего
античного этажного мостостроения».
Вучинич отмечает, что с инженерной точки зрения место для моста было выбрано
очень удачно. Он возведен на скальном массиве, способном выдерживать
большие горизонтальные и вертикальные нагрузки. Арочная конструкция моста
переносила такие нагрузки непосредственно на основания пилонов. Массивные опоры
распределяли нагрузку на основания и не нарушали режим течения реки во время
повышения уровня воды. У всех пилонов выложены профилированные углы,
направленные навстречу течению. Снаружи пилоны облицованы плитами их местного
слоистого камня, внутреннее пространство заполнено щебнем и галькой, залитыми
известковым раствором. Арка, перекинутая через Морачу, имеет ширину 25 м. В
конструкцию было включено значительное количество сполий — фрагментов древних
построек.
Пролёт через Морачу был снесен во время аварского нашествия в начале VII века. Первоначальный
поврежденный мост был вновь перекрыт в Средние века. При этом, после полного
демонтажа верхней части моста, оставшаяся нижняя конструкция была выровнена и
«объединена с пристроенным мостом в единое целое». Эта пристройка к мосту была
снесена в конце 1796 года, в связи с неоднократно упоминавшейся необходимостью
изолировать Пиперей от турецких властей в Подгорице. В качестве иллюстрации вышеупомянутых
утверждений в своем исследовании Вучинич приводит компьютерную визуализацию
древнего и средневекового вариантов моста, окончательно снесенного в конце XVIII века.
Stevo Vučinić «Studies
on Antiquity in Central Montenegro». 2014
![]() |
. |
На территории Черногории, как и на территории бывшей
Югославии, и на всех Балканах, не так много римских мостов. Но, как например,
популярное местное название «греческое кладбище» не имеет к Греции никакого
отношения, так и «римский мост» легко может быть вовсе не римского периода.
Архитектурные особенности и исторические источники свидетельствуют о том, что
такие мосты часто строились в османский период. Но иногда народная память и
сложившиеся традиции оказываются верными.
Римское мостостроение было эталоном для всех строителей каменных мостов более
поздних эпох. Для крупных и значимых мостов использовался
качественно обработанный камень, для сводов пролетов использовались более
крупные каменные блоки (а иногда кирпич), уложенные «всухую». Римское
мостостроение достигло своего расцвета с началом использования известкового
раствора, или псевдобетона — смеси песка, гравия и извести с добавлением
пуццолана, компонента на основе вулканического пепла, добываемого на склонах
Везувия, пемзы и горных пород. Такой раствор обладал способностью связываться и
затвердевать в воде. В римском мостостроении преобладают полукруглые арки на
крупных опорах, установленных в речное русло. Обычно острые ребра пилонов были
направлено против течения. Если мосты были многоэтажными, то над опорами
прорезали рельефные отверстия.
Лучшие римские решения были унаследованы византийскими и средневековыми
строителями, а затем Османской империей. Османы оставили после
себя множество значимых объектов на Балканах, среди которых немало и мостов.
На черногорской земле два моста имеют культурную и
историческую ценность как римские мосты: Мост на Моштанице в Никшиче и мост на
Рибнице в Подгорице. Однако их датировка и архитектурное происхождение
сомнительны, а в существующем облике этих мостов явно просматриваются приемы
строительства турецкого периода, что в некоторых случаях имеет историческое
подтверждение.
Мост в Старой Златице сохранился лишь частично. Нет
никаких следов подъездных путей или дорог к реке и мосту. Со стороны Дукли
доступ к мосту кажется более легким, в то время как подъезд к мосту со стороны
Златицы и Долян совершенно невозможен. Спуститься к мостовым опорам можно
только пешком. В самой глубокой части реки, под мостом, опор моста нет. Опоры
моста имеют квадратное основание, сложенное из мелкотёсанного камня с каменным
заполнением и связующим известковым раствором.
Несколько лет назад местная община Златицы направила в
столицу инициативу с просьбой включить остатки моста на реке Морача, широко
известного как Римский мост, в список памятников культуры, установлением защиты
объекта в соответствии со статьей 19 Закона о защите культурных ценностей.
Новое обращение в Управление по защите культурных ценностей было подано в
феврале 2025 года. После проведения необходимых исследований получено
предварительное одобрение.
![]() |
. |
Основные источники знаний:
Crna Gora. Uprava za zaštitu kulturnih dobara «Istraživački nalaz dobra Rimski
most na Staroj Zlatici, Glavni grad Podgorica, postupanje po predmetu UP/I
02-082/25 – 31/1 od 24.01.2025.»
«Rimski most na Staroj Zlatici – kulturno istorijsko dobro»
Nataša Spaić «Rimski most na Staroj Zlatici biće kulturno istorijsko dobro»
«Zaboravljeni most na Zlatici kao kulturno istorijsko dobro»
Ivan Kern «Zaboravljeni, nekada velelepni antički most na Morači»
Ivan Kern «Ostaci kasnoantičkog mosta na Zlatici, jednog od najljepših koje suovi krajevi vidjeli»
РасСказки об интересных местах
поблизости:
Светлана Кана Радевич. Первая! Лучшая!
Мало и Велье Брдо. Собираем звенья…
Градина Мартиничи. Вы чьё, старичьё?*
Крепость Црвена Стена. История от «испанцев» до австрийцев
Крепость Спуж. Всё, как мы любим!
В Кучи, к Медуну
Комментариев нет:
Отправить комментарий